В настоящее время видеопроекция перестала быть сугубо деловым или рекламным атрибутом и прочно вошла в жизнь обычного человека. Все чаще и чаще слово «видеопроектор» у нас ассоциируется не с презентацией или семинаром, а с отдыхом и развлечениями. Но с развлечениями, если так можно выразиться, камерными, рассчитанными на узкий семейный или на чуть более широкий круг друзей и знакомых.
Вечеринка на Ибице |
Учитывая вышесказанное, возникает резонный вопрос: «Если существуют «домашние» видеоразвлечения, есть ли нечто подобное, например, в ночных клубах?» Ответ очевиден: «Да, видеоразвлечения для массовой аудитории существуют». Конечно, в плане распространенности, регулярности и массовости в данном сегменте клубной индустрии Россия Ибице не конкурент. Даже в Москве нет заведений, подобных клубу PRIVILEGE, который легко вмещает 9000 (!) человек, и где проводятся уникальные вечеринки Manumission с невероятным по своим масштабам видео-шоу. Представьте в центре огромного танцпола бассейн, в который падает водопад, а на эту стену воды проецируются всевозможные изображения. Согласитесь, впечатляет и удручает одновременно: почему такого не придумали у нас? Однако если рассмотреть техническую сторону проекта, то здесь наша страна шагает со всем миром в ногу, хотя и несколько иным путем.
«В России видеопроекции в клубах нет!» Не правда ли, очень напоминает лозунг, характеризовавший состояние дел в интимной сфере у советских граждан. Конечно, и тот архаичный слоган врал, и наше утверждение неверно. Видеопроекция в российских ночных клубах существует, но оборудование берут в прокат. По словам Людмилы Бадиковой, менеджера отдела аренды компании «Polymedia», в их компанию с этой целью обращаются через день: «В основном, берут проекторы Panasonic, Mitsubishi и других известных брендов, но каких-то особых предпочтений нет».
Мы не будем рассматривать разовую акцию или проектирование ночного клуба, что называется, с нуля. В первом случае все проблемы решает прокатная компания, которая вряд ли поделится своими наработками, во втором – тоже есть свои сложности, но их намного меньше. Проще всего рассмотреть ситуацию с неким уже существующим среднестатистическим клубом. Представим, что для проведения в нем шоу-программы необходима видеопроекция с размерами изображения примерно 2х3 метра в нескольких точках. С какими трудностями и особенностями при выборе проекторов и их инсталляции столкнутся в клубе? Во-первых, с отсутствием большого свободного пространства для оборудования; во-вторых, с неравномерностью освещения; в-третьих, с наличием разбросанной по помещению публики и, наконец, в-четвертых, с необходимостью использовать проекторы практически любого формата.
Проще всего решить последнюю проблему. Большинство современных проекторов мультиформатны, а это означает, что с ними можно использовать практически любой источник видеосигнала (компьютер, DVD-проигрыватель или VHS-видеомагнитофон), что называется, напрямую, не прибегая к «посредническим услугам» видеопультов и портастудий, хотя использование последних и дает ряд преимуществ в обеспечении динамичности и зрелищности самого шоу.
Не самый худший вариант загрузки потолка клуба |
Куда сложнее дело обстоит с тремя первыми проблемами, учитывая их тесную взаимосвязь. Безусловно, проектор можно разместить где-то под потолком и тем самым решить первую проблему. Но если вы придете в любой ночной клуб и поднимете голову, то, наверняка, обнаружите там множество осветительных приборов, которые не только занимают почти все свободное пространство, но так и норовят превратить окружающую среду в филиал пустыни Сахары. Даже если мы найдем среди всего этого нагромождения светотехники, металлических форм и акустических систем свободное и климатически комфортное место для размещения проектора, успех не гарантирован. В наши планы могут вмешаться трапециевидные искажения, выходящие за пределы коррекции (если, конечно, вы не устраиваете видеоаналог комнаты смеха), и сам зритель, который то и дело будет пересекать луч прибора и маячить не слишком живописным силуэтом на экране, превращая видеошоу в театр теней. Чтобы избежать подобных проблем, нам необходимо будет поместить проекционное оборудование как можно ближе к экрану под наименьшим углом к оси проекции и желательно по другую его сторону. Малые расстояния проекции (примерно 1-2,5 м) обеспечиваются сменными широкоугольными короткофокусными объективами для проекторов, а возможность размещения проектора по другую сторону экрана применением обратной или Rear проекции. Собственно говоря, принцип ее достаточно прост: проектор располагается с тыльной стороны специального полупрозрачного экрана, имеющего «одностороннюю пропускную способность», и на этот экран проецируется зеркальное изображение (наличие подобного режима в данном случае единственное «нестандартное» техническое требование к проектору). Этот тип проекции недешев, однако, применив его, мы решаем проблему неравномерности освещения, так как экраны, которые для него используются, в наименьшей степени подвержены засветке внешними источниками.
Иллюстрация обратной проекции |
Однако для того, чтобы быть абсолютно уверенными в качестве изображения, необходимо определиться с основными параметрами проектора, такими как: яркость, контрастность, максимальное разрешение, тип проекции (DLP или LCD) и кол-во матриц, формирующих изображение.
Начнем, пожалуй, с самого очевидного параметра – разрешения. Так как зрители в клубе по отношению к экрану так и норовят повторить знаменитый поступок Буратино, который своим носом проткнул нарисованный на холсте очаг, максимальное разрешение стоит выбрать как можно большим. Потолок в данном параметре мы определять не будем, а вот «пол», т.е. разумную нижнюю границу, все же определим в 1024 на 768 пикселей. Понятное дело, что для просмотра любительской видеозаписи хватит и куда меньшего разрешения (примерно 320 на 240), но если вы решитесь прокрутить ролик в формате HDTV или показать какую-то модную 3D заморочку с французской пати «State Of The Art», то вам и это разрешение может показаться недостаточным.
Теперь о контрастности. Помните присказку про дела, которые как сажа бела? Так вот, за устранение подобной неразберихи контрастность и отвечает. Чем она выше, тем более очевидна разница между тьмой и светом. А теперь взгляните на свой любимый и родной ЖК-телевизор или плазменную панель, не правда ли радует глаз: белое - действительно белое, а черное – приближается к истинно черному. А теперь заглянем в их инструкции и посмотрим, каким числом эта самая контрастность там характеризуется. Как правило, примерно от 700 до 1000 к 1. Примерно теми же числами контрастность характеризуется и у проекторов (крейзи-модели для миллионеров в расчет не берем), но, учитывая нашу сложную ситуацию с освещением, возьмем за минимум величину контрастности 1000:1.
Ну что ж, с параметрами, отвечающими за четкость и «разборчивость» изображения, мы разобрались. Прежде чем перейти к рассмотрению такой важной характеристики как яркость, хочется вспомнить поговорку о том, что ночью все кошки серы. Если вы не хотите почувствовать себя в роли дальтоника или человека оказавшегося в Лондоне, когда небесные коровы (видимо, заразившись бешенством от своих земных аналогов) заливают все вокруг молоком туманов, не промахнитесь в выборе этого параметра. Опять-таки, максимум мы определять не станем, за нас это сделают наш кошелек и ненормативная лексика ослепленных посетителей, но вот минимум, необходимый для наших проекционных расстояний, мы определим в 1200 ANSI лм. Хотя, исходя из личного опыта, я бы порекомендовал в качестве минимума примерно 2500 ANSI лм.
Яркость проектора мы выбрали. Но, чтобы окончательно застраховаться от рецидивов дальтонизма, стоит решить вопрос с количеством матриц формирующих изображение. Как вы понимаете, решение вполне очевидно, проекторы, как и Бог, любят троицу. Только раздельная обработка сигналов трех основных цветов может гарантировать адекватную цветопередачу. К тому же, этот подход позволяет избежать неприятных моментов, ухудшающих качество изображения: в LCD проекторах – это снижение яркости от центра к краям изображения из-за больших размеров матрицы, а в DLP проекторах – эффект радуги, возникающий при быстром перемещении взгляда по изображению, связанный с тем, что сигналы основных цветов формируются быстро вращающимся колесом с расположенными на нем светофильтрами.
Результаты теста |
Параметры проекторов мы определили, но, заглянув в каталоги, невольно оказались в шкуре буриданова осла, не в силах выбрать между LCD и DLP. А что же все-таки лучше? С точки зрения «клабберов», хороши оба варианта. Кошелек, поддавшись минутному нежеланию похудеть, выбрал бы LCD. Но мы выберем DLP, и вот почему. LCD, работая примерно по 8 часов в день, 6 дней в неделю, 52 недели в год – в итоге получает 2496 часов наработки. А теперь посмотрите на фото – примерно через полтора года пахавшему как папа Карло такого типа проектору потребуется серьезный ремонт, связанный с заменой матриц, а вот DLP-проектор отделается лишь заменой лампы. Испытания проводились лабораторией света (Munsel Color Science Laboratory) Рочестерского института технологий (RIT). При тестировании использовались 5 LCD проекторов и 2 DLP проектора. Эксперимент длился около 4000 часов, после этого сравнивались показатели качества передачи изображения:
По окончании эксперимента были сделаны следующие выводы:
Catalyst DL1 |
Я не буду рекомендовать конкретные модели проекторов, так как, зная основные параметры оных, любой сможет самостоятельно выбрать то, что больше подходит его кошельку. Но все же об одном нетипичном устройстве упомянуть стоит. Это Catalyst DL1. Прибор, который объединяет две системы: автоматизированный световой прибор и видеопроектор. Прибор поддерживает все стандарты видео и осуществляет полный контроль над изображением, может перемещать его, фокусировать, менять размеры и автоматически корректировать трапецию. Так как видеопроектор вмонтирован в лиру, появляется возможность перемещения видеоизображения в трехмерном пространстве. Проекция может осуществляться на поверхности сцены, стен, потолка, декораций или одновременно на все выше перечисленное.
Тип видеопроектора: | LCD (трехматричный) |
Световой поток: | 5000 Ansi люмен |
Контраст: | 1100 : 1 |
Разрешение: | 1024 х 768 |
Системы цветности: | PAL, SECAM, NTSC |
Частота развертки: | Горизонтальная 15-100 KHz Вертикальная50-100 KHz |
Телевизионное разрешение: | 800 телевизионных линий (HDTV) |
Минимальное фокусное расстояние: | 1.4 м |
Видеовходы: | RGB, Component, Composite, S-Video |
Габариты: | 595 х 343 х 861 мм |
Вес: | 39 кг |
Управление: | 11 каналов DMX |
Угол поворота: | 400 град. |
Угол наклона: | 200 град. |
Фокусное расстояние: | 1.8 - 2.4 : 1 |
Тип лампы: | 275 Вт MSP lamp |
Потребляемая мощность: | 6.8 A |
Температура рабочего режима: | 5 - 35 град C |
Прочие характеристики: | управляемый затвор луча, возможность настройки яркости, контраста, гамма-коррекции проектора по DMX-каналу. |
|
Оставить комментарий