Обсудить на форуме

СВЕТлое будущее

Светодиодных дисплеев на улицах мегаполисов становится все больше и больше. Они глядят на нас своими экранами-глазами повсюду: и на вокзалах, и в банках, и на транспорте, и на спортивных и концертных площадках. Научная и дизайнерская мысль не стоит на месте. Что ждет светодиодные табло в ближайшем и далеком будущем?


Технологии

Алексей Самохин

Путь, по которому будут развиваться светодиодные экраны, сегодня просматривается вполне отчетливо. Уже определены два направления. С одной стороны, будут увеличиваться размеры дисплеев, с другой – возрастет их разрешающая способность. «В будущем это будет более легкая компактная конструкция, - уверен Евгений Зингалев, менеджер по проектам компании IVM. - Качество диодов и срок их службы будут возрастать, наряду с яркостью и углом обзора». «Уменьшится шаг пикселя, что позволит создавать неплоские экранные поверхности, - предсказывает Алексей Самохин, инженер проектно-конструкторского отдела компании Рolymedia. - Высокая яркость, позволяющая использовать светодиодные экраны при прямом солнечном свете на улице, определяет дальнейшее развитие и модернизацию конструкционного устройства таких дисплеев». «Снизится энергопотребление модулей питания и светодиодов, - прогнозирует Сергей Никешин, заместитель главного инженера компании «Плазменные Технологии».

Сергей Никешин

Раньше LED использовались исключительно как индикаторы в бытовой технике и для фар автомобилей. Но сейчас эти лампы выполняются по современным технологиям, поэтому имеют бОльшую яркость и могут применяться как для вечерних мероприятий в помещениях, так и для полноценного освещения улиц. Так, например, в одном из голландских городов компания Philips установила уличные фонари, в которых использовала не обычные лампы, а LED светодиоды. От них исходит мягкий белый и желтый свет. Стоит отметить, что LED можно использовать и днем на улице.

Вместе с тем, уже начался переход на более технологичные и качественные SMD-светодиоды. «Сейчас идет активная разработка SMD светодиодов, что позволяет проектировать экраны с большим разрешением и меньшим шагом пикселя (расстояние между кристаллами или группой RGB светодиодов)», - говорит Сергей Никешин.

Первый полноцветный светодиодный экран на SMD светодиодах был установлен в России прошлым летом. Его поставили в Москве рядом с метро «Фрунзенская». У видеоэкрана 3 светодиода (красный, зеленый и синий) в одном корпусе. Экран небольшой, однако, его разрешение больше, чем у огромных табло.

Надо отметить, что к идее разработки SMD светодиодов шли тернистым путем и сначала опробовали непригодную во многом технологию «виртуального пикселя» (о том, что это такое вы можете прочитать в первом материале нашей Темы недели). Все ведущие компании – Daktronics, Opto Tech, Barco и др. – уже отказались использовать эту технологию и бьются за создание новых моделей с большим разрешением в реальных пикселях. Дело в том, что в большинстве случаев «виртуальный пиксель» - всего лишь ловкий маркетинговый ход. Компании, продающие светодиодные экраны, используют эту технологию, ради продвижения своего товара на рынке. Особенно так поступают в Юго-Восточной Азии и в нашей родной России.

Но нет худа без добра, у технологии «виртуального пикселя» есть некоторые плюсы. В некоторых случаях она позволяет немного повысить качество деталей изображения (правда, ценой внесения в них цветовых искажений). Однако эти небольшие преимущества практически теряются на фоне недостатков. В режиме «виртуального пикселя» в одном пикселе экрана собрана информация о четырех пикселях исходного изображения. При этом выводимая на экран исходная картинка имеет удвоенное разрешение по каждому измерению, по сравнению с «физическим» разрешением дисплея. В итоге, кажется, что разрешение экрана также удваивается. Однако это не совсем так. Дело в том, что в пикселе экрана собрана не вся информация о четырех пикселях исходного. Оставшаяся информация попросту теряется. И получается так, что на мелких деталях и на резких цветовых переходах появляются цветовые искажения (артефакты), которых не было на исходном изображении.

LED-экран

В еще более далеком будущем специалисты предрекают появление совершенно новых типов носителей на основе светодиодов. Они будут изобретены на стыке технологий. «Например, экраны на OLED светодиодах, - говорит Сергей Никешин. - Сейчас они делают только первые робкие шаги, но уже начинают захватывать рынок экранов для мобильных телефонов и пытаются выйти на рынок светодиодных панелей. Вполне вероятно, что после мобильных телефонов начнут появляться светодиодные мониторы, и через несколько лет совершенствования технологий речь уже будет идти об экранах». «Это дисплеи на основе органического материала, излучающего свет при воздействии электрического тока, - поясняет Алексей Самохин. - Они потребляют незначительное количество энергии, что является существенным преимуществом. Но пока есть технические проблемы». Среди недостатков можно выделить, например, диагональный размер разработанных в настоящее время OLED-дисплеев. Он не превышает нескольких дюймов, и лишь Sony недавно удалось создать 13-дюймовый прототип.

Вместе с тем у OLED масса достоинств. У этой технологии меньший профиль и большая контрастность, а температура и ресурс могут эффективно регулироваться повышением напряжения.

OLED-дисплей

Прогнозы дилеров по поводу активного использования OLED подтверждают реальные факты. Например, компания Univision Technology планирует расширить ежемесячную вместимость по производству OLED-панелей с 5000 субстратов до 12000. Такие шаги компания предпринимает в связи с увеличивающимся спросом на OLED-дисплеи.

Сейчас OLED-экраны используются, в основном, в портативных устройствах, в том числе в mp3-плеерах и мобильных телефонах. Чем скорее они приживутся в этом секторе, тем быстрее пойдёт их развитие среди крупнодиагональных OLED-панелей. Пока даже в секторе mp3-плееров количество OLED-дисплеев от общего числа полноцветных экранов составляет всего лишь 5%. Еще об OLED-дисплеях вы можете прочитать здесь.

Между тем, среди игроков рынка плоскопанельных табло находятся и такие, кто считает, что технологии, используемые сейчас в светодиодных экранах, останутся такими же и в будущем.

Места установки

По прогнозам дилеров и рекламистов, светодиодные дисплеи будут широко применяться, прежде всего, на каких-либо спортивных площадках. Кстати, и создавались-то первоначально эти панели именно для стадионов. На них транслировали счет игры. Сейчас светодиодные дисплеи стали настоящим подспорьем и для болельщиков, и для владельцев стадионов. Для первых они - связующее звено с игрой: показывают спортивное состязание в реальном времени и со всеми важными видео повторами (в случае если фанаты пропустили что-то интересное). Для вторых экраны – незаменимое средство, вокруг которого удобно и выгодно размещать логотипы спонсоров. Параметры светодиодных табло как нельзя лучше подходят для стадионов. При яркости свечения 5-9 тыс. кд/м2, разрешении 12-30 мм и максимальном размере изображения 1024 x 768 пикселов их изображение прекрасно воспринимается с расстояния не менее 10-15 м.

Светодиодный экран на SMD светодиодах у метро Фрунзенская

По мере совершенствования технологий экраны все активнее начнут проникать и в помещения. Эти дисплеи уже есть во многих пресс-центрах, конференц-залах и культурных центрах и участвуют там в семинарах и презентациях. «Появление экранов с малым шагом привлечет дополнительные области использования: офисные решения, информационно-аналитические центры», - считает Алексей Самохин.

Возможно, в будущем экраны найдут применение там, где нам сейчас и в голову не придет. Такие предположения можно сделать на основании факта, о котором упомянул Сергей Никешин: сегодня экраны умеют работать в проливной дождь и под водой.

И, конечно, как и сейчас, светодиодные табло будут устанавливать в местах скопления народа: на вокзалах, в аэропортах, банках, магазинах, на транспорте. На концертах экраны останутся незаменимым элементом динамического шоу. Они будут все больше появляться везде, где потребуется донести до пользователя информацию: на улицах и недалеко от метро.

«В условиях яркого солнечного света, на улице, только светодиодный экран воспроизводит изображение без потери качества. Плазменный экран будет отражать солнечный свет и работать зеркалом, а проекционный окажется обычным полотном», - говорит Сергей Никешин.

Но в целом выбор места установки светодиодных экранов будет определяться планами рекламщиков, которым этот тип рекламоносителей будет еще более чем сейчас выгоден. Ведь эти дисплеи способны не только пропускать через единицу своей площади колоссальные объемы визуальной и текстовой информации, но еще и качественно доводить ее до потребителя. Американские аналитики подсчитали, что динамическая реклама в 9,4 раза эффективнее традиционной «щитовой». Виной тому сама человеческая природа. Ведь учеными уже установлен факт непроизвольности человеческих реакций и на движущийся объект, и на свет – обе они связаны с выживанием и закреплены эволюционно. «Потребитель, проходя по улице, может не заметить статичный баннер, но никогда не пропустит мимо экран, так же уличные экраны могут служить для незамедлительного оповещения граждан в случае каких либо катаклизмов и чрезвычайных ситуаций», - говорит Сергей Никешин. Изменится в лучшую сторону и контент светодиодных экранов. Пока по ним крутят телевизионные ролики, которые совершенно не приспособлены к такого рода формату. Ведь на улице максимальное время восприятия любого носителя – секунды. В будущем на светодиодных табло будут показывать короткие картинки, дублирующие постеры формата 3х6, с минимальными элементами анимации.

Конкуренты

При установке в помещениях конкурентами светодиодным табло станут проекционные экраны и плазменные панели. Особенно учитывая тот факт, что прокатная стоимость последних гораздо ниже. Но, по мнению Сергея Никешина, светодиодные экраны найдут выход из положения: «Больше всего они подходят для конференц-залов со стационарной установкой. Отличительная особенность этих экранов заключается в модульности: можно создавать мозаики, полусферы, экранное поле, встраивать их составные части в сцены и танцполы - все зависит от фантазии режиссера. Надо отметить, что фантазия в последнее время проявляется все больше»…

Таким образом, выходит, что все эти типы плоских экранов придут к компромиссу. Проекционные экраны и плазменные панели будут устанавливать в помещениях, где не очень много народу – около 5-10 человек, в то время как светодиодные табло займут места в больших залах.

Однако в далеком будущем такой дружбе, по прогнозам, скорее всего, придет конец. Светодиодные экраны будут пытаться вытеснить с рынка плазменные и проекционные экраны. «Но, скорее всего, - объясняет Сергей Никешин. - Технологии будут сосуществовать, каждая в своем секторе потребления. Простой пример тому LCD и обычные кинескопные мониторы. Уважающий себя дизайнер никогда не будет делать макеты для полиграфии на LCD мониторе из-за потери цветопередачи и невысокой четкости, а менеджеру компании печатать текстовый документ в текстовом редакторе будет проще на LCD мониторе».

Более реальные конкуренты у светодиодных дисплеев – другие табло, применяющиеся в наружной рекламе: неоновые и новейшие ламповые. Скорее всего, эти три технологии перестанут соперничать, а начнут разумно дополнять друг друга. Например, в Северной и Латинской Америке, Японии, Корее, России и Центральной Европе на крышах и брандмауэрах места неоновых установок займут экраны на основе новейших ламповых технологий и «бегущие строки». На смену старым ламповым электронным панно и строкам, которые раньше использовались в качестве небольших вывесок или указателей, придут светодиодные электронные строки и панно.

Мы видим, что светодиодные табло заняли устойчивую позицию на рынке. «Не думаю, что в ближайшем будущем кто-то сможет вытеснить светодиоды с рынка, скорее светодиоды успеют похоронить пару видов, очистив себе дорогу», - говорит Сергей Никешин.

Вывод

«Перспективы, по крайней мере, на ближайшие годы - самые радужные, - заявляет Юрий Храмов, заместитель генерального директора НПО «ВИТТА». - В последние два-три года заметен значительный прогресс в использовании светодиодных дисплеев как носителей различной информации, особенно рекламной. Соответственно растут спрос и продажи».

Спрос увеличивается по объективной причине. Сегодня самыми дорогостоящими изделиями на рынке дисплеев являются светодиодные табло, однако, как сообщает Евгений Зингалев, стоимость квадратного метра экранов уже сейчас неуклонно снижается. Цены на дисплеи падают, поскольку растет число производителей светодиодных экранов в России, а, следовательно, усиливается конкуренция.

«Если не произойдут какие-то серьезные негативные изменения на рекламном рынке, то количество дисплеев будет расти в прогрессии, т.к. рынок этих носителей сейчас очень динамичен, - дает прогноз Юрий Храмов. - На первом этапе будет заполняться рынок уличных дисплеев. Светодиодные экраны появятся на всех более-менее крупных спортивных и концертных площадках. Следом станет наполняться рынок дисплеев для помещений. Их будут устанавливать в крупных торговых и развлекательных центрах».

Материал подготовила Евгения Заболотских



Оставить комментарий





||