Достоверную информацию о военных действиях сейчас получить практически невозможно, несмотря на то, что у нас, в отличие от наших дедушек и бабушек, имевших только проводное радио, множество путей для доступа к ней. Все СМИ говорят только о том, о чем им позволят «там наверху». Если раньше они воздействовали на свою аудиторию, в основном, пафосными лозунгами, то сейчас способов влияния на зрителей, слушателей и читателей масса. В результате, все мы оказываемся в информационном вакууме. Яркий пример тому – события в Беслане. Помните, как местные жители изгнали прокурора и искали виновных в случившемся среди соседей.
Фактически во всем мире идет информационная война. Один из главных ее элементов – психологическое воздействие. Его сила особенно ярко проявилась во время войн в Персидском заливе. Первую из них, битву 1991-го года, один американский летчик, имея в виду безнаказанность действий авиации союзников, назвал “охотой на куропаток”. Американцы давили на страх противника погибнуть, а также на ненависть солдат к тем, кто отсиживался в тылу. Часть иракских военнослужащих убедили в том, что если они оставят свои позиции, то останутся в живых. В знак подтверждения того, что это случится, по иракским опорным пунктам были нанесены точечные удары.
Главным рупором в информационной войне у американских военных и власти всегда были СМИ. Такое поведение американских служителей пера и микрофона было вынужденным. «Правильно подавать информацию» администрация США научила своих журналистов ещё в годы первой мировой войны. Правительство обязало каждую газету внести крупную денежную сумму в качестве залога, и если где-то появлялся репортаж, который не нравился военным, то деньги издателю не возвращали. Для крупных газет это было чревато серьёзными финансовыми проблемами, а для мелких вообще означало полное разорение. Поэтому сегодня так называемый "журналистский пул" следит за тем, чтобы в печать попадали только те новости, которые были разрешены военными. Тот факт, что писать и говорить о войне непросто, подтверждают и слова одного американского сенатора, сказанные около ста лет назад: "Первой жертвой войны всегда становится правда". Но здесь возникает далеко не философский вопрос: что такое правда, или чья правда? У каждого она была своя: и у Буша, и у арабов. Вместе с тем данное сотрудничество выгодно журналистам. Взять хотя бы тот момент, когда бомбардировка американской авиацией Ливии в 1986 году была приурочена точно к началу вечерних новостей в Америке. А миротворческие операции последних лет вообще изначально готовились как телевизионные проекты.
В ходе операции «Буря в пустыне» американские СМИ убеждали свой народ в том, что США - единственный и надежный защитник, что только американские войска могут справиться с ситуацией в Персидском заливе. . Также американские журналисты способствовали возникновению среди иракских военнослужащих разногласий и паники, склоняли их к дезертирству и сдаче в плен и способствовали объединению действий дружественных стран. Иракские СМИ действовали не лучше своих коллег. Они, в особенности радиожурналисты, трубили о том, что тогда еще президент опальной страны Садам Хусейн – ближневосточный Адольф Гитлер, убеждали людей в том, что не стоит сопротивляться военной машине США. Американская и кувейтская разведки распространили в СМИ слух о том, что иракцы разбивали инкубаторы в кувейтских больницах, вытаскивали оттуда новорожденных и убивали их, бросая на каменный пол. На вывезенных - якобы с риском для жизни - из Кувейта расплывшихся фотографиях были изображены тельца детей, лежащие на полу. На самом деле «младенцы» были куклами. Многие газеты опубликовали эту историю на первых полосах. Только через три года после окончания войны стало известно, что британское рекламное агентство «Хилл энд Ноултон» получило за такую «работу» 10,8 млн. долларов. Использовался и самый старый вид информационного оружия - листовки. . Его применяли еще во время ВОВ. Тогда для деморализации противника фашистские летчики скидывали на его территории листовки. В них они склоняли атакуемых к сотрудничеству, предлагали предать Родину, за жизнь и сытость. В рамках этой пропагандистской кампании самолеты ВВС США сбрасывали над районами дислокации частей иракской армии большое количество листовок, призывавших солдат не оказывать сопротивления и переходить на сторону коалиции, возглавляемой Соединенными Штатами. Тексты были очень простыми для восприятия, и в них учитывались национально-психологические особенности арабов. Некоторые из листовок содержали только изображения. По словам одного из командиров иракской дивизии, «листовки по силе воздействия на моральный дух солдат уступали лишь воздушным бомбардировкам». Вместе с ними разбрасывались и малогабаритные радиоприемники, позволявшие прослушивать на фиксированных частотах передачи, имевшие антииракскую направленность. «Голос залива» так сильно влиял на иракских солдат, что командиры запретили им пользоваться транзисторными приемниками.
Хорошо скоординированная информационная агрессия достигла своей цели. Если к концу сентября 1990 года в поддержку войны выступал лишь каждый десятый американец, то к началу ее активной фазы (середина января 1991-го) уже свыше 80 процентов ее граждан поддерживали действия своего президента по урегулированию кризиса с применением силы. Тогда к экранам приникали миллионы американцев. И в результате многие из них, в основном, женщины получили психические стрессы, когда война неожиданно быстро закончилась. Ведь они ежедневно привыкли себя чувствовать, находясь у телевизоров, участниками войны, “зрительницами первого ряда”.
Находились, правда, совестливые представители «четвертой власти». 7.000 журналистов со всего мира пытались рассказать и показать, как идёт война в Ираке. Но не тут-то было. Американцы отобрали 500 корреспондентов, включили их в состав армии и только им разрешили работать на поле боя. Как сказал один из немецких сатириков, посторонних не только не допустили, но попросту выбомбили из Ирака. Например, телекомпанию "Аль-Джазира", которую называют арабским СиЭнЭн.
Кстати, проводником психологического воздействия был и вышеупомянутый канал СиЭнЭн. Его услугами воспользовались американские повстанцы в 1995 году. Они собирались прекратить в Сомали военные действия своих земляков. Си-Эн-Эн показал якобы «реальную картину происходящего в стране». Телезрители увидели, как сомалийцы волочили по улицам Могадишо трупы американских солдат. Разумеется, жители США разозлились и потребовали от своих властей скорейшего вывода войск из африканской страны. Началась эвакуация американских военных, несмотря на то, что погибло всего 19 морских пехотинцев.
Каких только средств нет в арсенале так называемого «несмертельного воздействия». Например, во время войны планируется, создавать в небе голографические изображения исламских мучеников. Они будут призывать с небес единоверцев сдаться на милость противника и возвращаться домой. Вполне возможно, что это оружие уже использовалось.
Помимо психологического, интересен и другой вид оружия. Электромагнитный. Это оружие нарушает работу электростанций и высоковольтных ЛЭП. Его испробовали в Ираке (операция "Лис пустыни", 1998), а также в ходе боевых действий НАТО в Югославии. Тогда самолеты Североатлантического союза применили так называемые графитовые бомбы и вывели тем самым из строя на несколько часов 2/3 энергосистемы Сербии (графитовая "начинка", попав на провода, вызывает короткое замыкание). В результате жертв и разрушений практически не было, но страна пострадала в экономическом плане. Одна из разновидностей электромагнитного оружия - "i-бомбы". С их помощью создают мощные электронные импульсы, которые выводят из строя радио- и радиолокационные станции, компьютеры и другие сложные приборы, искажают информацию в банках данных и программном обеспечении.
Еще один один из видов оружия в информационной войне – информационные атаки. Для их осуществления строятся макеты самолетов и аэродромы и имитируется их деятельность. В результате противник считает их настоящими.
Системы дезинформации противника использовали еще древние люди. Питекантропы перед своими пещерами клали дубины неимоверных размеров, чтобы отпугнуть тех, кто претендовал на них. Недоброжелатель пробовал поднять дубину, и, ощутив ее тяжесть, чувствовал, что в пещеру лучше не лезть, раз ее владелец столь силен. Сейчас в США разработана новая система дезинформации врага. С ее помощью перехватываются речевые сообщения на линиях связи противника, меняется их смысл, а затем они передаются врагу тем же голосом. Таким образом, вводят в заблуждение пилотов, операторов пусковых установок ракет класса "земля-воздух" и командиров сухопутных войск. Для изменения смысла перехваченного сообщения опытному специалисту требуется очень мало времени – от нескольких минут до десятков секунд. Аппаратуру перехвата речевых сообщений и манипулирования ими можно подключать к существующим системам связи ВВС, ВМС и Армии США, в том числе и к бортовым самолетным системам. Масса образца такой аппаратуры не превышает 22 кг. Эта система способна перехватывать только открытые речевые сообщения. Закрытые зачастую бывают искажены, а это затрудняет понимание отдельных их деталей. Так, расчеты зенитно-ракетных комплексов могут получить указания не открывать огонь по вторгшимся в их воздушное пространство самолетам. Пилотам может быть указано следовать курсом, уводящим их от ударных или разведывательных самолетов США. Наземные подразделения могут получить приказ к отступлению вместо наступления.
Сейчас часто говорят о том, что будущие войны – сплошь информационные. Большие надежды «вечные бойцы» американцы возлагают на лазерное оружие, которое разрабатывается. Оно сможет поражать глаза и кожу людей, выводить из строя или разрушать оптико-электронные и оптические приборы и бороться с самолетами. Зарубежные исследователи намерены применять в будущем и акустическое оружие, излучающее волны очень низкой частоты, а также "бомбы-вонючки", распространяющие в радиусе нескольких километров нестерпимое зловоние, которое вызывает тошноту, судороги, расстройство желудка, сильную головную боль и отрицательно влияет на умственные способности человека. В зарубежных СМИ появляются сообщения о работах над созданием генераторов частотной кодировки мозга, биолокационных установок высокочастотных и низкочастотных генераторов, химических и биологических средств и других устройств, способных вызвать изменения в психике человека, а, следовательно, повлиять на его поведение.
Эта тема недели приурочена к празднованию 60-летия Победы. Наша редакция искренне надеется на то, что таких дат в году в нашей будущей жизни не будет!
Тему недели подготовил: Александр Грезин
|
Оставить комментарий