В конце нашего интервью Александр Матвеев, учредитель и главный редактор Интернет-журнала о промышленном дизайне Designet.ru, так высказался относительно темы о дизайне, что мы посчитали его слова – наилучшей подводкой к нашему диалогу. Поэтому без лишних слов представляем мнение Александра Матвеева «от» и «до»: «Насчет генеральной темы про дизайн могу сказать следующее: несмотря на то, что дизайн в последнее время стал модной темой, о нем мало знают, особенно те, кому это необходимо знать (топ-менеджеры компаний). А те, кто что-то все-таки знает, в большинстве своем имеют о дизайне очень искаженное представление. «Что здесь такого сложного, за что надо платить деньги – нарисовать картинку и я могу», «сделайте так, чтобы это нравилось лично мне», «мы сэкономим на дизайнерах – скопируем аналоги», «зачем нужен промышленный дизайн, проще забить мозги потребителя рекламой – купят, никуда не денутся» – вот лишь небольшая часть типичных ошибочных суждений о дизайне. Именно об этом нужно говорить, на мой взгляд».
hifiNews.RU: Есть ли вообще у нас в России понятие дизайна техники?
А. М.: Как это ни покажется странным, промышленный дизайн в России существует. Да, можно обсуждать, хорош он или плох, но он есть. Все-таки мы не Папуа - Новая Гвинея. До 90-х дизайн принято было называть «технической эстетикой», но сути профессии это не меняет. Есть школы, существующие десятки лет, есть тысячи профессионалов, есть молодое и очень интересное поколение дизайнеров.
Только одна проблема: соотечественники не желают замечать дизайнеров у себя под носом – подавай им Филиппа Старка с Каримом Рашидом. Но если все-таки есть желание посмотреть, то сделать это просто. Заходите, к примеру, на Designet.ru, купите книгу «Создано в России: промышленный дизайн» (100 дизайнеров и студий с работами за последние 10 лет) – ее можно приобрести у нас или в книжных магазинах Москвы. У вас сильно изменятся представления о происходящем.
hifiNews.RU: Как Вы считаете, в чем главная проблема современного отечественного дизайна Hi-Fi?
А. М.: Главная проблема отечественного промышленного дизайна – и не только Hi-Fi – в упорном нежелании отечественного бизнеса прибегать к услугам дизайнеров. Во всем мире относятся к дизайну как к инвестициям, без которых немыслимо устойчивое и долгосрочное развитие компаний, а у нас – как к необязательным издержкам. Результат налицо: вся отечественная продукция, за редчайшими исключениями (теми, где дизайн несмотря ни на что присутствует), неконкурентоспособна, просто убога. Если отечественный производитель в самом ближайшем будущем не изменит своего отношения к дизайну, он обречен на вымирание.
hifiNews.RU: Какие тенденции наблюдаются в плане дизайна техники в России и в мире вообще?
А. М.: Тенденции зависят от рыночного сегмента. В области Hi-End и верхнего ценового сегмента Hi-Fi, как и раньше, появляется достаточно много стильных, качественных объектов. Скорость изменений невелика, проекты разрабатываются тщательно. Доминирует стиль хайтек, меняются только нюансы, заметные больше профессионалам. Рынок здесь консервативен, и в результате купленная сегодня система, скорее всего, не устареет морально и через 5, и через 10 лет, а компоненты при грамотной комплектации будут совместимы и расширяемы.
Совсем другая история в массовом сегменте, где скорость «изменений» катастрофическая. Почему изменения в кавычках? Очень просто: реальных усовершенствований - крохи, остальное – наглая разводка потребителей на покупку очередного супер-пупер «чуда».
Приходит, допустим, покупатель в магазин – глаза разбегаются. Перед ним – уходящие за горизонт стеллажи с домашними кинотеатрами, музыкальными центрами и пр. Всё в кнопочках, регуляторах, дисплеях, лампочках. Всё яркое, броское и агрессивное. Формы меняются как в калейдоскопе: позавчера это были «обмылки», вчера объекты из «Звездных войн», сегодня аккуратные коробочки со скошенными углами, завтра еще чем-нибудь новеньким удивят. В моде то черный цвет, то коричневый, то серебристый матовый, то глянцевый молочный, то «золото».
Всё не просит, но требует, кричит: купи меня. Человек сдается под этим напором, покупает нечто «самое модное и продвинутое», ставит в гостиной и радуется первое время. А потом выясняется, что звук оставляет желать лучшего, что каких-то ненужных функций в аппарате напичкано с избытком, зато некоторых необходимых нет, и разобраться с этим в торговом зале не было возможности. Становится ясно, что управление неудобно и запутано до предела, что дома образовалась свалка из пультов ДУ, что броская форма, утыканная светодиодами как новогодняя елка, быстро приелась и начала сильно раздражать; сделано все из дешевых материалов и внешний лоск быстро «убивается» при эксплуатации, и т.д. и т.п. Результат предсказать несложно: через год-другой-третий (в зависимости от финансовых возможностей) покупатель опять идет в магазин и… почти со стопроцентной вероятностью покупает нечто совершенно другой формы, но столь же кривое и убогое, по сути.
Вот то, что составляет суть дизайна техники в массовом сегменте рынка. Точнее, это уже антидизайн, пляшущий под дудку корпоративных маркетологов, эксплуатирующий ложную «новизну», перегружающий каналы восприятия, продуцирующий намеренно избыточные и замаскировано дисгармоничные формы, навязывающий «широкий модельный ряд» с разнообразно урезанной функциональностью.
Советую запомнить: в массовом сегменте хорошей техники сегодня практически нет, и ситуация ухудшается год от года. Копите деньги на дорогую, выбирайте долго и тщательно – не прогадаете. Если большинство потребителей будет вести себя осознанно и грамотно, то, может быть, описанную мной негативную тенденцию удастся переломить.
hifiNews.RU: Какая техника стоит у Вас дома? Что бы Вы привнесли в ее дизайн?
А. М.: Как это нередко бывает, сапожник ходит без сапог. Техника, стоящая у меня дома сейчас, уже давно не нуждается в дизайнерской доработке. Скорее она подлежит перемещению на дачу или в добрые руки. Планирую радикальное обновление домашнего технического парка. Главное, чтобы нашлось время на то, чтобы им пользоваться.
hifiNews.RU: Сотрудничают ли между собой дизайнеры, работающие в разных областях? С какой целью это происходит?
А. М.: Вопрос не совсем понятен. При создании любого продукта работает команда специалистов разного профиля – это аксиома.
Гораздо интереснее сказать о том, что хороший промышленный дизайнер способен работать в очень разных областях. Сегодня он разрабатывает мебель, завтра – детские игрушки, послезавтра – домашний кинотеатр, потом – мобильный телефон, интерьер магазина, одежду, посуду, транспорт. Ограничений нет.
Это крайне необходимо знать клиентам дизайн-студий. Ведь если в чьем-то портфолио нет, допустим, разработанных ранее музыкальных центров (а заказчику сейчас нужен именно он), то это не значит, что студия неспособна его спроектировать. Совсем наоборот. Если вас привлекает концептуальный подход, стиль дизайнера или студии, продемонстрированный в других областях, вам прямая дорога туда – именно там смогут воплотить этот стиль в заказанной вами продукции.
hifiNews.RU: Почему Вы выбрали своим направлением именно дизайн?
А. М.: Почему дизайн? Во-первых, это одна из немногих профессий, позволяющих гармонично совмещать творчество с зарабатыванием денег. Во-вторых, это возможность заниматься разнообразными, всегда новыми проектами, это полное отсутствие рутины. В конце концов, это образ мышления и образ жизни, который сам тебя выбирает, а не ты его.
|
Оставить комментарий