Обсудить на форуме

Размышления о выборе музыкального источника

Эту провокационную тему я вынашивал в себе не одну неделю. В отчет эти рассуждения не вставить и потому я решил изложить их в свободной форме.

Итак. Расследуя очередное убийство, произошедшее на почве спора между ярым приверженцем лампового звука и его непримеримым апонентом — поклонником транзисторного звучания, мне пришлось воочию столкнуться с миром Hi-End и даже погрузиться в него.

И вот теперь я медленно превращаюсь из законопослушного гражданина, стоящего на страже закона и справедливости в меломана или, говоря современным языком, аудиофила. Расследуя это непростое аудиофильское дело, я вдруг обнаружил, что нахожусь в тупике и никак не могу понять одну вещь: вроде бы индустрия по производству аудио-видео средств изо всех сил старается и из года в год представлять армии поклонников Hi-Fi все более совершенные устройства. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что Hi-Fi main stream скатился по качеству звуковоспроизведения ниже уровня 50-х годов прошлого века!

С какого такого момента произошел этот регресс? С момента, когда производство почти всей бытовой звукотехники оказалось перенесенным в Китай?.. Вспомните, какую умопомрачительно добротную и качественную аудиотехнику делали японцы! Да и советская техника была в общем-то не так уж и плоха для бытового употребления с претензией (вспомните кассетник «Вильма 104с», катушечники «Олимп» и конечно же проигрыватели граммпластинок «Арктур», «Вега» и т.п.).

А может это цифра все хорошее сгубила? Конечно, уровень качества современных CD гарантировано высок вот прямо сразу «из-коробки» и перекрывает, например, второй класс советской техники, а если судить по исключительно по завленным техническим характеристикам, то и первому классу должно быть не по себе от высот современной цифры. Уже пришедшие в народ DVD, а так же всевозможные Blu-ray должны заткнуть за пояс и высший класс, но... СТОП! После простейшего следственного эксперимента с программным генератором звуковых волн и осфиллографом, который мне продемонстрировал ЧТО на самом деле выдает ЦАП, я про цифру вне контекста ширпотреба и слышать больше не хочу. По крайней мере до тех пор, пока частоты дискретизации звука не будут измеряться целым числом Мегагерц. Как водится, истина где-то посередине. Современная бытовая корее-китайская звукотехника по восточному аляписта как карнавальная мишура, но бесхитростна и безыскусна, а то что она еще и цифровая вообще вгоняет в бессрочную дипрессию даже меня.

Ох рано мы аналоговую технику похоронили... Ох, рано!...

Вот так размышляя, долго я не мог найти ответа на простой вопрос: «Кто же в наше непростое время может воспроизводить музыку так, как она звучала на самом деле при записи?!»

Ну конечно это винил! Подлинно аналоговое устройство по-крайней мере на уровне канавки с иглой :) Правда это при условии честной аналоговой записи. Старые то пластинки «в аналоге» писались... сомнений нет... А новые? Я сильно сомневаюсь... Но это уже «система». Ладно, не будем о грустном. В конце-концов, хватит на наш век и старых аналоговых записей.

Ну казалось бы, купи и радуйся! Найти по сходной цене несколько бывший в употреблении, но весьма хороший проигрыватель виниловых дисков не проблема. На «молотке» я насчитал не менее 200 предложений. Правда, беспроблемные модели даже советского производства (например, «Корвет», «Электроника») не будут стоить меньше 10-20 тыс.руб. Не знаю как вам, но для меня это слишком дорого. Тем более, что слегка поступившись классом можно взять сравнительно беспроблемную «Вегу», а если не жертвовать классом и быть говым засучить рукава, то вполне себе находкой может оказаться «Арктур». Последний, впрочем, еще тот клубок проблем, но об этом мы как-нибудь еще поговорим.

Сравнительная простота внутреннего устройства даже навороченных «грамофонов» высокого класса (впрочем не обшлось тут без исключений, если вспомнить «Эстонию») позволяет без особых проблем привести такой источник звука в идеальное состояние... Даст Бог, и об этом поговорим.

Но мне, как личности, склонной к перфекционизму никак не дает покоя один существенный момент...

Ну вот положим, купил я проигрыватель. Купил самые любимые-прелюбимые пластинки по весьма немалой цене. Конечно, они в прекрасном состоянии или даже новые. И что же?

С каждым актом прослушивания я неизбежно ухудшаю качество с таким трудом и трепетом добытой записи! Что-то тут не сходится...

Вывод: Винил пригоден как средство распространения высококачественных аналоговых звукозаписей, но никак не в качестве высококачественного источника звука для частых прослушиваний.

Долго мне не давала покоя эта проблема.

Понимание пришло почти случайно, когда я слушал радио в автомобиле. Гостем той памятной радиопередачи был как раз звукорежиссер еще старой закалки. И вот, слушая его и соглашаясь с ним буквально во всем, меня вдруг осенило! Ведь есть такой же по качеству как и виниловый проигрыватель полностью аналоговый источник звука! Давно изобретен и доведен почти до совершенства еще в 80-х годах прошлого века. Имя ему — магнитофон.

Сразу стоит определиться, что для подлинно аудиофильских целей наилучшим образом подходят катушечные магнитофоны. Отрицать очевидное не стоит, - в сравнении с кассетными у катушечников, и скорость движения ленты выше в несколько раз (19.05 против 4.76), и коэффициент детонации лентопротяжного механизма (ЛПМ) у катушечников значительно ниже и, что очень важно, ширина дорожки больше.

И самое главное, в отличие от виниловых дисков, ухудшение параметров звукозаписи при воспроизведении магнитной ленты происходит очень и очень медленно. Да и носит оно вовсе не такой фатальный характер. У диска при его частом воспроизведении появляются щелчки и шорохи, каждая пылинка отражается на качестве звука, а у ленты ничего подобного! Единственная неприятность, которая может случиться с некачественной лентой, это ее осыпание вследствие... то ли высыхания, то ли наоборот... Это еще выяснить предстоит. Но в любом случае, касается это лишь некачественных образцов отечественного производства.

А если кому охота, тот может сделать две идентичных записи, или три. И ко всему, у вас ведь остается практически первозданный виниловый диск в качестве нетронутого оригинала. Который, вы кстати, еще и по наследству сможете передать ;)

И последнее. Если не пытаться влезть на «Олимп», то цены на советские катушечники просто загляденье!

Итак, стратегия очевидна. Берем новенький виниловый диск, переписываем аудиопрограмму с него на магнитофон и уже гоняем магнитную ленту сколько душе угодно.

Вооружившись данными соображениями я очень недорого купил пару сильно различающихся катушечных магнитофонов.

Но что я купил, зачем и почём? Об этом в следующем отчете.

Ваш лейтенант Коломбо

Комментарии

Всего комментариев 70


Читать все комментарии (70)





Главная страница > Российский Hi-End > Hi-Fi с ног на голову > Размышления о выборе музыкального источника