Русский Hi-End: кто есть кто или "Верхний конец*" отечественной аудиопромышленности
Поговорим об отечественном Hi-End и его творцах, выставке "Российский Hi-End" (ежегодно проходящей стенах Московского Технического Университета Связи и Информатики — МТУСИ). Отец-основатель выставки, аудиоинженер и звукорежиссер
Дмитрий Георгиевич Свобода, расскажет об авторской методике оценки качества звука, национальной "Hi-End тусовке" и лучших достижениях отдельных ее представителей.
Русский балет, русская живопись, русская литература и русский космизм... Вот и сегодня, в эпоху, когда "космические корабли бороздят просторы Большого Театра", сфера человеческого естествознания, ответственная за "достоверное и качественное донесение до слушателя звучания фонограммы музыкального произведения" давно выросла из области сугубо утилитарной инженерной задачи до масштабов целой науки, успешно развивается как вид искусства, иногда приобретает оттенки изотерического течения и подает надежны как некое философское Учение об Истине и ее распространении в Пространстве.
Действительно, архипелаг, некогда названный своими первооткрывателями звучным именем Hi-End, сегодня настойчиво манит к себе приверженцев самых разнообразных потребительских, деловых, творческих и профессиональных концессий: меломанов (любителей музыки), аудиофилов (фанатов качественного звука), музыкантов, звукорежиссеров, звукоинженеров, бизнесменов, маркетологов, ученых, естествоиспытателей и философов. И именно этой своей разноплановостью, "радиактивностью" и "страстью" Hi-End столь интересен и привлекателен. Это "тусовка" особенных людей, "реально повернутых" на своей (иногда весьма узкоспециализированной) теме, страдающих (по словам Дмитрия Свободы, вдохновителя и организатора выставки "Российский Hi-End" и не только) "одной общей болезнью". Ярко выраженные внешние симптомы этой болезни и ее довольно глубокие (скрытые, подчас) внутренние причины и объединяют столь разных и весьма неординарных людей друг с другом в целое глобальное сообщество, помогают им находить общий язык друг с другом, "разруливать" противоречия, и, главное, получать ответы на собственные вопросы.
Hi-End в России есть
Hi-End в России, конечно же, обладает своей национальной спецификой. Для "русской школы" (любого направления) всегда было характерно совершенно уникальное сочетание мощной ортодоксальной фундаментальности (уходящей своими корнями в космические глубины мироздания) с некой "спонтанно-инновационной" искрой, дополненной колоссальным трудолюбием и упертостью, подчас граничащей с фанатизмом. Без сомнений, духи Кулибина, Попова, Яблочкова, Королева (а других не менее изобретательных товарищей) витают над мастерскими и лабораториями наших отечественных хай-эндщиков. Что интересно, на западе в Hi-End чаще всего приходят именно фанаты музыки, увлекшиеся конструированием аппаратуры. А вот наши Hi-End мастера — в большинстве своем это профессиональные инженеры-конструкторы (прошедшие радиокружок в местном доме пионеров, крутой технический ВУЗ, закрытый "почтовый ящик" или сборочный цех какого-нибудь урюпинского завода ламповых радиоприемников), некогда полюбившие джаз, рок-н-ролл и ВИА зарубежной эстрады.
Да, сам термин Hi-End придумали на западе. Их аудиоинженеры обладают более "продвинутой" технической базой и построенной маркетинговой системой глобального масштаба. У нас — очевидные проблемы и с тем и с другим. Однако, то что ваяют-паяют наши умельцы, подчас и звучит интереснее, и стоит дешевле. Да, русский Hi-End однозначно живет и развивается в своем уникальном микроклиматическом потоке, принципиально не идя при этом "на поток". И это очень даже хорошо. Русский Hi-End создают настоящие мастера своего дела, некоторые изделия которых можно считать подлинным произведением инженерного искусства...
Так, например, в отечественных аудиофильских кругах многие помнят историю про легендарного, ныне покойного мастера, Александра Сергеевича Юрьева, известного своими однотактными ламповыми моноблочными усилителями "Шторм", развивающими мощность порядка 150 Ватт RMS. Вес одного моноблока составлял порядка 90 кг. В конструкции было всего 9 деталей, в том числе одна мощная выходная лампа (ГУ-1) и две лампы ЕЛ-24 (контролирующих подачу напряжения на сетку первой). Только процесс доводки первого усилителя занял у Юрьева около двух лет. В частности, Юрьев долго экспериментировал с различными "вставками" из мягких металлов (в ламповых трансформаторах под них была специальная прорезь), что позволяло устранить гистерезис замагничивания сердечника. Когда два моноблока "Шторм" Юрьева были впервые представлены на одной из выставок "Российский Hi-End", то присутствующие на ней американцы тут же приобрели их у автора за $1500 каждый. По словам, Дмитрия Свободы (организатора выставки), "это были лучшие однотактные ламповые усилители из всех, что доводилось слышать". Но отдельного внимания в этой истории заслушивает тот факт, что спустя некоторое время, эти же усилители были перепроданы американскими предпринимателями на другой (более крупной международной выставке) за несколько иную сумму — около $20 000. По слухам, покупателем стала компания Manley (известный американский производитель ламповых усилителей).
Что такое Hi-End?
"Википедия" (http://ru.wikipedia.org/wiki/Hi-End) так отвечает на этот вопрос:
"Hi-End (англ. High End) — маркетинговый термин обозначающий высочайший ("элитный") класс, как правило, звукоусиливающего аппаратного и программного обеспечения. В отличие от Hi-Fi, в номенклатуре современной радиоэлектроники для понятия "Hi-End" отсутствуют регламентирующие ГОСТы, или другие характеристики способные квалифицировать Hi-End тем или иным образом. Заявляемые производителем товары класса Hi-End, как правило, имеют в своем составе только высококачественные компоненты, использование которых в некоторых случаях бывает экономически необоснованно".
Ключевые подходы к оценке качества звуковоспроизводящего оборудования
1.
"Измеряем"
Качеству звучания ставятся в соответствие определенные физические величины, измеренные приборами с помощью стандартных методик.
2.
"Слушаем"
Эксперт и/или потенциальный потребитель оценивает качество звучания "на слух": насколько звучание "цепляет" слушателя, отвечает его внутренним критериям, ожиданиям, вкусам и собственным представлениям о Прекрасном.
3.
"Сравниваем"
Оценка качества происходит путем сравнения звучание тестируемого оборудования с неким реальным, гипотетическим или модельным эталоном. В тех или иных ситуациях, в качестве "эталона" может быть выбрана, к примеру, определенная "референсная аудиосистема", абстрактное представление или воспоминание о звучании "каким его слышал звукорежиссер в студии" или "звучании произведения во время его живого исполнения на концерте".
4.
"Совмещаем разные подходы"
Все вышеописанные подходы используются в комплексе (с той или иной расстановкой приоритетов).
Так уж повелось, что в сфере Hi-End, в основном, преобладает именно "вкусовой" подход. Хотя находятся отдельные энтузиасты, которые подводят под Hi-End научную и естествоиспытательскую базу, одновременно принимая в расчет и "чувственные показатели". Самое же прогрессивное, на сегодняшний день направление — искать коррелляции и "наводить мосты" между миром субъективных ощущений и миром строгих физических измерений, выполненных на базе научных моделей.
FSQ (Метод субъективно-статистической оценки качества звука, предложенный Д.Свобода ) — это:
- 1) Результат многолетней исследовательской работы в области статистических прослушаний, изучению, техническому описанию и систематизации критериев субъективной оценки качества звука, итогом которой стало выявление около 15 параметров (из порядка 300), являющихся ключевыми для оценки качества звука.
- 2) Универсальный тестовый материал — несколько треков записанных на одном компакт-диске, время звучания которого составляет около 15 минут. Каждый трек (фрагмент из готовой музыкальной фонограммы или же специальные студийные записи, сделанные разработчиком методики) во время своего звучание призван выявлять особенности работы аудиотракта по тому или иному ключевому параметру и/или их совокупности. Например: запись восьми ударов малого барабана, перемещающихся по панораме (азимутальная локализация источников, геометрия звуковой сцены и ее положение в пространстве, быстрота атаки, АЧХ тракта...), фрагмент из Гоголь-сюиты Альфреда Шнитке, записанной в Большом Зале Московской Консерватории двухмикрофонным способом, на котором звучание постепенно разрастается от тихого струнного пиццикато до форте фортиссимо всего оркестра (проработка музыкальных планов, микро и макродинамика, общая вовлеченность в музыку).
- 3) Специальная методика "быстрого", неутомляющего прослушивания, позволяющая эксперту составить исчерпывающее представление о качестве аудиотракта.
- 4) Специальная система подготовки экспертов и развития у них необходимых (с точки зрения предложенного подхода) навыков.
- 5) Возможность строгого протоколирования результатов оценочного прослушивания.
Кто есть кто или участники выставки "Российский Hi-End 2012"
Лаборатория Анашкина Е.И. — весьма впечатляющие (как по дизайну, так и по звуку) однотактные ламповые усилители.
Владимир Стародубцев — "отец" первого отечественного лампового усилителя "Прибой" и апологет бескорпусных АС собственной конструкции. Работает вместе с Андреем Маркетановым (уникальные ЦАПы и кабели). Тандем носит название КБ Звукотехники "Три В". Ламповый усилитель Стародубцева порадовал своим дизайном, а бескорпусные АС — ясным, бархатным, открытым звуком. Бас показался немного непривычным, но для домашнего прослушивания — прекрасный вариант.
Н.В. Галахов (Предприятие "Лель") — конструктор легендарного советского магнитофона Яуза 5. Были представлены новые АС и усилители.
ООО "Razin & Musatoff": акустические системы (направленного и кругового звучания), ламповый пентодный усилитель (впечатляющий по звуку и внешнему виду). Одно из лучших звучаний на выставке.
"АЛЕКС" (Александр Ян-Беляевский). Один из самых "раскрученных" российских Hi-End брендов, представляющих свой собственный стандартный и стабильный звук.
Компания "НЭМ" (Новосибирск) представила интегральный усилитель.
ООО А.Т. (Александр Трусов) — потрясающие транзисторные усилители (с нетипичной для усилителей такого рода динамикой, микродинамикой, сценой и энергетикой).
ООО "Перли"— легендарные лампы Саратовского радиозавода, высоко ценящиеся среди российских "хайэндщиков" и активно идущие на экспорт.
Акустический Центр МТУСИ — уникальная 3,5-полосная АС, обладающая чувствительностью 95 дБ, что обеспечивает энергичный и динамичный звук при использовании маломощного (6 Ватт) лампового усилителя. Отдельный НЧ-бокс (с двумя головками 15" и 12" — каждая в своей камере) + СЧ-ВЧ сателлит (три динамика размещенных по схеме д'апполитто). Важная особенность модели — отсутствие деления частот в вокальном диапазоне (используются кроссоверы первого порядка 700 Гц и 7000 Гц).
"Лаборатория Георгия Крылова" — превосходная акустика в мраморном корпусе.
Heliumacoustic (Леонид Белебашев). Уникальные АС (с коаксиальными динамиками собственного изготовления) + усилитель Grimmi (один вакуумный триод, который усиливает амплитуду проходного сигнала исключительно один раз; аудиофильные NpN транзисторы согласуют высокоомный вакуумный триод с низкоомными акустическими системами и не имеют усиления по напряжению). Яркий динамичный звук, обладающий весьма характерной "вкусовой спецификой".
Tulip Acoustics — акустические системы.
Салон "RAS — представили свой тракт из АС, усилителя и винилового проигрывателя с фонокорректором.
Компания BigSound — большие и немного эпотажные АС рупорного типа. Интересный звук с легкой специфической окраской.
Компания (Chrystalvox): усилители и АС. Стильный современный дизайн, красивый энергичный звук (один из лучших на выставке).
Компания "Аудиоинструмент" — один из "старожилов" выставки "Российский Hi-End". Представляют свой довольно добротный и качественный (усилитель) и выпускают собственные высококлассные трансформаторы — могут сделать любой на заказ (практически половина всех участников выставки используют их моточные изделия.
"Лаборатория ВК" (Валерий Крамер): ламповый (пентодный) усилитель и акустика высочайшего класса.
APSON (А. Сырицо) — весьма оригинальные активные акустические системы с системой электродинамической обратной связи (запатентованная разботка автора). Ровный, деликатный и точный звук. Диплом hifinews.RU "за инновационный подход".
Фирма Vintage room — стеклянные дизайнерские стойки для Hi-End аппаратуры.
Послесловие
Да, "Российский Hi-End" — лишь небольшой островок в океане мирового Hi-End океана. Но мастерам из тихой и скромной деревушки "Верхний Конец", на наш взгляд, всегда было и есть о чем спокойно "прокричать" на весь свет. Имеющий уши — воспримет.
* Верхний конец — деревня в Бабаевском районе Вологодской области
17.04.2012, Андрей Сасиновский
Международное признание Клуба пользователей технологии KNX стран СНГ и БалтииТеряет ли 3D свою привлекательность?||
Оставить комментарий