Обсудить на форуме

Профессор Морозов: "Слово и музыка должны лечить!"

Многим известно, что музыка, как и слово, и лечит, и калечит. Этими же качествами, оказывается, обладает и человеческий голос. О том, как звуки воздействуют на человека, мы беседуем с профессором, доктором биологических наук, главным научным сотрудником Института психологии РАН Владимиром МОРОЗОВЫМ. Ученый занимается этой проблемой более полувека.


hifiNews.RU: Владимир Петрович, чем объяснить, что слово и лечит и калечит?

В.М.: Есть такая примета: «если после ухода врача больному не стало легче, то значит, это был не врач». Понятно, что врач может лечить медикаментами и процедурами, но настоящий врач не меньше лечит и своим голосом.

Наш голос несет слушателю двойную информацию. Во-первых, это смысл речи, так называемая вербальная, т.е. словесная информация, передаваемая словами. Врач дает полезные советы, установку на выздоровление (сегодня это называют нейролингвистическим программированием) и нередко прибегает даже и ко «лжи во спасение» (например, безнадежно больного). Это оправдывал даже Платон. Но врач может обронить и неосторожные слова: «Э-э, батенька, сердечно-то у вас, как старая калоша» или «Чего же вы хотите: сколько вам лет!» и т.п. Ясно, что от этих «утешений» больному не станет легче.

Во-вторых, наш голос несет слушателю и невербальную (несловесную) информацию о самом говорящем, его эмоциональном состоянии, об отношении к слушателю, к делу и тому подобное. Эта информация передается интонационно-тембровыми и темпоритмическими особенностями речи. В этом смысле она аналогична музыке и поэтому может быть названа «музыкой речи». Очень важно, что эта невербальная информация может как соответствовать смыслу слова, усиливая его значение, так и противоречить слову. Кто же поверит, например, словам «Я очень рад вас видеть!», если они произнесены раздраженным или насмешливым тоном? Поэтому, если врач говорит больному успокоительные слова, но тревожным или неуверенным тоном, то больной вряд ли ему поверит. А вот искренний, участливый, уверенный голос врача успокоит больного и будет способствовать выздоровлению. Это психология.

hifiNews.RU: Иногда даже говорят: словом можно убить человека и можно воскресить. Это что, метафора?

В.М.:Чаще это метафора, но есть свидетельства и буквального значения этих слов. Есть пословица: все болезни от нервов. Мнительные люди часто заболевают недугами, которые они приписывают себе воображением. И даже нередко умирают от этого воображаемого недуга. «Сильное воображение порождает событие», – писал еще М.Монтень в 16 веке. Эта психологическая закономерность хорошо известна шаманам. Если не ошибаюсь, английский врач Гарри Райт в своей книге «Свидетель колдовства» описывает такой случай. В одном из африканских племен произошло ЧП – была изнасилована девушка. Подозревали кого-то из молодых людей. Шаман собирает их, варит на костре какое-то зелье и говорит: «Все подозреваемые должны выпить чашу этой жидкости. Невиновному она не повредит, но кто виновен, тот умрет». В результате один из юношей умирает, сознавшись в своем преступлении. Вот оно, действие слова, которое не только калечит, но и убивает! В другом месте этот же автор описывает случай, когда дикие пляски под бой барабанов и туземную музыку вокруг умершего воскрешают его.

Хочу подчеркнуть, что слово «лечит и калечит» не только с помощью смысла речи, (вербальной информации), но и с помощью «музыки речи», (ее невербальной составляющей).

hifiNews.RU: Выходит, что врач должен лечить не только лекарствами, но и добрым словом и «музыкой своей речи»?

В.М.:Да, именно так и поступают опытные, хорошие врачи, да и просто участливые люди, как это известно.

hifiNews.RU: На чем основана наша способность одновременно воспринимать и различать логику речи и ее «музыку»?

В.М.:В нашем мозгу имеются физиологические механизмы, обеспечивающие независимую обработку как вербальной, так и невербальной информации. В левом полушарии мозга расположены речевые центры, ответственные за логику собственной речи (центр Брока) и восприятие чужой речи (центр Вернике), а в правом полушарии – центры эмоционально-образного восприятия, в том числе звуков речи и музыки. Конечно, мозг работает как единое целое, полушария связаны между собой множеством нервных связей, по которым идет постоянный обмен информацией, в результате чего человек и принимает решение, стоит или не стоит ему верить словам в зависимости от того, соответствует или не соответствует их смысл интонации голоса говорящего, т.е. музыке его речи.

hifiNews.RU: Раз мы заговорили о музыке в таком ключе, значит музыка может быть лечебной?

В.М.:Разумеется. Например, музыка может избавить от боли. Сейчас под определенную музыку удаляют зубы, и человек как бы не чувствует боли. Своего рода наркоз получается. Древние китайцы использовали для этого процесса удары гонга, типа там-тама, барабана или бубна. Сильнейший звук при этом сочетался с моментом выдергивания зуба, и пациент не чувствовал боли. Все наши органы чувств настроены на восприятие соответствующего воздействия, которое поступает в нервную систему и, если какое-то сильное возбуждение идет параллельно, то другое, даже болезненное ощущение может притупиться.

Исцеляет и пение птиц, которое отличается приятными мелодическими переливами. Сейчас весна, уже вечером соловьи поют. Это ж какая благодать, какое ощущение радости душевной! Кстати, еще Тургенев писал о том, что этих музыкантов обучали петь. В трактирах распевал замечательный пернатый вокалист. И мужики тайно, в шапках, приносили где-то пойманных молоденьких соловьев, чтобы они учились у этого мастера.

hifiNews.RU: К сожалению, не помню этого момента у Тургенева. Почему тайно?

В.М.:Да, вероятно, потому, что хозяин трактира не хотел, чтобы другие стали такими же прекрасными голосистыми певцами, как у него. Это в рассказе Тургенева «О соловьях»: он очень любил пение во всех его видах. Есть, оказывается, «соловьиные консерватории». Скажем, в югославском городе Призрене. Птиц там учат их же сородичи. Причем, обучают только молодых, поскольку в этом возрасте пернатые еще могут чему-либо научиться. В моей книжке «Занимательная биоакустика» говорится о методах обучения канареек, соловьев. Сегодня существует целая наука о лечении пением птиц – орнитотерапия. Люди, страдающие бессонницей, после восьми или десяти сеансов этого необычного лечения засыпают без посторонней помощи. Исчезает головная боль, улучшается общее состояние. Известны подобные благотворные влияния птичьей музыки и в практике стоматологии. Недавно коллеги сообщили мне, что такое лечение проводится в больнице Академии наук (О.Л. Силаева)

hifiNews.RU: Известно, что сильное воздействие на человека оказывает военная музыка.

В.М.:Военная музыка испокон веков вдохновляла бойцов на битву. Звук боевой медной трубы, очень яркий, гордый, победоносный возвещал тревогу, с одной стороны, и, в то же время, уверенность в победе. Суворов очень любил военную музыку и говорил, что она удесятеряет количество солдат, потому что каждый из них становится в десять раз сильнее. Под воздействием музыки солдат не чувствует боли. Он может, даже будучи раненым, бросаться на врага, потому что у него боевая установка и им владеет сильная ярость. Говорят, что в армии Александра Македонского была труба огромных размеров, звуки которой были слышны на четырнадцать с половиной верст. Едва она издавала звук, противник пускался в бегство. В Древней Руси помимо труб на войне использовались барабаны, литавры. Позднее появились оркестры. С помощью звуков музыкальных инструментов осуществлялось управление командирами боевых действий воинских подразделений (тревога, сбор, наступление, штурм, отступление, победа и др.).

Не менее важны и боевые кличи, издаваемые сражающимися. У индейцев есть боевой клич, который парализует противника. Этот крик рождается путем возбуждения самых глубинных структур мозга (ретикулярная формация). Человек не чувствует ни боли, ни страха, у него рождается львиная энергия, направленная на поражение врага. Во время боя клич действует аналогично удару меча.

У каждого народа имеются свои боевые кличи. Особым выкриком сопровождаются удары в японских и других восточных единоборствах. Наше русское «ура», сопровождающее лавинный натиск разъяренных бойцов, во все времена наводило ужас на врагов. Но этот же наш боевой клич служил и формой всеобщего ликования в торжественных военных церемониях: «И се долину оглашая, далече грянуло ура – полки увидели Петра», - вспоминаем мы «Полтаву» Пушкина. Только что прогремело ура и на Красной Площади Москвы в ответ на приветствие верховного главнокомандующего по случаю 60-летия победы в ВОВ. Нельзя не сказать и о военной песне, которая поднимала боевой дух и скрашивала солдатские будни. «Кто сказал, что надо бросить песню на войне; после боя сердце просит музыки вдвойне», - приходят мне на память слова популярной песни военных лет. Лучшие композиторы сочиняли военные песни, и лучшие певцы исполняли их не только по радио, но и в окопах, буквально, на передовых. Песне принадлежит огромная роль в нашей победе в Великой Отечественной войне.

hifiNews.RU: Вероятно, можно говорить о лечебном действии певческого голоса?

В.М.:Это известно с глубокой древности. Кстати, пение – это ведь тоже род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия. Древнейший из врачей Асклепий лечил больных пением и музыкой, согласно преданиям, кровотечение раненого Одиссея было остановлено пением. Широко применял пение в лечебных целях Аристотель. На протяжении многих веков оздоровительным средством служило и по сей день служит церковное пение. Пение служит средством оздоровления не только слушателей, но и самого поющего. Но лечебными свойствами обладает голос далеко не каждого певца. Бывают голоса, которые оказывают прямо противоположное действие.

hifiNews.RU: Вы изучали голоса многих певцов; чем отличается голос в пении от речевого голоса?

В.М.:Изучению природы певческого и речевого голоса я посвятил более полувека своей научной работы. За это время методами акустики, физиологии и психологии с применением компьютерной техники были изучены голоса многих сотен певцов разных жанров, профессиональных и возрастных категорий, включая выдающихся мастеров вокального искусства Ф. Шаляпина, С. Лемешева, И. Козловского, М. Рей­зена, И. Петрова-Краузе, И. Архи­­­повой, Е. Образ­цовой, Е. Нестеренко, П. Лисициана, Н. Гяур­ова, Э. Карузо, М. Каллас, П. Доминго, Л. Па­варотти и многих других. Было установлено, что голоса выдающихся певцов обладают, прежде всего, красотой тембра, силой звука, полётностью, яркостью, звучностью, серебристостью, гармоничностью тембра, четкостью дикции, наличием вибрато, большим звуковысотным диапазоном, свободой и естественностью звукообразования, что обеспечивает долговечность работы певца на профессиональной сцене.

Основное отличие голосов выдающихся певцов от речевого голоса и голосов неквалифицированных певцов объясняется тем, что мастера пения владеют особой техникой голосообразования, которую я называю резонансной техникой пения. Суть этой техники состоит в максимальной активизации певцом резонансных свойств своего голосового аппарата с целью получения максимального акустического эффекта – силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок. Основы резонансной техники мастеров изложены мною в книге «Искусство резонансного пения».

hifiNews.RU: А может ли пение и музыка оказывать негативное воздействие?

В.М.:К сожалению, могут. Еще Платон утверждал, что далеко не всякая музыка оказывает на человека положительное воздействие. «Для государства, - считал он, - нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное начало. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим». В музыкальных школах были проведены исследования. Психологи попросили детей нарисовать несуществующее животное и по характеру рисунка определить, приятное у ребенка настроение или нет. И вот оказалось, что когда детям предлагалось прослушать Моцарта, то животные были миленькими, вроде Чебурашки, ласковыми и безобидными. Когда включали рок-музыку, дети рисовали животных с огромными клыками, с раскрытой пастью, с острыми когтями. В одной из наших работ были обследованы голоса певцов разных жанров: тяжелого рока, различных поп-ансамблей и академических певцов. В группу аудиторов вошли в основном психологи и музыковеды. Им давалось задание прослушать фрагмент в исполнении певца, определить по 10-балльной шкале характер и степень его эмоциональной выразительности. Оказалось, что для группы академических певцов характерны максимальные баллы положительных эмоций и состояний (радость, благополучие) при минимальной агрессивности и недовольства. Обратная картина наблюдается у солистов тяжелого рока. Группа поп-ансамблей заняла промежуточное положение. Потрясающе интересные опыты были проведены на животных. В частности, в финском городе Котка вдруг обнаружили очень низкое качество мяса. И оказалось, что рядом с бойней поселилась рок-группа. Она, репетируя, включала динамики на полную мощность, отчего буренки были в шоке. В страхе таком, что давали, во-первых, прогорклое молоко и, во-вторых, мясо у них наполнялось биохимическими соединениями, которые выделяются при стрессе, и качество его было крайне низким. Но этого мало. Даже такие толстокожие гиганты как слоны, оказывается, тоже подвержены пагубному влиянию музыки. В Африке эти животные любят полакомиться плодами деревьев, которые содержат алкоголь. Когда они наедаются, то превращаются в очень буйных и нападают на селения туземцев. Эти многотонные чудовища разбивают хижины и ищут настойки алкогольных плодов. И, что бы вы думали, каким способом их удалось оттуда выпроводить? Не стрельбой, не ракетами, а… рок-концертом с огромными децибелами.

hifiNews.RU: Обидно за рок-музыку! Почему она так плохо влияет на все живое?

В.М.:Все дело в том, что звуки рок-музыки дисгармоничны. У некоторых рок-ансамблей даже такие названия. Например, Rolling Stones («падающие камни»). Все эти названия свидетельствуют о том, что музыканты хотят как-то особо назвать свою группу, чтобы дать понять, что она производит сильное воздействие. Это удивительная вещь. Люди готовы все продать, только чтобы попасть на концерт какой-нибудь рок-группы. Почему это возникает? Человек подвержен удивительному привыканию к какому-то фактору, не всегда полезному. Это особенно касается алкоголя, наркотиков, курения. С музыкой получается также. Мне рассказывали удивительную историю о людях, которые работали на особо шумных производствах. О клепальщиках котлов. Один работник снаружи бьет кувалдой по толстой заклепке, а другой в это время должен в котле сидеть и подпирать эту заклепку своей кувалдой. Удары просто ужасающие. Эти люди к 35-40 годам становятся инвалидами по слуху и нервной системе.

hifiNews.RU: Неужели не помогают наушники?

В.М.:Звуки проникают через кожу, кости. Но… удивительная вещь! Вот их провожают на пенсию. Однако, примерно через месяц один приходит и говорит: «Ребята, спать не могу! Дайте посидеть в котле, послушать!» Вот она зависимость. Сначала мы бежим от чего-то жутко неприятного, потом как-то привыкаем, а после жить без него не можем. Я приведу еще пример. Некий американский предприниматель торговал на фешенебельном пляже Калифорнии, где отдыхали состоятельные городские люди. Чем он торговал? Пластинками или кассетами с записью городского шума! Там были шумы автобусов и трамваев, крики толпы, и т.п. Кассеты покупали нарасхват!

hifiNews.RU: Почему голоса некоторых людей нам неприятны или наоборот приятны?

В.М.:Мы с моими коллегами обнаружили такую интересную вещь: эмоции влияют на человеческий голос, и он, в свою очередь, меняет обертоновый состав. Он, под стать рок-звуку, теряет гармоничность до десяти процентов. Негативное воздействие основано на том же механизме, что и позитивное. Например, к вам приходит человек, он внутренне к вам не расположен и пытается скрыть это, поскольку хочет продать вам какую-то вещь. Он говорит вам ласковые учтивые слова, но при этом в его голосе звучит фальшивая нота. То есть обертоны принимают несвойственное им положение. И вы, если у вас хороший эмоциональный слух (термин введен мною в науку в 1985 году), почувствуете, что этот человек говорит неправду.

Но есть люди удивительно гармоничные, они здоровые психически, физически и расположены к людям. К тому же, они владеют резонансной техникой голосообразования. Их голос звучит, как целительный бальзам, как прекрасная музыка. Исследования показывают, что эти звуки гармонизируют и вас. Вам хочется слушать и слушать этого человека и общаться с ним. Такие удивительные голоса были у актеров Сальвини, Качалова. Классическим образцом, который признан во всем мире, является голос нашего соотечественника Федора Ивановича Шаляпина. Одна шведская газета писала о нем: «Мало людей обладают таким обаянием, как Шаляпин. В его существе живет странная волшебная сила, и когда он говорит, его голос звучит подобно органу…». Когда он первый раз готовился выступить в театре La Scala – это пробный камень всех лучших певцов – и спеть Мефистофеля, к нему пришла клака (люди, которые требуют денег за то, что будут создавать певцу атмосферу успеха. В противном случае они грозятся забросать гнилыми помидорами (если не даешь денег, тебя освищут – прим. редактора). Шаляпин прогнал их в шею, и клака готовилась его прокатить и освистать, но, когда закончилась первая ария легендарного певца, воцарилось молчание. А затем разразился шквал аплодисментов. И клака ничего не могла поделать. И оставила гнилые помидоры. Были скуплены все цветы вокруг театра и брошены на сцену к ногам Шаляпина. С этого времени ему открылась дорога на лучшие сцены всего мира. Лаури-Вольпи писал позже: «Русский гигант Федор Шаляпин стал басом эталоном, имя его облетело континенты».

В области дикторского искусства, подобно Шаляпину, я считаю, был диктор Радио Юрий Левитан. Его голос был подобен боевой трубе. И, когда он возвещал о победе (изображает): «Сегодня наши войска, преодолев отчаянное сопротивление противника, ворвались в город Орел!» - прямо, знаете, мороз по коже! И так и хотелось бежать на фронт, скорей схватить автомат и защищать Родину. Голос Левитана воодушевлял не только нашу армию, но и тех, кто трудился для победы в тылу.

hifiNews.RU: Почему возникает зависимость от определенных музыки и голосов?

В.М.:Это факт привыкания нервной системы к чему-либо. Если б не было у нас адаптации, этого Божьего дара, мы бы не выжили. С наибольшей силой этот фактор проявляется у молодых. А вот в случае воздействия дисгармоничных звуков адаптация служит нам обратную службу. Это то же самое, что и привыкание к курению или наркотикам. Сначала организм их отвергает, потом он включает такие механизмы, которые сначала борются с ними, а после уже требуют их. Известно, что в древности некий царь убивал своих врагов, угощая их на пиру отравленным кушаньем. Сам его тоже ел, но к яду у него была выработана адаптация.

hifiNews.RU: Чем объясняется такое удивительное воздействие музыки: она может лечить и калечить?

В.М.:Музыка может настроить человека на любой лад. Например, легкая мелодичная - на благодушное, доброе настроение, а танцевальная - на активное, энергичное. Есть очень интересный механизм, который открыла наша лаборатория невербальной коммуникации. Любой музыкальный звук состоит из основного тона и призвуков к нему - обертонов. Мы обнаружили один ранее не известный механизм передачи эмоций – изменение частотного расположения обертонов голоса: при выражении радости они гармоничны, а при гневе - дисгармоничны. Наше душевное расположение к человеку рождает соответствующий звук голоса. Если мы хотим выразить радость, голос становится приятным, ласковым. И, когда мы исследуем такого рода голоса, то видим, что они на слух гармоничны, поскольку обертоны гармоничны. Когда мы исполняемся гневом или внутренней недоброжелательностью, обертоны становятся дисгармоничными и выдают наше негативное отношение к людям. В моих книгах и в исследованиях моей лаборатории были проведены оценки разных видов музыки: классической, эстрадной, рок-музыки и других. Причина оказалась в особенностях ритмической организации и тембрового звучания музыки или голосов человека. Ведь музыка делится на инструментальную и вокальную. И голос может выступать в качестве музыкального инструмента, совершенного или примитивного. Иногда бывает, голос громкий, но фальшивый. Вот на Вашем месте недавно сидел молодой человек с огромным голосом, что, вроде бы и неплохо. Если бы он запел, здесь затряслись бы батареи. Но, как он сам сознался, его голос называют «оружием массового поражения», поскольку он сильно фальшивил, а это одна из форм дисгармоничности.

hifiNews.RU: И последний вопрос: какие выводы, Вы считаете, можно сделать из обсуждаемой нами проблемы воздействия слова и музыки?

Орфей, играющий на лире. Рисунок с греческой вазы. V в. до н.э.
Легендарный греческий певец и музыкант Орфей, сын музы Каллиопы, своим пением очаровывал и смягчал гнев не только людей, но и богов, укрощал диких зверей и силы природы.

В.М.:Важнейшее социальное значение любого искусства и музыкального искусства в частности состоит в том, куда направлена его громадная воспитательная сила: во благо или во зло, ибо как показывают исследования, возможно как кто, так и другое.

В одном из последних номеров журнала «За рубежом» (1-6 ноября 1996 г.) опубликована статья «Ох уж, эти невежливые американцы», о грубости, доходящей до цинизма и хамства - вплоть до нецензурной брани и прочих непристойностей в средствах массовой коммуникации США (по материалам «Ю. С. Ньюс энд уорлд рипорт», Вашингтон). Любопытно, что в результате социологического опроса основную ответственность за это большинство американцев возлагает на... рок-музыку (67%), в меньшей степени на радиоинтервью (52%) и школы (34%).

Подобных социологических обследований в нашей стране не проводилось, хотя положение с грубостью у нас не лучше, если не сказать хуже, а «крутой» рок не уступает американскому.

Искусство, как известно, является отражением жизни в частности, нашей молодежи. Но так ли уж стоит отражать ее худшие стороны? Особенно в наше экономически и социально тяжелое время. Настоящее большое искусство всегда служило народу путеводным маяком к чему-то светлому и лучшему.

Хочется пожелать многоликому и популярному жанру рок-музыки, равно как и средствам массовой информации, больше обращаться к лучшим гуманистическим, а не худшим сторонам психологии человека и жизни, которая, что ни говори - величайшее из благ, дарованных человеку Богом. Стоит ли ее омрачать еще и средствами искусства, воспитательная сила которого в миллионы раз преумножена невиданным в истории человечества развитием средств массовой коммуникации.

В связи с выходом моей книги «Искусство резонансного пения» ко мне обращаются многие певцы, в том числе и рок солисты с вопросом: можно ли овладеть техникой резонансного пения. Считаю, что не только можно, но и нужно, т.к. голос от этого станет намного сильнее, гармоничнее, красивее и долговечнее. И путь к этому указывает опыт величайших певцов, чему и посвящена моя книга.

Беседу провела Евгения Заболотских



Оставить комментарий





||


Главная страница > HI-FI Профи > Репортажи и интервью > Профессор Морозов: "Слово и музыка должны лечить!"