Когда Пласидо Доминго начал исполнять партии для баритона, многие сочли это авантюрой.
А зря, между прочим, сочли. Такой уж у этого уникального вокалиста голосовой диапазон, он позволяет петь как теноровые, так и баритоновые партии.
Сходные ситуации среди производителей акустики не редкость. Многие, точнее, почти все, начинают с производства обычной, то есть, широкополосной, акустики, но очень быстро дополняют свой репертуар басовыми «партиями», то есть, сабвуферами. Что, в общем, естественно: если есть спрос, то должно быть и предложение. И мало кто движется обратным путём, начиная с «басов», а потом расширяя диапазон обычной акустикой.
Однако как раз такое превращение произошло с продукцией небольшой американской компании SVS. Деятельность компании, основанной в 1998 году энтузиастами-аудиофилами, была с самого начала направлена на то, чтобы создать альтернативу имеющимся на рынке переоценённым, либо не слишком высококачественным сабвуферам. Думается, специалистам SVS это удалось, созданные ими сабвуферы, это хорошо оснащённые, могучие и «звучные» агрегаты, способные удовлетворить запросы даже весьма искушённого «театрала». И, для своих возможностей, не слишком дорогие. Естественно, всё это произошло не случайно, и не вдруг. До этого (и для этого) специалисты SVS создали настоящий исследовательский центр и провели многочисленные исследования по психоакустике, которые подтвердили несомненную взаимосвязь между результатами объективных измерений и субъективными оценками результатов прослушивания. А за 15 лет работы с сабвуферами они накопили достаточно технических и технологических решений, чтобы вступить в густонаселённый (если не перенаселённый) сектор широкополосной акустики.
На сегодняшний день акустика SVS представлена единственной серией Ultra. В её состав входит по одной напольной (Tower) и полочной (Bookshelf) модели, как положено, есть и центральный канал (Center) и дипольная акустика для тыла (Surround). Сабвуфера, приписанного к той же серии, в нынешней линейке SVS вы не найдёте, но, думается, среди десятка выпускаемых нынче моделей подобрать что-то по вкусу (и бюджету) будет несложно. А если сложности всё же возникнут, на сайте компании есть программка, которая поможет вам сделать выбор, например, из числа бас-машин с одноименной пометкой Ultra.
SVS Ultra Bookshelf имеет довольно солидные размеры (317х217х255 мм); у других производителей «полочники» примерно таких же размеров обычно являются старшими в линейке. Как и другие компоненты серии Ultra, данная модель предлагается в двух вариантах оформления: чёрный рояльный лак - для приверженцев аристократического стиля, и натуральный шпон чёрного ореха - для сторонников традиционных интерьеров. Корпуса имеют, можно сказать, классические пропорции, но небольшой клиновидный скос двух передних граней придаёт внешности индивидуальность. В обзоре кого-то из коллег было сказано, что скошенные грани помогают подавить внутренние резонансы корпуса, но на мой взгляд, скосы выполнены для борьбы с дифракцией.
Передняя панель заглушена очень хорошо, остальные пять стенок - просто хорошо. Вопреки нынешней моде, защитные решётки держатся не на магнитах, а на пистонах, что надежней. Ножки самоклеящиеся, изготовитель их не устанавливает, и вы тоже можете их не прикреплять, если колонки Ultra Bookshelf будете ставить на подставки, у них обычно бывают мягкие опоры. Кстати, рекомендованные SVS подставки Sanus SF26B, как раз, оснащены тремя такими опорами. Ножки пригодятся, если акустика будет стоять на ровной поверхности. Правда, я не уверен, что приборные ножки высотой 3 мм обеспечат достаточную изоляцию массы колонок от вибраций опоры.
Акустика оснащена двумя парами кабельных зажимов, этот факт, несомненно, порадует приверженцев 4-проводного подключения «би-вайринг». Центральные отверстия зажимов Binding Post производитель оставляет без заглушек, а значит, избавляет вас от лишней возни при подключения кабелей c соединителями Banana.
Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку. У него сравнительно небольшой диаметр (45 мм) и бесхитростная форма внешнего раструба. Однако каких-то признаков акустических помех, вызванных движением воздуха, обнаружить не удалось. У мидбасового драйвера диффузор из стеклоткани с пропиткой и вогнутый центральный колпачок. Характерный размер диффузора 133 мм, то есть, его номинальный «калибр» будет не 165, а 170 мм, в тех единицах, которые приняты на родине SVS это будет 6 и 3/4 дюйма. Известно, что мидбас имеет литой алюминиевый корпус, а в его конструкции использовано так называемое кольцо Фарадея, призванное уменьшить индуктивность звуковой катушки, и тем самым повысить равномерность частотной характеристики на верхней середине. У твитера 105-мм массивный фланец, характерный для наиболее солидных (студийных, к примеру) из ВЧ-головок. Перед 26-мм алюминиевым куполом, если присмотреться, можно увидеть фазовыравнивающее кольцо, задачей которого является расширение направленности излучения на высоких частотах. А вот рупора на фланце пищалки нет, купол установлен почти вровень с внешней поверхностью. В отношении кроссовера на сайте изготовителя сказано, что он оптимизирован для достижения правильных характеристик воспроизведения вне оси. Дело в том, что вносимые фильтрами фазовые сдвиги приводят к искажению частотной характеристики, либо по оси излучения, либо под углом к ней. Оптимизировать характеристики в пределах заданного угла возможно, как правило, этого удаётся достичь при использовании фильтров с крутизной спада 18 дБ/окт. и больше. Заявленная изготовителем частота раздела полос 2 кГц, в реальности она несколько выше, около 3 кГц, и от 4 кГц работает, фактически, только твитер. И ещё одно. Изготовитель задаёт номинальный импеданс своей акустики как 8 Ом, тогда как, зная её характеристику импеданса, я бы определил номинал как 6 Ом. А на сегодня это самый ходовой номинальный импеданс для домашней акустики, в частности, на него рассчитываются ламповые усилители.
Ещё на этапе предварительного прогрева акустики обнаружилось, что у SVS Ultra Bookshelf совсем не низкая чувствительность. Точнее, она как раз такая, какую можно было ожидать от акустики этих размеров: ниже, чем у большинства напольных систем, но выше, чем у многих полочных. Изготовитель рекомендует использовать усилители с выходной мощностью от 20 до 150 Вт. Ну, 20 Вт, это всё же абстракция, но с 30-ваттным усилителем Ultra Bookshelf будет играть уверенно. Лучше, конечно, иметь по мощности определённый запас, ибо сказано: слишком мощный усилитель, это угроза для мидбаса, слишком слабый – для твитера.
Давно известно, что малогабаритная акустика передаёт масштаб звуковой сцены соответственно своим размерам. Ultra Bookshelf даёт масштаб практически такой же, как обычные напольные модели. Скажем, когда Челентано перемещается по сцене, у вас не создаётся ощущение присутствия в кукольном театре, сцена довольно широкая. Эшелонирование сцены по глубине передаётся неплохо, хотя и не идеально. То есть, для записей рок-музыки и даже для камерной классики его вполне хватает, но если запись сделана, скажем, в соборе, то удалённые отражения иногда теряются на фоне средних планов, кстати, подробных и рельефных. Инструменты, расположенные по центру, чётко очерчены и хорошо сфокусированы. Направленные свойства выражены умеренно, корректный тональный баланс сохраняется в пределах угла +/-25 градусов по горизонтали и почти столько же по вертикали. Словом, при правильной инсталляции, эта акустика может исполнять обязанности «тылов» в домашнем театре.
Басов не очень много, но структура их передаётся довольно-таки честно: контрабас ровный, у бас гитары неплохой рельеф и аккуратная атака. Конечно, когда работает басовый барабан, ещё и с фетровой колотушкой, узнать его непросто, однако информативный бас воспринимается вполне адекватно. Мужские голоса неплохо (хотя и не идеально) собраны, сибилянты естественные, интонации точные и понятные. Голосам лишь немного недостаёт подвижности на верхней середине. Женские голоса звучат ровно и музыкально. По мне так им слегка не хватает яркости на дискантах. Впрочем, это дело вкуса – кто-то скажет, что такая подача не вызывает утомления, и будет прав. Рояль собранный и чётко очерченный, правда, порой возникает ощущение, что ударная энергетика аккордов из верхней середины перемещается в сторону верха. Похожий эффект, если постараться, можно обнаружить и в духовых инструментах, оттого, к примеру, флейта временами кажется бестелесной. Ударная медь рассыпчатая, звонкая и музыкальная, хотя может показаться, что тарелкам немного недостаёт внушительности. Словом, музыкальный почерк у SVS Ultra Bookshelf ясный и комфортный, в нём ничего не раздражает, и слушать эту акустику можно долго. Тут, главное - начать.
19.08.2014, Юрий Евтушенко
<< Смелый манёвр (Напольная акустическая система Avantgarde Acoustic Zero 1) || Обзор полочных акустических систем Q Acoustics BT3 >>
Все тесты категории "Акустика"