АКУСТИКА - ТЕСТЫ

Содержание и форма (Полочные АС Scandyna Podspeakers)

Мы знаем – как правильно слушать музыку. Нужна специальная комната для прослушивания, удобное (но не убаюкивающее) кресло, и время для полного погружения в фантастический мир, созданный талантом композитора, музыкантов, дирижёра или, там, аранжировщика. Ах, да! Еще желательно и глаза прикрыть...

А теперь скажите, часто ли вам удаётся проводить время таким манером? Если ответ будет «да», мне остаётся вам только позавидовать. Большинству из нас приходиться изыскивать иные способы, чтобы насладиться любимой музыкой. На кухне во время завтрака – да, в спальне перед сном тоже неплохо, и, конечно, в гостиной (иногда во время обеда) в выходной день.

Тогда второй вопрос: почему же 99% акустики выпускается в дизайне, ориентированном на «студийно-строгое» оформление комнаты для прослушивания или гостиной? На этот вопрос у меня ответа нет, видимо, это дань традиции.

Датская компания Scandyna – одна из немногих, у кого хватило смелости эту традицию нарушить. Притом, решительно и основательно: вся линейка колонок PodSpeakers выполнена в современном и функциональном дизайне. Собственно, эти веселые вещицы назвать колонками язык не поворачивается.

Если вы знакомы с традициями скандинавского (конкретно – датского) домоустройства, вас совершенно не удивит, что концепция Podspeakers возникла именно в Датском Королевстве. У них даже есть специальное понятие – «hygge» (хигге), которое не имеет аналогов в других языках и означает веселье, отсутствие чего-либо мешающего, раздражающего. Из концепции «hygge» естественным образом вытекают датские принципы построения интерьера: господство спокойных красок, присутствие удобных и приятных вещей, обилие пространства и света.

И последний вопрос. Допустим, вы разработали дизайн акустики, которая идеально вписывается в идеи «hygge». Как должна звучать такая акустика? Наверное, у неё должен быть достаточно ровный тональный баланс, иначе вам никак не избавиться от «чего-либо мешающего и раздражающего». Ее пение должно быть в меру детальным и создавать комфортный настрой. Причем, я бы добавил, что ради комфорта и спокойствия, вполне допустимо пожертвовать некоторой долей динамического напора. Кстати говоря, играть особенно громко такая система не обязана, поскольку для «очень громко» датчане посещают совсем иные заведения.

Рискну утверждать, что вся линейка акустики Podspeakers построена на этих принципах. Сабвуферы – отдельная статья; как мы понимаем, сабвуфер не может быть совсем уж «мягким и пушистым», у него работа физическая, мужская. Но и его звучание не должно раздражать или мешать. В линейке Scandyna Podspeakers – шесть базовых моделей, начиная от ультра-компактных MicroPod, включая неповторимые The Drop (капля) и акустику центрального канала CinePod, и заканчивая средне-компактными BigPod. Полный список моделей ещё шире, потому что многие из них выпускаются также в активном варианте и способны принимать музыкальный контент по беспроводному каналу (Bluetooth или даже Wi-Fi). Плюс три модели сабвуферов, а не так давно линейка была дополнена басовым компонентом MegaPod (призван превратить двухполосную модель MiniPod в трёхполосник). Все модели Podspeakers выпускаются в белом, чёрном и красном оформлении, а некоторые (MicroPod и MiniPod) предлагаются также и в корпусах жёлтого цвета.

Оригинальные корпуса Podspeakers – это отдельная тема. Отсутствие не только острых рёбер, но и вообще каких-либо плоских поверхностей, полностью соответствует идеям «hygge». Кроме того, плавные переходы корпуса оптимальны для звуковоспроизведения, поскольку практически исключают интерференцию волн вне корпуса и резонансные явления внутри него. Если у вас возникнет вопрос – почему другие изготовители так не делают, ответим: иногда делают. Просто это далеко не дешевое удовольствие (вспомним хотя бы легендарный «наутилус» – флагман B&W стоит миллионы!) Большинство изготовителей продолжает находиться в плену традиционных представлений и технологий. Как мне кажется, будущее сурово обойдется с «ящиками», и я готов согласиться со специалистами Scandyna, которые без ложной скромности называют свой дизайн знаковым – «iconic». Есть в этом и научный резон: благодаря высокой жесткости криволинейных поверхностей, корпуса Podspeakers удаётся изготавливать из ABS-пластика. Непривычно? Согласен, но, несомненно, технологичного и функционально. Ещё о функциональности. Все модели комплектуются тремя опорными ножками-«подами» (они напоминают антенны первого советского спутника 1957 года). Дополнительно можно приобрести настенное крепление, тогда каждый из спикеров превращается в нечто вроде элегантного бра.

Акустика BigPod при высоте 440 мм (530 мм с ножками) является на сегодня самой солидной в серии. У неё 160-мм мидбас с диффузором из кевлара и 26-мм твитер с мягким куполом. Как и в других моделях, купол пищалки заглублён внутрь корпуса, тем самым перед ним формируется небольшой рупор, улучшающий его работу на нижнем верхе. Фазоинвертор также имеет плавное скругление, которое гасит вихревые шумы воздушного потока. В стандартной комплектации акустика идёт без решёток, металлические грили можно приобрести отдельно (бывает полезно, скажем, при обустройстве домашнего кинотеатра в детской комнате). Вместо «треноги» можно использовать небольшие резиновые опоры; они пригодятся при установке на полке или на столе около компьютера, к примеру. Для самой крупной акустики естественно было выбрать соответствующий ей по статям сабвуфер. У Bass Station НЧ-динамик калибра 10 дюймов (250 мм) и направленный вниз порт фазоинвертора; в данном случае четыре высокие ножки являются необходимой частью конструкции. «Басовая станция» имеет встроенный 150-ваттный усилитель D-класса, пару линейных входов, переключатель фазы 0/180 градусов и регулятор частоты среза фильтра от 40 до 120 Гц. К сожалению, фильтрованного выхода на акустику (как и входа высокого уровня) не предусмотрено. Понятно, что разработчики старались избавить пользователя от лишних проблем с подключением и настройкой, но опытные аудиолюбители понимают, что сабвуфер всегда желательно настраивать особо тщательно. В противном случае на некоторых басовых нотах появляется акцент либо самый низкий бас приобретает излишнюю самостоятельность.

Сначала слушаем BigPod без сабвуфера, подключив их к усилителю одной именитой и очень недешёвой английской фирмы. Быстро обнаруживаем, что для этого «эстета» акустика трудновата, англичанин так и не сумел установить контроль над басом. Берём усилитель с более прямым характером, ценой чуть меньше 800 евро. Басы оформились, приобрели структуру и рельеф. На акустической музыке можно заметить легкий дефицит инфранизких частот, но информативный бас BigPod отыгрывает почти полностью, бас-гитара передаётся уверенно и надёжно. Верхняя часть диапазона остается чуть в тени, как видно, возможности универсального твитера не совсем соответствуют той планке, которую устанавливает громкий 6-дюймовый мидбас. Впрочем, это сочетание создает звуковой комфорт; к структуре верха придраться сложно – медь рассыпчатая и «летящая», все составляющие на своих местах. Характеристика направленности по горизонтали довольно широкая. Если вы слушаете музыку, перемещаясь по комнате, это немаловажный плюс. В вертикальной плоскости свойства направленности выражены более заметно; я бы рекомендовал монтировал эту акустику на стенах на уровне ушей, благо разработчики об этом позаботились. Звуковая сцена сужается по глубине, слабые отклики зала затихают сравнительно быстро, но в целом динамика приемлемая, хотя и не запредельная. Солирующие барабаны даже на хорошей громкости (читай на «громкой громкости»!) не ошеломляют, но и скучными их не назовёшь. Даже в самых напряжённых оркестровых пассажах тональный баланс довольно аккуратный. BigPod может играть громко, и лишь при более чем солидных уровнях появляются признаки перегрузки. Впрочем, концертный уровень звукового давления в концепцию «hygge» не вписывается, как ни крути.

Несколько увеличить суммарное количество децибел без потери качества нам помог сабвуфер Bass Station. Как известно, присутствие сабвуфера увеличивает масштаб музыкального действия. Как правило, фокусировку баса он не улучшает, но ощущение объема и пространства улучшаются. При правильной настройке фильтра «басовая станция», к примеру, умеет хорошо показать контрабас, который воспринимается как живой инструмент.

На этом можно было бы поставить точку. Но если вам обязательно нужно, чтобы в каждой басне была мораль – вот она. Акустика Scandyna Podspeakers примечательна не каким-то особо изысканным музыкальным содержанием. И даже – не формой, которая сама по себе, несомненно, интересна. А полным единением первого и второго. Согласитесь, не только в акустике – в жизни вообще единство формы и содержания встречается до обидного редко.

15.08.2014, Юрий Евтушенко




Оставить комментарий





<< Обзор напольной акустики Monitor Audio Silver 8 || Смелый манёвр (Напольная акустическая система Avantgarde Acoustic Zero 1) >>

Все тесты категории "Акустика"
Главная страница > Обзоры и тесты > Тесты > Акустика > Содержание и форма (Полочные АС Scandyna Podspeakers)