Обсудить на форуме

По дороге в Hi-End

Как вы яхту назовете, так она и поплывет.
(«Приключения капитана Врунгеля»)

Прошло достаточно много времени, чтобы сложилось определенное мнение об индустрии под названием Hi-End. Хочу провести небольшой экскурс и поделиться своим мнением с любителями и почитателями музыки. Процесс становления технократического сохранения музыкальных произведений на носителях, кроме нот, длится вот уже более века.

Все начиналось с того, что раньше музыку, кроме народной, могли слушать вельможи и придворные, которые имели своих музыкантов, оркестры и пр. Но желающих слушать хорошую музыку становилось все больше и больше, но не все они могли позволить себе посещать концерты.

И уже, начиная с 1905 года появилась возможность проводить механическую запись звука на валик. Это был прорыв. Потом появились граммофоны, на которых уже проигрывались плоские диски. За громоздкими граммофонами, которыми владели, в основном, состоятельные люди, появились патефоны с пружинным приводом. Множество эстрадных исполнителей, которых слушали на концертах имели возможность записывать себя на пластинки, чему безмерно были рады любители популярной музыки. Особенно это было распространено в 30-х годах прошлого века. Эти исполнители вызывали не однозначную реакцию у властей, особенно это было заметно в советское время. Эстрада считалась какой-то отрыжкой буржуазного мира. Джаз вообще был предан анафеме.

Но любители музыки не унывали. Находили способы записывать любимых исполнителей механическим способом на рентгеновской пленке. Но это уже было в послевоенное время в 40-х, 50-х годах. Появление магнитной записи для массового потребителя облегчило задачу создания коллекции любимых музыкальных произведений. Аппаратура, в основном, была ламповой.

Это были радиоприемники и радиолы у которых вместе с приемником был встроен проигрыватель со звукоснимателем. В основном это были проигрыватели на 78 оборотов. Но уже к концу 50-х стали появляться пластинки и на 33/3 оборота, что резко повысило количество информации на стандартном формате. Репертуар выпускаемых пластинок в советское время был настолько зацензирован,что информацию о музыки черпали из р/приемников имевших коротковолновые диапазоны. У кого не было КВ диапазона, а СВ (средневолновый) имелся на всех приемниках, то делалась КВ приставка к этому диапазону и зарубеж был гарантирован. Правда, власти вели с этим борьбу, чтобы не слушали разные там "голоса". Но любителей эти голоса мало интересовали. Много передавалось разной зарубежной музыки, которая расширяла познания о музыке вообще.

Но в 60-х годах на свет появился транзистор. Бурное развитие этой технологии стало главным конкурентом уже завоевавшим рынок ламповой техникой. Появилось большое количество разнообразной бытовой техники, изготовленной по транзисторной технологии. Кроме того, эта технология позволяла создавать отдельные компоненты радиоустройств. Это приемники и магнитофоны и электрофоны, которые содержали в комплекте усилитель, проигрыватель виниловых дисков и, что немаловажно, акустические системы. В конечном счете потребитель имел возможность выбора своей домашней системы по желанию. Широким фронтом развивалась система СТЕРЕО. Ламповая техника приказала долго жить.

Катушечные магнитофоны были практически у всех любителей музыки. Это уже позволяло записывать любимые произведения с хорошим качеством звучания. Особенно была распространена запись на катушку с дисков, которые наши моряки привозили из-за рубежа. Широко стали распространяться кассетные магнитофоны, как переносные, так и деки (приставки).

Качество звучания в домашних условиях приблизилось к такому уровню, что парк аппаратуры на рынке достиг практически совершенства. Во всяком случае так считалось. Усилители мощности, которые считались основой основ любого комплекса обладали очень высокими показателями и большой выходной мощностью, что позволяло из АС (акустических систем) небольшого размера извлекать низкие частоты ранее не доступные в домашней обстановке. Проигрыватели виниловых дисков многих зарубежных фирм с электромагнитными головками и качественными тонармами были доступны и обладали высоким уровнем качества звучания.

Вся эта индустрия в 70-х годах получила название Hi-Fi. Многие фирмы под этим брендом стали производить продукцию. Конкуренция в этом секторе резко повысила качество записи и звуковоспроизведения музыкального материала.

Но вот, начиная с 80-х годов забрезжил расцвет цифрового формата.

Цифровая технология стала быстро насыщать рынок. Разрабатываемая в начале в основном для вычислительной и компьютерной технике эта технология была положена в основу и для записи и воспроизведения музыкальных произведений.

Удобство в эксплуатации, технологичность в производстве, цифра практически стала вытеснять основные форматы звуковоспроизведения, существующие до этого. Катушечные магнитофоны, проигрыватели виниловых дисков, достигшие на этот момент высочайшего качества, как самих образцов, так и способа воспроизведения, были просто принесены в жертву цифре. Цифра, казалось навечно похоронила эту аналоговую технологию записи и воспроизведения, которая с таким трудом была достигнута за многие годы умами всего мира.

Нетронутыми оставались акустические системы и усилители. Но усилители были транзисторными. Эта кремниевая технология в сочетании с цифровыми источниками у многих ортодоксальных любителей музыки вызывала не однозначную реакцию при прослушивании музыкальных произведений. Стали возникать вопросы. При столь качественном воспроизведении цифрового источника музыкальное произведение теряло эмоциональную составляющую, основу музыкального произведения.

Искали ответ. Скорее, транзисторный тракт позволил и без того резкое и детальное воспроизведение еще более того "окрашивать" (сленг) звук. Нами были предприняты попытки использовать ламповый тракт в сочетании с цифровым источником. Вроде срослось. Появился на свет и был запущен в серию усилитель на лампах "Прибой". Но, что такое ламповый усилитель в разгар транзисторной технологии. Белая ворона. Но постепенно отношение к ламповым усилителям стало меняться, т.к. некоторые любители уже приобрели "Прибой" и почувствовали разницу. Это проходило где-то в начале 90-х годов. Многие разработчики поняли, что новое, это хорошо заБИтое старое. Начался ренессанс лампового звучания. На рынке и за рубежом стали бурно демонстрироваться модели ламповой индустрии. Правда, цены у этих моделей были в сравнении с автомобилями премиум класса.

И вот, вдруг, как чертик из табакерки в середине 90-х годов на рынке появилась аппаратура под брендом Hi-End. Что это и что под этим подразумевалось, так и не поняли. Скорее всего это был коммерческий ход. Название Hi-Fi уже не устраивало. Все производители дружно набросились на новенького. Производители почувствовали свежее дыхание.

И тут, словом, началось в деревне утро. К этому времени схемотехнические наработки бытовой техники достигли такого уровня, что придумать, или, что-то улучшить стало сложно. Здесь необходимо было используя прежний багаж, как-то его обновить. Все фирмы, которые до этого присутствовали на рынке, прежде всего, обратили внимание на дизайн. Но, дизайн, это внешняя сторона, а учитывая, что цифровой источник позволяет с голографической точностью обрисовывать звук, то здесь и пошло, поехало.

Оказалось, что ранее в укомплектованных системах не обращали внимание ни на провода, ни на элементную базу (конденсаторы, резисторы и пр.). Правда, скептики утверждают, что это мистика. Причем здесь провода и т.д. Мы проводили исследования по этому поводу. Влияние есть и это факт. И что интересно, здесь не важно какой усилитель тестируется, ламповый, транзисторный, все достаточно прозрачно. Заметность присутствует и там и там.

Касаясь ламповой тематики на протяжении многих лет, мы убеждались, что не все ламповые усилители предпочтительней транзисторных. Многие предпочитают последний вариант.

Хочу вернуться к термину Hi-End. Под этим флагом на рынке господствует аппаратура очень высокой стоимости. Объяснить очень трудно почему так, скорее коммерческий ход. Но не факт, что аппаратура стоимостью с шестью нулями переиграет грамотно спроектированную систему бюджетного варианта, стоимостью на порядок, а то и на два ниже. Примеров таких немало.

В своих разработках мы стараемся исходить из принципа построения системы определенной достаточности в звучании. Прежде всего необходимо учитывать, что и сами источники имеют определенный «потолок» звучания, выше которого трудно достичь преимущества. Даже современные форматы и источники звука имеют ограничения, как степени, так и уровня звучания достигнутого на сегодняшний день. Это больше относится к цифровым форматам. С виниловыми понятно, они уже в прошлом, сейчас никто не пишет в аналоге, остается довольствоваться тем, что осталось на полках у любителей этого формата.

Нельзя сказать, что цифра, в настоящее время, ни есть основа современной звукозаписи, она все время в пути, идет ее совершенствование и когда нибудь ортодоксальные любители винила угомонятся, но думаю, это произойдет еще не скоро. Ведь ренесанс ламповой техники и виниловых проигрывателей говорит, что если есть эта небольшая масса потребителей, которая следит за этим форматом, то будет есть с чем сравнивать и тогда может родится истина.

Нельзя забывать о том, сколько было вложено людского ресурса в разработку аналоговых источников звучания: магнитофонов, проигрывателей, магнитных лент, виниловых дисков и пр. Это не может исчезнуть сразу, по определению.

Необходимо всем успокоиться, пользоваться и тем и другим форматом по доступности и желанию. Пусть будет все, и то и другое. Задача конструкторов заключается в том, чтобы учитывая на рынке существующие форматы, стараться обеспечить разработку аппаратуры соответствующего качества, как сторонников любителей винила, так и цифровых источников.

Однако, беспокойство есть. Цены настолько не предсказуемы, что остается теряться в догадках, каким образом они формируются. Например, взять сетевой шнур, без которого не обходится не один элемент комплекса. Так вот у некоторых фирм цена таких изделий достигает 50000-10000 руб. Вопрос, откуда и почему такие цены и как они образованы? И ведь наверняка их покупают. Так куда же стремимся в этом мире Hi-End. А сколько еще продукции, цена которой у многих просто вызывает шок.

Хорошо, что мы еще в своем КБ ТРИВ имеем возможность создавать продукцию не оглядываясь на коньюктуру рынка. Не просто приходиться разбираться в этих вопросах, но мы не можем себе позволить приобретать для своей работы на рынке изделия по таким баснословным ценам. Стараемся реально и объективно подходить к ценовой категории в своих разработках.

Вспомните, когда герои мульфильма «Приключения капитана Врунгеля» присвоили название «Победа» своей яхте, а потом потеряли из него первые две буквы. К чему это привело? Как бы и в господствующем сегодня бренде Hi-End и нам не потерять первые две буквы.

Стародубцев В.А. (Aka Ded), 21.11.20121

Комментарии

Всего комментариев 234


Читать все комментарии (234)



||