Обсудить на форуме

Есть ли жизнь на записи?

В среде адептов серьезного High End и поклонников музыки часто можно слышать споры и горячие обсуждения вопроса о сравнении звучания той или иной системы с живым концертным исполнением. Этот относящийся к разряду риторических вопрос имеет множество ответов. Например, такой...

Множество производителей High End аппаратуры заявляют о своем стремлении достичь такого качества воспроизведения аудиоматериала, при котором прослушивание записи бы рождало в восприятии слушателя наиболее реалистичные переживания присутствия на живом концертном исполнении. Стоит признать, что эта задача достаточно успешно решена многими грандами High End. Во время игры стереосистемы высокого класса действительно возникают «голографические» образы исполнителей, безукоризненная передача тончайших нюансов дает исчерпывающее представление об их эмоциональном настрое, манере звукоизвлечения, а широта динамического диапазона преподносит перепады настроения и «заражает» бурлящей энергетикой, проходящей через музыкантов.

Во время прослушивания серьезной High End аудиосистемы слушатель действительно оказывается на самом лучшем месте зрительского зала, в то время как таинству прослушивания не мешают ни пробки по дороге, ни задержка концерта, ни странные соседи, ни звонки мобильных телефонов... Да, в домашнем High End аудиозале вы — король, все поют, играют и танцуют только для вас. Вы вольны пригласить на ваш пир звука любых звезд (даже тех, которых уже нет или тех, чей гонорар сопоставим со стоимостью всего концертного зала). Звезды приедут и споют именно так, как и положено их звездному статусу. Вы ощутите их живое дыхание и прикосновение к чему-то запредельному. Вы почувствуете, что стали еще одним членом клуба знатоков, которые слышали, как на самом деле звучит тот или иной известный исполнитель, как если бы он и его команда отыграла концерт у вас дома.

Да, в серьезных High End системах все специально заточено таким образом, чтобы создать реалистичную по масштабу и диспозиции картинку живого выступления. Соответственно, и лучшие звукорежиссеры работают именно так, чтобы создавать наиболее естественную картину, адекватно передающую энергетику конкретного музыканта или исполнителя.

Но означает ли это, что High End стереосистема (+ набор высококлассных записей) лучше / хуже живого выступления? На наш взгляд, Музыка — одна, но способы общения с ней могут быть разные, как в одном событийном пространстве, так и в «параллельных мирах». Каждый способ музыкального соединения обладает своими преимуществами для конкретного слушателя. Но об этом, наверное, сказано гораздо больше, чем, скажем о том, как это происходит с позиции музыканта.

Для серьезного музыканта каждый живой концерт по-своему уникален по своему погружению в заданную атмосферу и общению с конкретной аудиторией. Совершенно точно, что «в одну песню нельзя войти дважды». Опытный исполнитель умеет поймать настроение своего слушателя и «подать материал» так, чтобы он был воспринят зрителем с наибольшим душевным откликом. И это каждый раз разный растрой, разный посыл, разная интерпретация… В этом плане живой концерт куда «круче» любой записи. Ни одна даже самая дорогая аудиосистема не умеет ловить настроение зрителя, самостоятельно подбирать те интонации, «накалы» и «токи», которые необходимы именно в данный момент для наилучшей общей гармонии пространства.

Однако, то, что доступно фанату High End — добиться чувства музыкального единства и гармонии путем подбора / настройки / тюнинга своей системы. Настроения и вкусы могут меняться — соответственно могут меняться и компоненты аудиотракта.

Раскрывая вышеупомянутую тему, стоит также отметить, что множество прекраснейших музыкальных произведений искусства существуют исключительно в виде фонограмм — прослушать их живьем просто нереально. Нереально потому, что создавались они именно как запись (такого рода творчество принято называть «студийным проектом»).

И вот здесь High End стереосистема становится своего рода порталом в другой мир, в котором действительно оживают грезы...

Есть ли жизнь на записи или нет ли жизни на записи — науке это известно лишь на уровне ограниченно-условного перечня технических характеристик и данных измерений… А вот сердце не обманешь. В одном интервью Кен Ишивата (фронт-мэн Marantz) примерно так ответил на вопрос об иллюзорности аудиомира: «Музыканты, голоса, инструменты, ритмы, звуки — все иллюзорны. Музыка, заставляющая сердце биться быстрее, она — на самом деле».

В общем, слушайте сердцем, дорогие поклонники высококлассного и дорогого звука. Жизнь — там.

Комментарии экспертов рынка:

Юрий Гордеев
Генеральный директор компании NEXT

Hi End – это праздник, который всегда с тобой. Мы предлагаем не противопоставлять живой звук и звук акустических систем, а сопоставлять, и рассматривать как единый культурный комплекс.

Что такое «живой» звук сегодня? Давайте попытаемся проанализировать. Выступления могут проводиться на самых различных площадках: от небольших домов культуры и клубов до огромных спортивных комплексов, и концертных залов. В систему организации современного концерта зачастую входит многотонное концертное оборудование. Частью которого являются и профессиональные акустические системы. Из этого несложно заключить, что в современных условиях «живое» звучание – это условное понятие.

Выступление сегодня – это творческие и харизматические данные музыкантов, подкрепленные профессиональным оборудованием. Эмоциональный заряд и страсть к «живой» музыке рождает потребность в качественном звуке в бытовых условиях.

Немного абстрагируемся от традиционной трактовки Hi End, как качественного посредника между слушателем и звукорежиссером. Само по себе воспроизведение у людей, приобретающих высококлассные системы – это стиль жизни. Музыка для адептов Hi End, как и поиск собственного «звука» – это зона свободная от ежедневной рутины. Hi End позволяет пользователю стать режиссером собственного концерта, адаптированного под настроение и текущие предпочтения. Технологии производства высококачественной аудио- и видео техники позволяют уже сейчас добиваться в параметре «коэффициент искажений» абсолютно неощутимых значений, и как следствие более натурального звучания.

Задача музыки – нести созидательную функцию. «Живое» звучание и звук акустических систем – это формы передачи созидательной энергии. Каждая из которых имеет место быть.

Сергей Воробьев
Коммерческий директор Hi-Fi салон "Нота Плюс"

Некоторые аудиофилы не имеют достаточного опыта прослушивания живой музыки в концертных залах и зачастую сравнивают звучание одной системы с другой, вместо того чтобы стремиться к точной передаче звучания голоса и музыкальных инструментов. Да и мало кто из производителей имеет группу экспертов, регулярно посещающих концерты классической музыки. А если производитель ориентируется на слух и вкус одного, пусть и гениального, разработчика, то мы получаем продукцию, например, акустические системы, которые части аудиофилов безумно нравятся, а остальные говорят "не мое". Таким образом High-End аппаратура далеко не всегда точно передает живое звучание, но тем не менее позволяет получить удовольствие и эмоции сопоставимые с посещением живого концерта.

С живыми концертами не все однозначно. В большинстве случаев, не идеальное звучание концертной аппаратуры (если она используется) и посторонние шумы, с лихвой компенсируются живым общением, тем как исполнитель разговаривает с залом в паузах, эмоциями читающимися на его лице, да просто присутствием рядом с великим мира сего. Но иногда я ловил себя на мысли, что с большим удовольствием прослушал бы запись на хорошей аппаратуре, потому что качество усиливающей аппаратуры, акустических систем плюс работа конкретного звукорежиссера портили все впечатление, на записи было не просто лучше, а лучше на порядок.

Не стоит забывать что многих великих исполнителей уже нет, они в ином мире и послушать их "живьем" нельзя ни за какие деньги. Да и те кто жив исполняя произведение в сотый раз, не всегда испытывает те эмоции которые он чувствовал ранее, а это передается слушателю. Техника дает нам возможность присутствия на концерте, состоявшимся много лет назад, это своего рода "машина времени".

Вера Смирнова
Директор по маркетингу и PR Интернет-магазина PULT.ru

Концерт любого исполнителя для его поклонников - это приятное возбуждение от ожидания встречи с кумиром, атмосфера единства с "толпой" радостных людей и ощущение праздника и душевного подъема...все это прекрасно, но имеет малое отношение к качественному звуку и совсем не гарантирует получение удовольствия от исполнения. Это совсем иные эмоции, сродни тем, что испытывают футбольные фанаты на матче. Насладиться любимой музыкой, прочувствовать каждую нотку можно и на концерте, и прослушивая запись на своей домашней системе. Настоящая музыка живет и в записи и на ее восприятие вряд ли окажет влияние внешнее окружение. Разве кто-то может сказать, что в записи Фредди Меркури или Майкл Джексон не живы? Живой можно считать ту музыку, которая вызывает сильные эмоции, трогает до глубины души, и вовсе не важно, где живет эта музыка - на CD, цифре или в концертном зале. А уж где наслаждаться звуком - в комфортном кресле рядом с любимой стереосистемой или в нарядном концертном зале - каждый выбирает сам.

Тимофей Шиколенков
Директор по маркетингу и развитию бизнеса компании "Аудиомания"

«Самое главное — то, чего не увидишь глазами…» сказал Маленький Принц, поэтому стоит ли сравнивать наши эмоции, которые приходят к нам через любимую музыку. Как можно выбирать, как общаться с любимым человеком: при встрече, которая мимолетна, и только память нам потом подсказывает наши пережитые чувства, или письмом, зачитанным впоследствии до дыр. Ведь хочется и того, и другого.

Жизнь на записи определенно есть просто потому, что слушаем ее мы, сегодняшние. Вспомните, как звучат песни Леонида Утесова или Луи Армстронга на древнем граммофоне или патефоне – с отчетливым шипением и запинками - передавая нам через время и пространство радость и грусть ушедшего века и людей. Становятся ли менее уважаемыми эти песни и их исполнители от того, что мы никогда не сможем услышать их в живую.

Музыка – это эмоции, эмоции – это жизнь, а как и где погружаться в нее – на концерте или дома, каждый любитель музыки выбирает самостоятельно. Вспомните, более ста лет назад не было такой альтернативы, а сейчас мы можем не выбирать. И более того – сейчас мы можем выбирать еще и качество звука, настраивать его только под себя, свои «уши». Собирать, корректировать, оттачивать, полагаясь только на собственный вкус и предпочтения. Поэтому High End – это мостик к тому качеству звука, которое помогает нам эмоционально окунаться в любимую музыку и каждый раз, как в первый, наслаждаться тем, что доставляет истинное удовольствие.

Арсен Телетов
Менеджер по развитию Hi-Fi Компании “БОНАНЗА”

Наверное, многие специалисты по Hi-Fi осудят мое мнение. Но я верю – запись и ее «жизнь», прежде всего, зависит от исполнителя. Если он «живой и настоящий» – он сможет передать свою концепцию произведения, которое ему посчастливилось записать. Одного таланта, а может и личной харизмы – для этого мало. Даже профессионализма не всегда достаточно.

Безусловно, что-то зависит от качества и технологий записи. От тех людей, которые над ней «колдуют» и техники, на которой она сделана. Очень многое зависит и от той аппаратуры, на которой воспроизводится запись. Но самый главный акцент во всем впечатлении – это внутренний мир исполнителя, который он проецирует на слушателя. И если он немного бог – запись останется на долгие годы в сердцах тех, кто хотя бы раз ее услышал. Возможно, мало кто вспомнит через какое-то время, как она была записана и на чем проигрывалась...

В то же время подход компаний-производителей аудиотехники к передаче «натурального» звука сильно различается. Некоторые стремятся передать именно естественное звучание, другие предпочитают «красить» звук. Например, японская компания Denon, сохраняя точность воспроизведения материала, намеренно ставит акцент на музыкальности. И не ошибается, призывая «почувствовать это», больше века сохраняя лидирующие позиции в сердцах меломанов всего мира. Немецкая компания Canton, много лет проповедуя слоган «чистая музыка», особое внимание уделяет детальности, точности звуковой сцены и динамике звука. Но существует идеальный случай. Когда великолепное исполнение, бережно «сохраненное для людей» талантливыми людьми, воспроизводится на великолепной современной аппаратуре. Думаю, это и есть то, к чему надо стремиться, чтобы жизнь раз от раза обретала смысл.

Владимир Ягодин
Руководитель отдела продаж Salon HiFi

Если один человек говорит, что трамвай красный, а другой — что он 5-ый, оба правы, но смотрят они по-разному на одно и то же. Можно подсчитать, сколько нот в каждом конкретном произведении, и даже знать текстуру бумаги, на которой ноты написаны, только это ничего не скажет о том, как оно будет звучать в нашем сердце. Зацепит - не зацепит. Можно описать музыку как поток электричества через звуковоспроизводящую аппаратуру, выявить все физические процессы, происходящие при этом, но что это даст.. Я не ставлю знак вопроса, так как это и не вопрос. Вопрос в другом: зачем?

Абстрактное мышление - одна из "мелочей", которая отличает нас от животного мира. Оно помогло положить начало созданию звуковоспроизводящей аппаратуры. Далее: например, есть учитель пения, который умеет правильно научить петь, но это не значит, что сам он обладает красивым голосом. Этого от него и не требуется. Уподобим это процессу записи, тогда воспроизводящая аппаратура - это певец, и воспринимается он нами по-разному. Восприятие может зависеть от многих причин, в основе которых лежит наше культурное воспитание и душевное (не путать с духовным) образование, ведь одним людям нравится какой-то певец, а другим нет.

Внимание у разных людей, исходя из вышесказанного, следит за разными моментами исполнения, т.е. одни обратят больше внимания на текст (видимо, это любители прорисованных средних частот в аппаратуре), другие запомнят качество аранжировки (любители масштабного звука), а, например, любители музыки без глубокой мысли в текстах и немасштабной аранжировки могут обратить больше внимания на высокие-низкие частоты. Вполне понятно, что не существует однотипных людей, но, видимо, есть некие склонения в ту или иную сторону — нет любителей "Ласкового мая" и Окуджавы одновременно. К тому же, вкусы могут претерпевать изменения в процессе жизни. Думаю, что это можно обозначить как "вкусовое образование" и/или "самообразование". Всё это, конечно, достаточно относительно, но, думаю, так легче разобраться в претензиях, предъявляемых нами к аппаратуре.

29.04.2013, Андрей Сасиновский




Оставить комментарий

Всего комментариев 1

Костин В.Н. Компания "Валанкон-Д"
21 мая 2013, 16:56
Основная задача электроакустики максимальное соответствие вторичного звукового образа (в месте прослушивания) - первичному.
Говорить об этом можно только в том случае если нам известны источники, а если источники синтезированы то можно говорить только о том как воспроизводится тот или иной диапазон частот и о других деталях, т.к. внутренние эталоны отсутствуют. К тому же все естественные источники звука излучают в сферу во всём диапазоне частот, а существующие АС имеют разную диаграмму направленности на разных частотах и принципиально не могут создать адекватный вторичный звуковой образ. Следующим шагом по приближении вторичного образа к первичному является переход на АС с круговой диаграммой направленности во всём диапазоне частот.




||


Главная страница > HI-FI Профи > Аналитика > Есть ли жизнь на записи?