Обсудить на форуме

Vintage-audio

Почувствуйте, как приятно звучит красивое иностранное и мало кому известное слово vintage. Губы и кончик языка смакуют каждую букву, растягивая слово, будто оно сладкий, длительной выдержки мед: vin – tage. Вот точно также некоторые аудиофилы наслаждаются музыкой на этом самом vintage.


Что такое vintage?

Термин vintage переводится с английского, в частности, как «классический», «марочный», «выдержанный» или «старинный». Исходя из этого становится ясно, какую технику аудиофилы называют vintage-audio. Это классическая «марочная» аппаратура 60-80-х годов, по качеству звучания способная конкурировать с современными моделями. При этом просто старую вещь, найденную где-нибудь в чулане, вряд ли можно назвать этим гламурным словечком - настоящим vintage считаются только отреставрированные вещи. Если аппаратура хорошо сохранилась, то перед продажей с нее лишь стряхивают пыль времени или, например, ставят в усилителях новые лампы. Другое дело – когда те или иные комплектующие старой акустики надо заменить современными. Если провернуть эту операцию неаккуратно, в лучшем случае звучание системы немного ухудшится, в худшем – звук просто «умрет». Поэтому специалисты советуют применять оригинальные или выпущенные в тот же период аналогичные комплектующие. И, конечно, такой тип реставрации требует ощутимых затрат. Именно поэтому vintage зачастую продают охотникам за «совершенным звучанием» за бешеные деньги: стоимость некоторых раритетов доходит до 100 тысяч евро, и это еще далеко не предел. Самая же дешевая старинная аппаратура, получившая новую жизнь, стоит около 100 долларов.

Два основных типа vintage-аппаратуры - Classic Audio и Exotic Audio. О первом типе слагают легенды. Это очень дорогая техника. И чем дороже она стоит, тем лучше. Аппаратура, относящаяся ко второму типу, известна тем, что имеет какие-либо «прибамбасы» в отделке. Она создается по образу и подобию устройств, выпускавшихся в свое время небольшими сериями и, поэтому бывших дорогими и модными. В наши дни эту технику желают заполучить коллекционеры со всего мира, несмотря на то, что придется выложить за нее просто-таки немыслимые суммы.

Родиной vintage-audio, как свидетельствуют многие источники, считается Япония. И неудивительно: Страна Восходящего Солнца всегда славилась неистощимостью на различные технические выдумки. Именно там зародился, например, «эзотерический Hi-End». По данным журнала Stereo & Video, его суть заключается в том, что при изготовлении (и прослушивании) аппаратуры используются необъяснимые, с точки зрения современной науки, «технологии», оказывающие положительный эффект на субъективное восприятие ее звучания.

В Японии, Америке и в Европе vintage начали увлекаться давно. За границей уже сформировался отдельный сегмент рынка Hi-Fi и High-End, который так и называется – vintage-audio. На его появление значительно повлияло повышение спроса на бытовую и профессиональную технику «аналогового периода» звукозаписи. У нас же, в России, как всегда опоздали и узнали о том, что это такое только сейчас.

Где найти старьевщиков?

Автору сего материала пришлось довольно долго искать этих самых старьевщиков от аудио. Ведь мало кому под силу и к тому же интересно заниматься поиском и продажей давно не выпускающейся техники, создавать реставрационный фонд.

Ни одна антикварная лавка в Москве не занимается этим. Попросту потому, что невыгодно. «Нам недавно предлагали дореволюционный граммофон, где-то начала 20 века, но мы отказались, - рассказывает Виктор Олысыч, заведующий отделом древностей церковной старины компании «Сувенир». - Обычно граммофоны занимают слишком много места в экспозиции. Плюс за них просят немалые деньги – около полутора тысяч долларов. Ведь граммофоны – настоящий раритет, хотя бы потому, что изготавливаются из очень ценных пород дерева». А в комиссионных магазинах вообще неизменно отвечали вопросом на вопрос: а что такое vintage?

Как поведал нам доктор от мира Hi-Fi и Hi-End Александр Клячин, компаний, занимающихся в России и в СНГ старинной акустикой, очень мало. Самые известные в нашей стране – это Kogerer и Z-Audio Ultra Fi Systems, в СНГ – киевская «Английский звук». Причем у всех этих объединений vintage – лишь одно из направлений деятельности.

Лаборатория Z-Audio Ultra Fi Systems фактически разбирает на части старинную аппаратуру и создает из ее составляющих новые вещи. Она восстанавливает и переделывает классическую аудиотехнику 40х-80х годов, а также занимается инсталляциями эксклюзивных звуковых систем и систем ДК, некоторые из которых полностью построены на базе винтажных компонентов или на базе переделанных винтажных составляющих. «Мы не ставим перед собой цель воссоздать оригинальное изделие, так как часто оно содержит массу недостатков, - объясняет директор лаборатории Z-Audio Ultra Fi Systems Владимир Зимаков. - Мы используем из этого изделия те части, узлы и детали, которые, как мы считаем, хорошо звучат, и делаем на базе какого-либо устройства другое изделие, в котором лишь частично сохранены оригинальные решения. Многие наши собственные изделия также сделаны из винтажных комплектующих: резисторов, конденсаторов, проводов, динамиков и трансформаторов Золотой Эры аудио. Почему? В ту далекую эпоху производили комплектующие и изделия из них с гораздо лучшими звуковыми свойствами (по субъективному восприятию), чем сейчас. Также мы иногда используем винтажную рупорную акустику при построении больших систем ДК».

А вот компания Kogerer, в отличие от Z-Audio Ultra Fi Systems, только покупает и продает vintage. Этим же занимается и киевская компания «Английский звук». Поставщики или сами представители этих фирм привозят из-за рубежа, в основном из Японии, Америки и Европы, катушечные магнитофоны, кассетные деки, вновь вошедшие в моду проигрыватели виниловых дисков, ламповые и твердотельные усилители и, конечно, акустические системы. Иногда в их коллекции оказываются вещи, некогда принадлежавшие известным людям. Так, в компании «Английский звук» появился виниловый проигрыватель великого скрипача Леонида Когана. Этот уникальный аппарат фирмы Sony музыканту подарили японцы после его визита в их страну. В свое время устройство считалось профессиональным и поэтому не продавалось. Проигрыватель Когана купил коллекционер из Симферополя примерно за 2 тысячи долларов.

Что касается компании «Английский звук», то она не только покупает готовый vintage, но и восстанавливает самостоятельно найденные модели старинной техники и при продаже дает на них год гарантии.

Многие вещи компании покупают на аукционах. Там представлено очень много оригинальной аппаратуры. В основном, как рассказал нам директор компании «Английский звук» Валерий Галицкий, ее берут с известного во всем мире eBAY и японского Yahoo. Автор сего материала решил заглянуть на эти ярмарки старинного Hi-Fi и Hi-End. На аукционе eBAY мое внимание привлекли три оригинальные вещицы. Первая - антикварный CD-проигрыватель с поддержкой радио GA-055 в стильном деревянном корпусе.
Вторая - музыкальный центр SMT-2318, включающий в себя двухкассетный магнитофон, радиоприёмник, CD плеер и графический эквалайзер. Произведенный в 80-е годы, он настолько прост в использовании, что с ним справится даже ребенок. И, наконец, третья - ламповый радиоприёмник Zenith в корпусе из настоящего дерева. Аналог знаменитых приёмников 1936 года Zenith Cube. У его корпуса красиво срезаны углы и стильно оформлены кнопки. Заявленная стоимость всей этой аппаратуры невелика – от 79 до 100 с небольшим долларов.


Кому нужен vintage?

Аудиофилы делятся на два лагеря: тех, кто любит новую технику и тех, кому по душе старая аппаратура. Вторых нередко называют «винтажефилами». Они считают, что старинная акустика намного лучше современной передает музыку, эмоции и энергию исполнителя (подробнее об этом – во втором материале данной Темы недели).
Слушая старенький виниловый проигрыватель, по их мнению, ощущаешь себя на живом концерте, в то время как новые системы фактически мертвы, они нужны только тем, кто стремится послушать, как дышит музыкант, или как стул под ним скрипит. Да плюс еще и дизайн в стиле ретро привлекает «винтажефилов».

Как говорит на своем сайте о vintage Олег, известный под ником Jeen, некоторые меломанствующие аудиофилы считают, что старинная техника лучше, чем новая, поскольку в прежние времена ее делали с душою и более качественно. Раньше значительно больше внимания уделяли вокальному диапазону, поэтому разрешение посередине у старой техники значительно лучше. Эта аппаратура звучит живее, чем новая, но при этом «грязнее». Hi-End же воспроизводит музыку правильнее, но как-то формально - вроде все звуки есть, их даже больше, и они на месте, но выразительность пропадает.

У компаний-антикваров от аудио появилась своя классификация «винтажефилов». Владимир Зимаков их делит на три категории:

Большая часть покупателей, 90 %, конечно, мужчины. «Последний раз женщина покупала виниловый проигрыватель, - делится воспоминаниями Валерий Галицкий. – Пришла и говорит: «Я - заслуженный журналист Украины, у меня очень большая коллекция пластинок, я их всю жизнь собирала. Сегодня все китайское, все барахло, дайте мне проигрыватель 70-80-х годов - хорошее, доброе вечное!» Выбрала и купила старый проигрыватель».

Бывает, что среди покупателей встречаются известные люди. Известно, что старую акустику предпочитает американский певец и гитарист Тинсли Эллис. На концертах он играет на «1966 Gibson ES 345» и сделанном по заказу Stratocaster через старинный усилитель Fender.

Очень часто закупаются у аудио-старьевщиков коллекционеры. Но ни один руководитель опрошенных нами компаний не назвал их имен. Это коммерческая тайна. Что и неудивительно. Ведь это очень богатые люди, которые ни за что не хотят светиться сами и уж тем более показывать свои коллекции. Более того, коллекционеров таких вещей в России, как поведал нам Александр Клячин, практически нет, поскольку в нашей стране нет настолько обеспеченных людей.

Безусловно, к Vintage Audio можно относится по-разному. Кто-то видит в подобной технике только экзотику, кто-то расценивает ее как антикварную вещицу, коей можно похвастаться перед друзьями (к слову, некоторые модели – настоящий раритет – стоят в тысячу раз дороже, чем раньше), а кто-то сочтет, что аппаратуре-vintage – место в музе. Но, конечно, найдутся и те (все три вышеуказанные компании на отсутствие клиентов не жалуются!), кто радуется тому, что и сейчас можно приобрести старинные акустическую систему или виниловый проигрыватель, причем исправные. И справедливо будет назвать этих последних остро модными среди аудиофилов. Ведь недаром говорят, что «все новое – хорошо забытое старое». Или, если переиначить поговорку по отношению к данному материалу, «все остро модное – хорошо забытое старое».

Материал подготовила Евгения Заболотских.



Оставить комментарий





||