Обсудить на форуме

Аукцион душ

«Не хотите ли купить душу?» Не правда ли странное предложение, попахивающее дьявольщиной, предложение, от которого, казалось бы, за километр разит если не геенной огненной, то палатой № 6. Тем не менее, не такое уж оно и бредовое. Хочешь быть Богом, вложи во что-нибудь свою душу, если тебе это не под силу, купи чужую душу и стань чертом. Не секрет, что душа храма или зала - его акустика. Вы никогда не сможете положить ее в карман и унести с собой как что-то осязаемое и материальное. Однако, купив то или иное здание (тело), вы приобретете и его душу.


Веками совершенствовалось искусство создания концертных, оперных, театральных залов и храмов. А что самое ценное в архитектуре подобных зданий? Конечно же, великолепная акустика. Такая как, например, в залах Санкт-Петербургской филармонии, Капеллы, Мариинского театра. Остается только восхищаться великими архитекторами (например, в Петербурге - Росси, Растрелли, Трезини и др.), которые оставили нам в наследство шедевры естественной акустики. Только благодаря этим мастерам, еще есть возможность слушать чудесную музыку в подходящих для этого условиях, то есть там, где сохранены каноны «естественного» звучания.

Очевидно, что после 1917 года в нашей стране ничего подобного не было создано. Но вот, что странно и примечательно одновременно: многие памятники архитектурной акустики не являются объектами государственной охраны. А раз так, то рано или поздно национальное достояние превращается в очень дорогой и практически невоспроизводимый в наше время «антиквариат».

Есть товар, найдется и купец. Одним из ярких примеров такой сделки стала скандально известная «передача» Особняка Боссе известному барду Александру Розенбауму. Стоит отметить, что старинное здание примечательно тем, что в нем размещалась Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга.
13 сентября 2001 года питерский губернатор Владимир Яковлев передал Особняк Боссе певцу в аренду. Здесь нет явного акта купли-продажи, так как здание по-прежнему, является федеральной собственностью, а знаменитый певец распоряжается им на правах аренды сроком на 49 лет, являясь «всего лишь художественным руководителем» памятника архитектурной акустики. По условиям аренды, Розенбаум может использовать здание только для творческих целей. В общем-то, музыкант этого условия до сих пор не нарушал. Более того, при активном участии певца в особняке был проведен дорогостоящий и столь необходимый ремонт. Однако в каждой бочке меда есть своя ложка дегтя: после сдачи в аренду особняка Боссе Капелла оказалась не то чтобы на улице, но, скажем так, в среде не слишком-то отвечающей требованиям, которые предъявляет к архитектурной акустике данный музыкальный жанр. Более красноречиво ситуацию может описать лишь список «замен», предложенных Капелле - это здание Детской филармонии, Дворец культуры им. Орджоникидзе и помещение во Дворце Белосельских-Белозерских. В заключение этой истории хочется обратить внимание читателя на парадокс, наводящий на определенные мысли. Вышеупомянутый особняк был передан в аренду певцу в его пятидесятилетний юбилей, и если к этой цифре прибавить срок аренды, то получается, что господин Розенбаум собирается жить не менее девяносто девяти лет. Дай Бог ему здоровья, конечно, ибо человек он достойный, но уж больно это смахивает на приобретение недвижимости в рассрочку.

Ну что ж, уважаемые любители столь необычного «антиквариата», не расстраивайтесь по поводу упущенных возможностей. К счастью, земля русская богата подобными шедеврами, а посему давайте присмотримся к следующим лотам на аукционе под названием «современная российская действительность». Кто знает? Может быть, вам повезет не меньше, чем господину Розенбауму, и на старости лет вы фактически станете пожизненным владельцем чьей-нибудь «души».

Лот № 1 - Александринский театр

Труппа Александринского театра основана в 1756 году, а знаменитое здание, возведенное архитектором Росси в честь победы России над Наполеоном, - в 1832. Свое название - «Александринский» - театр получил в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны. Но вот, что интересно: 9 февраля 1937 года, когда уже «совковая» Россия отмечала столетие со дня гибели Пушкина, театру было присвоено имя поэта, и он стал (вы не поверите!) «Александринским». Тем не менее, разница между названием театра до и после 37-го года прошлого века есть, так как иногда теперь его называют еще и Пушкинским.

Здание Александринского театра, обращенное фасадом к Невскому проспекту, является одним из лучших образцов русского классицизма. Его символом стала колесница Аполлона - скульптурная композиция, расположенная на аттике здания. В нишах, украшающих фасад театра, стоят статуи Музы танца Терпсихоры и Музы трагедии Мельпомены. Александринский театр - один из старейших профессиональных театров Европы. На его сцене состоялись практически все мировые премьеры произведений русской классической драматургии. Здесь бывали Пушкин и Белинский, Тургенев и Блок, Островский и Чехов.

Зрительный зал насчитывает 1378 мест, в его убранстве сохранилась резьба царской ложи и некоторых лож у стены. И, конечно же, в театре сохранилась его душа, то есть великолепная акустика: с любого места в зрительном зале отчетливо слышен любой шепот, произнесенный актером со сцены, что значительно усиливает впечатление от спектакля.

Возможно, вы захотите приобрести что-нибудь менее броское и известное, но не менее значимое в культурном плане, тогда вас наверняка заинтересует

Лот № 2 – Международный Центр-Музей Рерихов.

Международный Центр-Музей Рерихов расположен в старинной усадьбе Лопухиных - памятнике архитектуры XVII-XIX вв. О культурном и художественном наследии Рерихов можно говорить бесконечно, а дискуссии о духовной ценности оставленного ими богатства могут занять всю жизнь. Но Музей известен не только этим.

В его уютном камерном зале, рассчитанном на 100 мест, среди оригинальных полотен Святослава Рериха проводятся регулярные концерты. Великолепная акустика помещения, а также новый рояль фирмы «Стейнвей и сыновья» позволяют музыкантам передать все нюансы своего мастерства. Ансамбль Moscow Baroque, Российский струнный квартет, солисты Москонцерта, лауреаты международных конкурсов, музыканты из США, Швеции и Индии - вот неполный перечень артистов, нашедших здесь благодарных почитателей.

Вам не по душе столичная помпезность? Да и образцы каменного зодчества вас не привлекают? У многих из вас слово «акустика» ассоциируется с дворовым названием акустической гитары или с материалом, из которого она изготовлена? Тогда вас не оставит равнодушным

Лот № 3 - Музей им. В.И. Сурикова.

Художественный Музей В.И. Сурикова находится в Красноярске. Он расположен в особняке из натурального дерева, построенном в 1904 году выдающимся архитектором В.А Соколовским. До начала 20-х годов особняк принадлежал Вере Гадаловой - дочери купца Первой гильдии Николая Гадалова. Уникальную часть коллекции составляют произведения Сурикова. Но еще большую уникальность ему придает то, что вот уже третий сезон регулярные концерты Красноярского камерного оркестра проходят именно в нем. У подлинных ценителей музыки теперь есть возможность наслаждаться произведениями Моцарта, Баха, Чайковского и других великих композиторов в стенах старинного особняка. Эта жемчужина архитектуры как нельзя лучше подходит для возрождения традиций салонного музицирования. Акустика великолепна, интерьер изыскан, кругом - шедевры живописи - все это создает особую атмосферу, которую по достоинству оценили и, наверняка еще оценят, любители музыкальной классики.

Но, простите! Кажется, мы увлеклись известными театрами и музеями. Вы хотите что-то попроще? Но, чтобы это был непременно театр, и театр известный? Ах да, и чтобы он был очень похож на какой-нибудь заграничный шедевр? Наш аукцион в состоянии удовлетворить ваши запросы! Вашему вниманию предлагается

Лот № 4 – Таганрогский городской театр.

Богатые особняки и общественные здания начали появляться в городе с начала XIX. По проекту архитекторов Лондерона и Трусова, в 1866 году было возведено здание городского театра. В его зрительном зале акустика настолько прекрасна, что снискала ему славу одного из лучших в России. Уже давно подмечено, что интерьер зала – прямо-таки малая копия легендарного миланского театра Ла Скала.
В 60-70-е годы это сходство было не только визуальным, так как предметом особой гордости горожан (явлением далеко не заурядным для провинциального города) была итальянская опера, содержавшаяся на средства купцов-меценатов. Театр пользовался особой любовью горожан, о чем свидетельствуют записи Таганрогского историка П.П.Филевскго: «Не следует думать, что только высший класс увлекался оперой, увлекались решительно все». На сцене удивительного театра были поставлены пьесы А.П.Чехова, М.Горького, А.Н.Островского, В.Шекспира.

Все чаще вы задумываетесь о вечном и хотите быть ближе к Богу, но при этом мечтаете о том, чтобы не чувствовать себя одинокими в таком порыве? Тогда вы не устоите перед нашим специальным предложением. Братья и сестры,

Лот № 5 – церковь Тихвинской иконы Богоматери.

С начала двадцатого века Алексеевское находится в городской черте нашей родимой столицы. В 1917 году район назывался Алексеевским участком города Москвы. Алексеевское известно с 14 века. Сперва, как село Копытово (по названию реки Копытовки, притоку Яузы), а с конца 16-го века его название на слуху, благодаря церкви Тихвинской иконы Богоматери. Храм вмещает в себя 3 тысячи человек, акустика там настолько великолепна, что просто не описать словами.

Вот и подошел к концу наш аукцион. Под занавес - для истинных ценителей совершенно уникальное нерукотворное творение от самого Создателя. Непревзойденный шедевр акустики –

Лот № 5 - пещера Мраморная! (А, точнее, самый большой из ее залов с «забавным» названием - «Перестройка»! Примечание: оплата салом и оранжевыми революциями).

Один из самых больших в подземных пространствах Крыма залов был открыт в 1987-ом году. Отсюда и столь «романтичное» название. Площадь «Перестройки» достигает четырех тысяч квадратных метров, высота - двадцати семи метров. Он самый большой из всех оборудованных под залы европейских пещер. В настоящее время «Перестройка» представляет собой гигантский каменный хаос. Толщина навала из глыб - около 20 м. Вес некоторых камней достигает 1000 тонн, отдельные из них - размером с большой автобус. Разнообразие сталактитов и сталагмитов поражает воображение. Зал обладает великолепной естественной акустикой, благодаря этому он стал знаменитой подземной концертной площадкой.

Наш аукцион, надеюсь воображаемый, закончен. Как видите, поле деятельности для «коллекционеров архитектурных душ» - более чем обширное, но не останемся ли мы ни с чем в результате подобной чертовщины? Возвращаясь к началу материала, так и хочется воскликнуть: «Неужели никто так и не смог стать богом?» Богом нет, но люди, вкладывающие душу в любимое дело, которое в свою очередь рождает и пробуждает «души», не убивая и не калеча тела храмов и всевозможных залов, еще не перевелись на Руси. Это профессиональные инсталляторы. Один из них - руководитель slu&division Loudspeakers AES (Ru) Александр Гайдаров. Он рассказал нам об одной из сложнейших инсталляций, где архитектурные меры были недопустимы: «Дело было в Херсоне. Там находится храм епископа Херсонского и Таврического Ионафана. По размерам храм сопоставим с Храмом Христа Спасителя. В нем большой предел (прямолинейная часть, куда приходят прихожане), высокие шатер над местом службы и аналой. Хор располагается над входом в предел. Поет настолько хорошо, что душа радуется, но наслаждаться божественным звучанием мешает реверберация. В этом случае мы сделали звукоусиление. Пришлось использовать как аппаратурные, так и электронные средства. Сначала мы оздали монополь давления, а уже с ее помощью ранние отражения».

Материал подготовил Михаил Китаев.



Оставить комментарий





||