«Опять он свою балалайку завел! Поспать не дает! В милицию буду жаловаться!» - ворчит Марья Ивановна и стучит по батарее в надежде заставить неугомонного соседа-аудиофила сделать музыку потише. Знакомая ситуация? Как быть, чтобы и Марью Ивановну не сердить, и себя не ущемить в правах. Только решить проблему звукоизоляции и звукопоглощения в квартире!
Свои проблемы есть, как в звукоизоляции, так и в звукопоглощении. Причем, они разнятся, в зависимости от того, какая задача стоит перед тем, кто пожелал избавить квартиру от лишнего шума. Если человек просто хочет скрыть свою частную жизнь от посторонних ушей и вместе с тем избавить себя от необходимости быть ежедневным свидетелем утренних ссор «горячо любимых» соседей, то ему стоит уделить внимание непосредственно проблеме звукоизоляции и звукопоглощения. Если же этот человек – аудиофил, которого волнуют, прежде всего, вопросы звучания его системы, то тут дело обстоит сложнее: надо заниматься акустической обработкой помещения.
Но не исключена и третья ситуация, когда человек хочет совместить две вышеуказанные задачи. Мы будем рассматривать как раз ее.
Есть множество решений данной проблемы. При этом о самых оригинальных инсталляторы и дизайнеры предпочитают не рассказывать.
Одна из самых острых проблем в обычных панельных и блочных многоэтажках - шумные соседи. А особенно те, что живут наверху. Дело в том, что к воздушному шуму в этой ситуации добавляется еще и ударный. То есть, если, например, над вами ходит страдающий лунатизмом сосед дядя Ваня, то это гораздо хуже, чем если он будет орать на свою дочь-наркоманку. Ведь при его ходьбе в вашу квартиру шум идет не только с потолка, но и от стен. Нередко дом имеет настолько высокую проводимость звука, что, если наверху двигают стул, вы отчетливо услышите, как этот звук исходит от пола.
Решить эту проблему можно. Для этого есть целых два способа: полной и частичной звукоизоляции.
Способ полной звукоизоляции говорит сам за себя. Те, кто его предпочитает, защищают от звука почти все поверхности в квартире, исключая оконные блоки и двери. Решаются на него не многие жильцы, а, скорее всего, только те, что жаждут часто находиться в состоянии одиночества. По словам Алексея Сусова, менеджера по развитию салона «Колизеум», этот метод хорошо применять только в кабинетах дознавания, либо в психиатрической больнице, где вообще нет звука.
И, конечно, этот способ совсем не подходит для аудиофилов.
Гораздо более распространен метод частичной звукоизоляции. Он подойдет и обладателю акустической системы, и всем остальным. Однако в готовом интерьере сделать это непросто. «Необходимо учитывать дизайнерские идеи, которые крайне редко сочетаются с правильной акустической средой, - убежден Дмитрий Кирин, руководитель отдела маркетинга компании «Солярис». - Здесь мы можем предложить клиентам (на основе компьютерного моделирования), как оптимально расставить колонки и мебель, постелить ковер, повесить шторы и т.п. В интерьерном решении также можно подобрать различные рассеиватели и подобные им устройства. Например, в виде декорации на стене или картины».
«Выбор способа частичной изоляции главным образом определяется высотой потолков в квартире. Дело в том, что для снижения шума от соседей сверху необходимо использовать конструкции дополнительной звукоизоляции, толщина которых составляет не менее 7-10 см, а наиболее эффективные конструкции имеют общую толщину 12 - 17 см. Поэтому применение подобных конструкций связано с существенным уменьшением высоты помещения, а в домах с исходной высотой потолков 2,65 м такое уменьшение может стать неприемлемым. Эффективность звукоизоляционных конструкций зависит по большому счету от их толщины. То есть, чем толще вы делаете конструкцию, тем выше эффективность, - объясняет Николай Рябов, инженер-акустик компании «Акустические материалы и технологии». - На стены и потолок рекомендуются в первую очередь панели дополнительной звукоизоляции ЗИПС - конструкции, обеспечивающие максимальную для своей толщины дополнительную звукоизоляцию, кроме этого возможны решения в виде каркасных облицовок или подвесных потолков».
Потолочная конструкция состоит, как правило, из подвесного звукопоглощающего потолка «Ecophon» и специальной звукопоглощающей минеральной ваты «Шуманет-БМ», которой затыкают пространство между перекрытием и подвесным потолком.
Эта конструкция в отношении плиты перекрытия работает как звукоизоляционная. То есть шум, проникающий непосредственно от плиты перекрытия, проходя через подвесной потолок, частично гасится. По отношению ко всем остальным поверхностям данная конструкция работает как звукопоглощающая. Получается, шум по-прежнему проникает в защищаемое помещение через стены и пол, но, находясь уже в нем, поглощается подвесным потолком, подобно тому, как исчезают запахи в холодильнике.
Если вас «достают» соседи сбоку, придется защищать стены. «Мы рекомендовали бы строителям и архитекторам использовать звукопоглощающие материалы отечественного производства «Шуманет», - советует Евгений Володин, коммерческий директор компании «Сениман Инсталляционная группа». - Его закладывают в стены для дополнительной изоляции».
Еще одно условие решения данной проблемы – избавление от различных отражающих поверхностей: «Стекла, натяжной потолок, например. Надо, чтобы их было поменьше в комнате, - убежден брат Евгения Андрей Володин, генеральный директор компании «Сениман Инсталляционная группа». - Ужасно на акустике сказывается!»
По-настоящему уютно только в той квартире, где можно «слушать тишину». Увы, в городском жилье полностью устранить шум почти невозможно. В большинстве случаев квартира находится под «давлением» от 15 до 90 дБ – параметры варьируются в зависимости от материалов, из которых сделан дом. Решить эту проблему и призваны звукопоглощающие материалы. Они преобразуют энергию звуковой волны в тепловую. Звуковая волна, проходя через толщу материала, колеблет находящиеся там молекулы воздуха, те, в свою очередь, начинают тереться о поры материала, и, чем сильнее это делают, тем выше звукопоглощающий эффект. Качество звукопоглощающего материала зависит от того, сколько именно энергии превратится в тепло. Поэтому для хорошего звукопоглощения материал должен быть, прежде всего, пористым, способным пропускать колеблющийся воздух сквозь себя. Другая его важная черта - оптимальная плотность, при которой звуковая волна как можно больше теряет энергии при прохождении внутрь, но еще не начинает отражаться назад. Лучше всего этим требованиям отвечают волокнистые материалы - такие, как стекловолокно, минеральная вата, кремнеземные волокна, войлок. «Если это бетонный дом - это как ни странно очень хороший источник звука, потому что в бетонных стенах резонирует звук, и все это естественно передается соседям. Решается такая проблема элементарно, - убежден Алексей Сусов. - Самое простое решение - пробковые панели. В зависимости от желания заказчика можно полностью обшить комнату звуковыми панелями, то есть не слышно будет вообще ничего, но соответственно это не совсем благоприятно скажется на звуке в целом, потому что его можно будет заглушить так, что будет упущен эффект кинотеатральный».
Однако, с пробковыми панелями, которые кажутся таким простым и эффективным решением, не все так просто. Подробнее об этом читайте в нашем третьем материале этой Темы недели.
Для дополнительной звукоизоляции стен используются легкие каркасные облицовки из гипсокартонных или гипсоволокнистых листов. При этом к стене крепится деревянный или металлический каркас, на который «одеваются» эти листы. Между защищаемой поверхностью и листами укладывается звукопоглотитель. Здесь важно не только правильно выбрать звукопоглощающий материал, но и не допустить, чтобы шум от стены или перекрытия распространялся через каркас на листы облицовки. Ведь тогда листы начинают переизлучать звук, полученный от стены, а слой звукопоглотителя внутри остается, что называется, «не у дел». Поэтому места соединения каркаса со стеной необходимо изолировать прокладками. И только тогда конструкция начнет ощутимо гасить децибелы. При толщине 70 мм четырехслойная звукопоглощающая панель удерживает до 10 дБ, а это очень прилично, если иметь в виду, что путем удвоения толщины стены возможно избавиться только от 6 дБ. Для дополнительной звукоизоляции вы можете установить подвесной акустический потолок. Он выполняет несколько функций: уменьшает энергию отраженного звука, поглощает шум и улучшает акустику помещения. Чаще всего в качестве звукопоглощающего материала для таких потолков используются плиты из тонкого стекловолокна или тонкого минераловолокна. С помощью акустического потолка вы снизите уровень шума на 10 дБ. Но есть один нюанс: погасить удастся лишь средние и высокие частоты. Изолировать низкие частоты таким образом невозможно.
Около 70% жалоб жильцов многоэтажек приходится на шумы, «пробравшиеся» от соседей сверху через межэтажные перекрытия. Причем неважно, из чего построен дом: звук найдет лазейку как в кирпичном, так и в монолитном здании. Но ему можно создать препятствия. Забавно получается: от шума сверху избавит вас живущий над вами сосед, а вы, в свою очередь, спасете от громких звуков жильца на этаж ниже. Для этого хорош «плавающий пол», когда под чистовой пол (паркет, линолеум, плитку) укладывается тонкий слой изолятора шума. Пол называется «плавающим», потому что паркетная доска или стяжка не должны соприкасаться с боковыми стенами. Нарушив это условие, вы существенно снизите звукоизолирующий эффект: между чистовым полом и перекрытием образуются «мостики», по которым и «побежит» звук. Для этого можно использовать, например, материал отечественного производства «Шуманет-100». «Если заказчик желает сделать, например, «плавающий пол», этот материал кладут под стяжку стеклохолстом вниз, битумной поверхностью вверх, - рассказывает Антон Вабниц, инженер компании InteKey. - Его полотнища раскатывают по поверхности плит перекрытия с нахлестом в поперечном направлении, стыки проклеивают скотчем. «Шуманет» при раскрое режут острыми ножами, теми же, что и для укладки ковровых покрытий. Также этот тип изоляционного материала используется при укладке паркета или ламината».
Упругие прокладки из стеклохолста толщиной всего 3 мм, уложенные под выравнивающую стяжку, снизят уровень шума на 23 дБ, а пол, положенный по слою стекломатов, толщиной 20 мм, - на 37 дБ. Это весьма ощутимое снижение. Например, если разбить о такой пол бутылку, соседям внизу покажется, что упала монета. Конструкция «плавающего пола» - сильное средство, но только от ударного шума. А вот воздушный шум прокладка из стекломата толщиной 20 мм погасит всего на 3 дБ. Для решения этой проблемы требуется звукопоглощающий материал с высоким коэффициентом звукопоглощения, например, слой из звукопоглощающей минеральной ваты. Тогда шум погасится еще на 8 дБ.
Хорошая лазейка для шума – окна. Особенно в квартирах тех домов, что располагаются возле автомагистрали. Ведь вокруг оживленной автотрассы уровень шума может достигать 80 дБ. Есть разные пути защиты окон от шума, наиболее очевидный - установить стеклопакеты. В этом случае звукоизоляция будет зависеть от количества и толщины стекол, от того, насколько велик промежуток между ними и от плотности притвора. Чем толще стекла, тем, естественно, выше звуконепроницаемость. Еще лучше, если стекла в стеклопакете разной толщины. Например, внешнее - 8 мм, а внутреннее - 6 мм. В таком случае на резонансной частоте звукоизоляция будет лучше. Количество стекол внутри пакета тоже влияет на качество звукоизоляции, но незначительно. Самый важный фактор - это герметичность притвора. Одно только герметичное уплотнение может улучшить звукоизоляцию на 6 дБ.
Все вышеобозначенные решения требуют индивидуального подхода к каждому клиенту, а, точнее, к его квартире. И тут на помощь инсталляторам и дизайнерам приходят новые технологии. Андрей Володин сообщает, что существует специальная компьютерная программа: «Ее запускают и тестируют помещение. Например, заносишь конфигурацию комнаты, она сама слушает, какие тут есть реверберации, отражения, поглощения. И потом дает тебе советы, где что надо сделать: где угол исправить, а куда материал специальный засунуть». «Она позволяет в реальном времени моделировать различные акустические процессы и условия, относительно конкретного помещения, делать необходимые корректировки и получать оптимальный результат, - подтверждает Дмитрий Кирин. - У нас есть специалисты – акустики - люди со специализированным профильным образованием».
Однако даже эти технологии не в состоянии помочь одновременно осуществить две упоминавшиеся в самом начале мечты. Исполнение одной из них возможно только в ущерб другой. Возьмем вариант с чрезмерным звукопоглощением. Если комнату перезаглушить, для аудиофила это будет смерти подобно, поскольку его любимая акустическая система зазвучит намного хуже, в то время как человек, не столь увлеченный музыкой и ее носителями, в таком помещении почувствует себя, в общем-то, комфортно.
Эти два желания исполнимы только в своем доме, где можно оборудовать комнату специально для прослушивания. Но такое решение доступно лишь состоятельным людям.
|
Оставить комментарий