Если посмотреть на акустику новой серии Sopra известной французской компании Focal, то не трудно заметить, что в ней используется некоторые дизайнерские и конструктивные решения от АС гораздо более дорогой линейки Utopia. В особенности много сходств можно найти с колонками Scala V2, которые некоторое время назад уже были в нашем обзоре. При высоте корпуса 1,2 метра модель Sopra №2, стоимостью 1 100 000 руб за пару, почти такая же высокая, как и Scala V2 стоимостью 2 150 000 руб за пару и имеет привлекательный узкий профиль благодаря использованию пары низкочастотников диаметром 180 мм вместо одного 270-мм басовика в Scala V2.
В модели Sopra №2 реализовано довольно много технических решений, используемых в серии Utopia, но она предлагается по сравнительно более доступной цене. В серию Sopra входит также модель Sopra №1, рассчитанная на установку на стойках и имеющая двухполосную конфигурацию. Она оснащена 165-мм низкочастотным динамиком и имеет все фирменные технологические преимущества, а появившаяся недавно АС Sopra №3 оборудована парой более крупных басовых динамиков диаметром 210 мм, по конструкции аналогичных тем, которые используются в Scala V2.
Наш тестовый образец имел отделку блестящим белым лаком и АС выглядели действительно потрясающе в моей комнате: высокие и узкие, по внешнему виду эти колонки явно перекликались с моделями серии Utopia.
Акустика имеет похожие покатые стенки корпуса и немного наклоненную вперед верхнюю секцию. Но если у Utopia сзади между НЧ и СЧ блоками есть зазор, то в данных АС он закрыт привлекательной стальной сеткой, которая смотрится как естественное продолжение корпуса. Между верхней и нижней секциями колонки находится ВЧ-модуль, оснащенный знаменитой фирменной пищалкой Focal с 25-мм инвертированным бериллиевым куполом. Твитер закрыт защитной сеткой с микроперфорацией, которая закреплена двумя винтами (некоторые аудиофилы могут попытаться снять данную сетку – это проделал и я, но изменения в звуке оказались минимальными). Разделительный фильтр в АС настроен на частоты 250 Гц и 2,2 кГц.
Полость между нижней и верхней секциями сконфигурирована как демпфированная трансмиссионная линия и используется как акустическая нагрузка для твитера. Верхняя панель изготовлена из стекла и несет на себе серебристый логотип компании. Нижняя плита также выполнена из закаленного стекла. Массивные и хорошо продуманные опоры представляют собой регулируемые шипы, для точного выравнивания АС на поверхности пола. Также в комплекте поставляются твердые пластиковые колпачки для защиты пола. Предусмотрены тканевые сетки на литых под давлением рамах для НЧ и СЧ-секций .
Каждая колонка весит 55 кг и для ее перемещения требуется два человека, а размеры Sopra №2 составляют 1190 х 358 х 540 мм. Для подключения усилителя предназначена пара массивных позолоченных клемм, к которым подходят и 4-мм «бананы». Focal рекомендует использовать с Sopra №2 усилители с выходной мощностью 40 – 300 Вт, а отделка АС может быть Black Lacqer, Carrara White, Imperial Red, Electric Orange, а также более традиционной в виде фанеровки шпоном - Dogato Walnut.
Качество звучания
Тестовый образец был уже предварительно прогрет и готов к испытаниям сразу после прибытия в нашу редакцию. Колонки не слишком критичны к выбору места в комнате прослушивания, и не потратив много времени на их установку мы получили нейтральный звук в широком диапазоне частот. Я уже имел опыт прослушивания Sopra №2 в больших залах – во время Hi-Fi-выставки в Бристоле и на презентации усилителя в штаб-квартире Naim Audio – и их способность звучать по настоящему громко и в то же время чисто не вызывала никаких сомнений. Настройка басов была оптимальной для комнат нормальных размеров, а его расширение в область самых низких частот не вызывала искажений или перегрузки звука; это отражает современные требования, предъявляемые к домашней акустике.
Звук был согласованным и утонченным, с натуральным тональным балансом, который сохранялся в широком диапазоне громкости – качество, которое в настоящее время встречается не так часто, как хотелось бы.
Динамический диапазон впечатлят, и даже на пиках громкости в звуке нет резкости, что говорит о низком уровне искажений. Разрешение на басах было даже лучше, чем у Scala V2 Utopia. Sopra №2 звучат более энергично, прозрачно и возможно более впечатляюще, хотя и не так мощно и весомо. Воспроизведение фортепиано является сложной задачей для многих АС, но Sopra №2 звучало лишь немного смягченно, и продемонстрировала способность увлекать и вовлекать в музыкальное произведение – будь то фортепиано соло, так и в составе оркестров.
Парящий звук альт-саксофона Яна Гарбарека также является сложным испытанием для многих колонок, но Sopra №2 отлично справилась с ним, продемонстрировав текучий и согласованный звук в СЧ-ВЧ диапазоне. В целом окрашивание звука оказалось небольшим и в любых случаях не раздражающим. Фокусировка образов была очень хорошей, а пространственная картина – протяженной по ширине, высоте и глубине.
Высокие частоты воспроизводились чисто и аккуратно за исключением наиболее агрессивного вокала на поп-композициях, где наблюдались некоторые призвуки ближе к верхней границе диапазона. Колонки показали себя вполне универсальными как по отношению к музыке различных жанров, так и к различным источникам сигнала, в том числе и проигрывателям винила. Sopra №2 звучат очень комфортно, что позволяет слушать музыку в течение долгого времени без утомления.
Заключение
Эти элегантные колонки с необычной конструкцией имеют большое сердце, а их звучание выходит далеко за пределы того, что можно было бы ожидать глядя на их технические характеристики или размеры. Хотя реальная чувствительность Sopra №2 ниже заявленной, они могут звучать очень громко, когда требуется (измеренное звуковое давление в комнате составило 108 дБ) и рассчитаны на высокую подводимую мощность, в сочетании с низкими искажениями и небольшим окрашиванием звука. У них выдающаяся нейтральность и эти колонки легкие для прослушивания.
Звуковая картина широкая, глубокая и сфокусированная, прозрачная и с хорошей передаче пространства. Колонки звучат энергично и у них протяженные, мощные, но в то же время музыкальные басы. Настоятельно рекомендуем эту акустику, она выходит далеко за пределы своего класса, практически достигая совершенства.
Лабораторный отчет
Заявленная чувствительность составляет весьма оптимистичную цифру в 91 дБ (8 Ом), однако мы измерили значение на 3 дБ ниже, около 88 дБ. Импеданс составил около 4 Ом, с минимумом в 2,6 Ом на частоте 100 Гц, а наихудшая реактивная нагрузка была определена на частоте 73 Гц, где сопротивление составило 4,2 Ом и фазовый сдвиг 56 градусов. В результате мы рекомендуем подключать к этой акустике усилители, рассчитанные на 4-омную нагрузку.
Измерения на акустической оси показали неравномерность в диапазоне 150 Гц – 1,5 кГц в пределах +/-1,5 дБ, с хорошей интеграцией между НЧ и СЧ. Пик на характеристике в области ВЧ составил +10 дБ на частоте 24 кГц (и +7 дБ на 20 кГц), что будет хорошо слышно молодыми людьми как легкий «тшшш».
Спад на 3 дБ на частотах около 2-3 кГц присутствует на всех характеристиках, как будто так и было задумано, и увеличивается до -15 дБ ниже основной акустической оси – в результате эти колонки нельзя слушать, сидя на полу. С другой стороны, этот же спад может способствовать увеличению глубины сцены.Стабильность и сфокусированность звуковой сцены подтверждается отличной согласованностью характеристик пары - не хуже чем +/- 0,5 дБ в диапазоне от 300 Гц до 20 кГц (границы наших измерений). Выше основной оси равномерность характеристики также хороша: +/- 5 дБ в диапазоне 48 Гц – 20 кГц, а при отклонении от оси на угол 15 градусов она сохраняется в пределах +/- 2,5 дБ на частотах 40 Гц – 26 кГц. При отклонении на угол 30 и 45 градусов равномерность характеристики также сохраняется хорошей, хотя в диапазоне СЧ/ВЧ спад составляет -10 дБ на частоте 2 кГц (отклонение 60 градусов). Интересно сравнить эти данные с измерениями, полученными с помощью нескольких микрофонов, расположенных в комнате прослушивания. Это показывает, что звучание колонок имеет свой характер – слегка подчеркнутый мид-бас, ровные средние частоты и небольшой спад на ВЧ в диапазоне от 5 кГц и уже обычный спад выше 10 кГц (вызванный конечными размерами твитера). Отмеченный спад на частоте 2 кГц на этих измерениях в значительной степени подавлен, что говорит о том, что он проявляется только в определенной зоне.
Характеристика басов необычна из-за «ступеньки» в диапазоне 40 – 80 Гц, что может быть связано с использованием вторичного акустического антирезонатора в НЧ-секции и лучшего совмещения с характеристикой в комнате. Мои измерения показали +/- 4 дБ в на частотах 26 – 100 Гц в комнате, что довольно хорошо с учетом стоимости и размеров с точки зрения равномерности и протяженности басов.
При синусоидальном сигнале 1 Вт / 88 – 89 дБ искажения на частотах выше 250 Гц составили около 0,1% для второй и третьей гармоник: это подтверждает выводы нашего обозревателя о теплом звучании акустики. На более низких частотах искажения 0,3% являются типичными (и нормальными), и растут до 1 – 3% в диапазоне 25 – 75 Гц. Пиковая басовая отдача достигается на частоте 38 Гц, при подводимой мощности в 100 Вт и звуковом давлении 108 дБ. Искажения на ВЧ также очень хороши и составляют 0,03% для третьей и 0,12% для второй гармоник, и еще более снижаются при уменьшении уровня входного сигнала. Все это показывает, насколько хорошо Focal потрудилась, стараясь свести к минимуму искажения. Именно благодаря этому звучание АС прозрачное и неутомительное.
В целом, это очень хорошие результаты тестовых измерений. Снятие защитных сеток вносит лишь небольшие слышимые изменения в звук, а на графиках они составляют +/- 1 дБ в диапазоне 3 – 14 кГц. Таким образом большинство пользователей предпочтут оставить их на месте, сохранив привлекательный внешний вид колонок.
Технические подробности
Focal постаралась улучшить конструкцию колонок своей новой серии, существовавшей очень долго благодаря привлекательности бериллиевого твитера. Хотя серия Sopra и не самая дорогая, входящие в нее модели имеют целый ряд доработок, которые призваны улучшить качество звука, сделать тональный баланс более нейтральным, расширить динамический диапазон, добиться лучшей проработки басов и повысить прозрачность звука. Большое внимание было уделено снижению искажений, включая размещение колец Фарадея в магнитных системах, а также новые подвесы для комбинированных W-диффузоров (стекловолокно на матрице Rohacell) низкочастотных динамиков.
Среднечастотники диаметром 160 мм также содержат кольцо Фарадея, а подвес их диффузоров имеет настроенное демпфирование – дополнительное тонкое кольцо, призванное подавить вторичный резонанс.
Фазоинвертор НЧ-секции имеет внутренний антирезонатор Геймгольца для получения более гладкой характеристики на басах. И в заключении отметим, что твитер получил рупороподобную нагрузку обратной стороны купола, которая улучшила динамические характеристики и сделала звук более прозрачным.
Качественно изготовленный корпус имеет покатые стенки и внутренние стяжки, благодаря чему окрашивание звука удалось свести к минимуму, также был доработан и разделительный фильтр в части топологии и используемых компонентов. Для улучшения качества соединения входной блок теперь состоит из единственной пары клемм.
Состав тестовой системы:
Constellation Inspiration 1.0, Townshend Allegri (контрольные устройства); моноблоки Constellation Centaur и усилители мощности Inspiration Stereo, Naim NAP300DR; Naim SuperLine, Linn LP12/Keel/ Radikal с тонармом Naim Aro и звукоснимателем Lyra Delos; источники - сетевой плеер Naim UnitiServe и S/PDIF, Naim NDS StreamerDAC-555 PS(DR); колонки Wilson Audio Sabrina, Magico S-5, Focal Sopra No2, Quad ESL63, BBC LS3/5a; стойка Naim FRAIM; акустические кабели Transparent MM2 и Naim NAC A5; межблочные кабели Naim Super Lumina, Transparent MM2 и Van Den Hul Carbon TFU.
При подготовке обзора использовались материалы с www.hificritic.com (перевод с английского - hifiNews.RU
Оригинал: http://www.hificritic.com/
02.08.2016, Владимир Чернов
<< Обзор акустических систем Focal Sopra №1 || Обзор акустических систем Triangle Altea Borea >>
Все тесты категории "Акустика"