«Проходите! – встречает меня на пороге своей лаборатории (оказавшейся обычной московской квартирой) добродушный, но с хитринкой в глазах, человек в шортах. - Вот в эту комнату. Здесь большие дяди играют в игрушки!» Самую главную игрушку разработчика профессиональной звуковой аппаратуры, известного под именем «доктор Клячин», не заметить трудно. Александр усаживает меня на диван, причем с учетом точки прослушивания. И, пока он беседует с клиентами, окунаюсь в мир звуков: как наяву вижу тела негритянских танцоров, извивающихся под ритмы джаза, воображаю себя на концерте классической музыки и сострадаю героям песенных миниатюр хриплоголосого Высоцкого. Вернувшийся меломан номер один возвращает меня в реальность.
hifiNews.RU: Александр, Ваша Самая Главная игрушка – плод Ваших усилий?
Александр: Да, я ее изобрел самостоятельно. Это у меня для работы помещение, а дома я слушаю тоже нашу технику. Собственно, по-другому быть и не может, если удалось создать аппаратуру, звучание которой устраивает.
hifiNews.RU: А с чего началось Ваше увлечение High-End?
Александр: Я был вундеркиндообразным ребенком, учился на пятерки, потому что моя мама никогда в жизни не получала никаких других оценок. А у меня изредка попадались четверки, из чего я сделал вывод, что я - очень глупый и бездарный человек. Но мама мне давала пример педантизма, упорства и сосредоточенности в работе. При этом я не хотел бы своим хвастовством показать, что был блестящим учеником. Просто огромное желание при средних способностях позволило мне быть отличником. Я брал ж…, сидел и делал уроки до 11 вечера, даже в первом классе, и жизнью не наслаждался абсолютно. Например, очень поздно начал ухаживать за девушками. Я ходил еще и в музыкальную школу. Но это было ужасно. После последнего урока в обычной школе с инженерным уклоном, я бежал в музыкальную, а папа шел рядом и кормил меня из портфеля ужином. Я не успевал на занятия и стал хуже учиться везде. И родители меня освободили от музыкальной школы. Но, думаю, что этот ботанизм позволил мне стать тем, кем я стал. И вот представьте себе такого 17-летнего супер-ботаника мама и папа водили за ручку по институтам и спрашивали: «Куда ты хочешь поступить»? Когда папа привел меня в институт связи, я увидел, что на стенах нарисованы колонки. Я затрясся весь от радости, ведь я – заядлый меломан и музыкальный псих. И сказал, что хочу только туда, в Московский электротехнический институт связи.
hifiNews.RU: Свой первый магнитофон Вы, наверное, в студенческие годы придумали?
Александр: Да, я изобрел свою первую высококлассную, как сейчас говорят, кассетную деку в 1982 году. Для меня это было трудно, я был новичок, но получилось хорошо, оригинально, интересно. И я непрерывно стал изобретать.
hifiNews.RU: И тогда же придумали свою первую акустическую систему?
Александр: Нет, свою первую акустическую систему я сделал где-то в 1986 году, когда уже закончил институт. Я ее делал для озвучивания концертного зала. Когда я еще учился, познакомился с эстрадной группой «Квартира 50» и с ее звукорежиссером Юрой Грибановым. Он потом надолго стал моим коллегой и родственником. Его сын – мой племянник. С Юрой мы хорошо дополняли друг друга: он был ухом, а я мозгом. То есть я разрабатывал устройство, а он помогал мне оттачивать его звучание. Мы делали не только пульты звуковые, но и акустические системы. Нам хотелось, чтобы наша эстрадная группа выступала очень хорошо, и мы организовали Товарищество «Техника, акустика, музыка» для создания профессиональной звуковой техники. Построили студию для записи музыкантов.
hifiNews.RU: А каких музыкантов?
Александр: Из известных - только Звездинского (Михаил Звездинский – советский поэт, композитор, исполнитель – прим. автора). Все остальные - были средней руки. Но, вы знаете, неизвестный музыкант и бездарность – не всегда идут рядом. На студии записывались рок-группы и эстрадные исполнители. И студия работала хорошо. В 93-м году опять мне ужасно захотелось стать богатеньким. Я ведь всегда пытался найти путь, чтобы заниматься любимым делом и одновременно не бедствовать. И я сказал: «Хватит делать поварешки, надо делать ложки. Поваров мало, едоков много». И предложил делать аппаратуру для публики. Начали мы с колонок. Первые наши колонки – были шестигранные всенаправленные, недорогие бытовые. Они стали хорошо продаваться. Нам удалось добиться авторитета, и мы совершенствовали наши акустические системы с 93 по 95 годы. В 96-м я изобрел первый в России ламповый усилитель без выходных трансформаторов, пригодный для серийного производства. Он настолько всем понравился, что я первый и последний раз в жизни устроил на выставке аукцион. И мы его очень хорошо продали.
hifiNews.RU: Вот тогда Вам и удалось удовлетворить свое второе желание – не бедствовать?
Александр: Нет, потому что мы не были зверьми. Мы продали усилитель за разумную цену. Признанием были аплодисменты. Тогда я еще не был ими так избалован и, поэтому, был приятно удивлен. В 97-м году мы расстались с Юрием Грибановым, потому что у нас не совпадал стиль работы. Юрий – овен. Овен – это человек, который, как правило, берет препятствие одним прыжком.
hifiNews.RU: Вы верите в такую сказочную вещь, как гороскопы?
Александр: Не только верю, но и нахожу им подтверждения. Еще я верю в Бога, но не крещеный, меня какой-то бес держит, но у меня старший и младший сыновья и жена - православные христиане. У меня возникают на форуме сайта споры: «Зачем вы привлекаете Бога? Атомную бомбу мы сделали без Господа!» Я возмущаюсь и говорю: «Да вы что, ребята, с ума, что ли, сошли? Бог, по-вашему, - типа дедушки, спит, а вы занимаетесь своими делами. Иногда он просыпается и говорит: «Ну, как вы здесь»? Все складывают ручки на стол, как примерные ученики, молятся, исповедуются, причащаются и говорят: «Боженька, все хорошо!» Это совершенно не так!» Уже сейчас ученые выяснили, что даже сознание человека существует, пока существует космическое излучение. Мы как роботы: нет энергии, нет сознания Господа – нет нас. Мы либо остановимся, как застывшие игрушки, которым отключили батарейки, либо просто распылимся на какое-то ничто. И вот с Юрой Грибановым мы расстались. Причиной была разница в подходе к работе. Юра называл меня графом Монте Кристо. Я спрашивал, почему. Он отвечал: «Ты, Саша, можешь тупой ложкой проковырять двадцатиметровую бетонную стену! Мне такая работа не по душе, я хочу работать и отдыхать периодически». Расставание нам помогло. Юрию пришлось освоить самостоятельную разработку техники, а мне – экспертизу звучания. Из «половинок» мы стали полноценными специалистами. Теперь работаю вместе с таким же «работоголиком», как и я. Это руководитель производственной фирмы ZKI Константин Запорожцев. Нас объединяет не только трудолюбие, но и общие взгляды на вопросы качества звучания, на музыку.
hifiNews.RU: Вы упомянули о прозвищах. А почему Вас на сайте очень часто называют «доктором»?
Александр: Когда я работал менеджером по оптовым продажам аппаратуры в дистрибьюторской фирме, моим начальником был Михаил Степанов, известный московский продавец аппаратуры. Это человек с достаточно язвительным юмором, он меня иногда подкалывал. Он-то меня и окрестил доктором Клячиным. Тогда были в моде различные доктора и колдуны, которые по телевизору свою паству оделяли знаниями: Кашпировский, Чумак. И был такой доктор Медведский (извините, фамилию помню не точно). Он вел передачу «Советы доктора Медведского». И люди привыкли, что если по телевизору появляется некий доктор, то надо ему верить или, по крайней мере, похихикать над тем, что он там насоветует. И Миша сказал: «Давайте сделаем рекламу фирме при помощи Клячина!» Я занимался тогда спортом: хорошо выглядел и был очень подтянутым. И меня нарядили в белый халат, намазали мне безбожно лицо косметикой и устроили фотосессию. Тогда я понял, почему должно быть видно только три пальца из кисти руки, если персонаж что-либо держит в руке. Оказывается, если видно все пальцы, то кажется, что это не рука, а щупальца инопланетного чудовища! Меня заставляли изображать, как я прослушиваю аппаратуру при помощи стетоскопа и советую ее применять три раза в день без перерыва меломанам и аудиофилам. Это был шуточный игровой образ. Хотя те, кто знал меня по колонкам, мои советы воспринимали вполне как докторские.
hifiNews.RU: Годы своего периода аудиофилии - с 1982 по 1995 годы – Вы называете не совсем пропащими. Почему и в чем они были таковыми?
Александр: Как и все люди, я прошел круг ада, когда потерял остроту восприятия музыки. Это состояние Кая, которого поцеловала снежная королева, и он стал любоваться красотой мертвых кристаллов, а не живых роз. Это состояние надо пройти. Если тебе это удастся, то ты станешь правильно воспринимать жизнь, как дитя. И тебя уже никакой дьявол не совратит. Чтобы человек стал крепок, он должен познать зло.
hifiNews.RU: То есть, Вы согласны с философским утверждением о том, что человек, чтобы очиститься, должен познать пороки?
Александр: Да, и это во всех областях, в том числе и в такой безобидной, как аудиофилия. Более того, он должен узнать эту грязь, а не только видеть ее. Также было и со мной. Я привык к звучанию дорогой фирменной аппаратуры. Я забыл, что такое живой звук. Я был, как человек, который привык пить растворимый кофе и, поэтому, не хочет пить настоящий, потому что он кажется ему грубым и горьким после слащавенького напитка. Прошли годы. Я уже одурел от мертвой аппаратуры и вдруг услышал на одном из тестов колонки, которые меня поразили изумительным звуком. Он не был похож на другие и сначала показался мне кривым и искаженным. «Но почему же, - думал я. - Мне так скучно слушать эти дорогие «правильные» колонки и так хочется плясать и петь под эти, «неправильные»? И, когда я проанализировал это звучание, я вспомнил, что оно - живое, я вспомнил живой звук! Уродливый, бедный на эмоции, искаженный абсолютно звук я стал воспринимать, как норму! Вот что происходит с аудиофилом.
hifiNews.RU: Вы уже миновали эту стадию окончательно?
Александр: Конечно, я контролирую свои ощущения. Пик маразма продолжался где-то по 98-й год. Когда я работал продавцом иностранной техники, на целый год я стал слуховым идиотом. Таким, который ходит по магазинам и покупает модные дорогие вещи, не понимая, что это хлам.
hifiNews.RU: В ту пору, наверняка, в Вашей жизни случались безумные аудиофильские поступки. Может быть, вы срывались с места, только чтобы попасть на живой концерт любимого исполнителя?
Александр: Это не в стиле тельцов. Максимум, куда я мог бы податься, - это за любимой женщиной, но не за музыкантом. Для меня музыка - это такой громадный конгломерат разных исполнителей, что ни один человек не в состоянии оттянуть на себя мой интерес так, чтобы я бросил свою работу, свою жизнь и побежал. Но на живую музыку я хожу, чтобы не превратиться в идиота, который схоластически рассуждает в своей лаборатории. Зато другого маразма - сколько угодно. Я много делал глупостей в жизни. Даже один раз попытался переплыть пруд, не умея плавать, утонул, а меня спасли.
hifiNews.RU: Александр, как Вы считаете, звание «поклонник High-End» - звучит гордо?
Александр: Пожалуй, в буквальном смысле назвать поклонником High-End можно было бы слушателей, покупателей, посетителей выставок, которые интересуются эксклюзивной аудиотехникой. Гордо ли это звучит? Для большинства поклонников High-End - гордо, потому что среди них немалую долю составляют люди амбициозные. С другой стороны, такую гордость одобрить сложно, потому что это вид гордыни, снобизма. В чистом виде любители High-End напоминают мне неграмотных читателей в библиотеке. Они рассматривают картинки, но не понимают смысл книг. Поклонник High-End – что под этим понимать? Если взять общепринятые понятия, для меня это человек заблудившийся, который в жизни исповедует ложные ценности, противоестественные человеческой природе. Он слушает, как у музыканта в носу волосы шевелятся, как он в кальсонах шуршит ногами, но при этом совершенно может не слышать музыку. Я не могу себя назвать поклонником High-End. Я – прежде всего, человек, который смог возвратить себе остроту восприятия музыки, как это было в детстве. Это было нелегко. И я счастлив, что мне судьба, Бог, позволили сделать своей работой создание аудиотехники. И поэтому я не люблю называть нашу технику High-End. Я называю ее техникой для меломанов, для людей, которые знают, как наслаждаться музыкой. Опытный меломан, который умеет чувствовать музыку, - это для меня звучит гордо.
hifiNews.RU: Получается, меломаном вы себя можете назвать?
Александр: Я – абсолютнейший меломан. Когда я слушаю музыку, меня колбасит, я весь в движении. Я пою, в глазах у меня туман, призраки какие-то, понимаете? Вообще, если играет нормальная система, то первое дыхание звука, даже если музыкант еще не играет, должно вызывать ощущение, что в волшебном театре открылся занавес. А через несколько минут прослушивания у человека должно начинаться что-то вроде галлюцинаций, он должен забывать родную речь. Нормальный человек, послушав музыку, не может связать двух слов, у него все переключается на правополушарное восприятие. Я - меломан, причем самый благодарный для музыканта, потому что меня восхищает почти все, что я слышал.
Ф.И.О. Клячин Александр Владимирович
Дата и место рождения: 16 мая 1963 года, Москва
Родители: мать – ученый физик, ей принадлежит ряд важных научных работ. Например, создание первого в России кардиостимулятора и разработка математической модели лампы бегущей волны (незаменимый прибор в радиосвязи). Вместе с тем мать была талантлива в пении. Отец – специалист по экономике и бухгалтерскому учету, преподаватель, профессор, заведующий кафедры бухгалтерского учёта, заместитель председателя Всероссийского Союза бухгалтеров. Как и супруга, музыкант-любитель. Хорошо выучился играть на аккордеоне и петь.
Образование: МЭИС (ныне МТУСИ) (специальность – инженер радиосвязи и радиовещания)
Семейное положение: Жена по образованию – пианистка, по призванию – певица. Сейчас сидит дома с младшим сыном, но по-прежнему каждый день репетирует и поет. У Александра трое детей. Старшему, названному также как и отец, - восемь лет, дочке Наталье - пять, а младшему Владимиру скоро исполнится полгода. «У моих ровесников скоро будут внуки, и я себя чувствую моложе из-за того, что у меня маленькие дети. Старший сын за год преодолел два года обучения на флейте. Дочка учится танцам, очень артистичная девочка, а младший сыночек, доброжелательный и настолько спокойный, что я его называю маленький Будда».
Музыкальные предпочтения: «Я – абсолютно всеяден, для меня важна способность музыканта ясно передать содержание произведения». Из поп-исполнителей нравятся Эдит Пиаф, Адриано Челентано, Иосиф Кобзон, Ринат Ибрагимов, Алла Пугачева («Это наша Эдит Пиаф. Существует снобская мода унижать Аллу Пугачеву. Да, ее судьба такова, что она стала музыкальным мафиози и загородила многим исполнителям дорогу на эстраду, но ее заслуги колоссальные. Ее умение передавать образы своих героинь в музыке останется навсегда, наверное, в истории эстрады); из бардов – Владимир Высоцкий; из джазовых исполнителей - Элла Фитцжеральд и Луи Армстронг; из классических скрипачей - Леонид Коган, Яша Хейфец, Давид Ойстрах и Эрик Фридман.
|
Оставить комментарий