«Пойми, на небесах только и говорят что о море…
А – ты? Что ты им скажешь?
Ведь ты ни разу не был на море…»
Из фильма «Достучаться до небес»
Что такое – альтернативные излучатели звука? Не традиционные динамики, на основе которых делают 99% акустических систем, а – нечто иное? Возможно, вы что-то слышали об ионных излучателях, магнитопланарах и уникальных электростататах (Electro Static Loudspeakers), которые собственно и составляют в мире аудио тот самый эксклюзивный процент.
Сегодня мы знакомимся с электростатическими ESL-колонками от американской компании MartinLogan. Модель Clarity – младшая в линейке, при этом в ней реализованы все фирменные наработки: новейший ESL-излучатель, гибридная технология воспроизведения баса, Natural Ambience Compensation… Если флагманская пара Statement E2 – одна из наиболее дорогих в мире (под $100000), то Clarity по цене $3500 вполне соответствует классу и является самой доступной электростатической колонкой MartinLogan.
Что же «за зверь такой» – электростат? С виду – просто элегантные колонки, которые обычным образом подключаются к обычному усилителю… История ESL-технологии уже насчитывает полсотни лет, но в настоящее время развивается в основном благодаря усилиям MartinLogan (компания начала исследования в 1979). В фирменной редакции «линейного источника» Culvilinear Line Source тончайшая мембрана (1 микрон – одна тысячная миллиметра) особым образом натягивается между полюсами-решётками (статоры), на которые подается напряжение 2500–3000 вольт, модулируемое звуковым сигналом. Смотреть с опаской на такой вольтаж не стоит, ток ничтожен и не представляют какой-либо угрозы. Каждая точка мембраны – колеблется между статорами, что позволяет говорить об идеальной синфазности излучателя, формирующего так называемую плоскую волну. В силу небольшой массы плёночной мембраны, она способна реагировать на малейшие изменения сигнала и моментально останавливаться – практически отсутствует инерционность! Как мы видим, система во многом соответствует понятию идеального громкоговорителя: нет фазовых сдвигов, инерции, большая площадь излучения.
Есть, разумеется, и ограничения – в основном по низкому басу: невесомая мембрана с трудом двигает большой объём воздуха, необходимый для «прокачки» баса. Рабочий диапазон воспроизводимых частот начинается для ESL со 100 Гц. Попытки создать полночастотные АС предпринимались – самый первый электростат MartinLogan Monolite был гигантских размеров, что, согласитесь, не совсем подходит для домашнего применения. Еще одна особенность – острая направленность излучателя. Даже небольшое перемещение слушателя по вертикали или горизонтали приводит к изменению звучания. Но этот минус, как водится, одновременно является и главным плюсом – слушатель, находясь в вершине «магического треугольника», получает голографически чёткую стереокартину. Кроме того, распространение плоской волны, которая словно бы скользит между полом и потолком, не дает заметных отражений. Поэтому мы получаем звук, на который не влияют «вредные» первые отражения (чего не скажешь об обычных громкоговорителях).
Задачу корректного воспроизведения баса разработчики MartinLogan Clarity решили используя гибридную схему: за низкие частоты отвечает встроенный в корпус 8-дюймовый динамик с увеличенным ходом диффузора из жёсткого алюминия. Сам корпус выполнен из изогнутой фанеры с распорками из MDF, что позволяет избежать стоячих волн. На верхней части НЧ-секции расположился и классический (читай – электродинамический) купольный NAC-твитер (Natural Ambience Compensation). Вертикально направленный дюймовый высокочастотник увеличивает долю диффузной составляющей в общем звуковом ансамбле, что в итоге повышает комфортное восприятие в более широкой зоне прослушивания. Его деликатная работа практически не слышна, но за счёт этой «маленькой хитрости» достигается более равномерное распределение звукового поля, и острая направленность ESL-технологии перестаёт быть значимой проблемой.
колонка |
Чувствительность MartinLogan Clarity – 89 дБ, диапазон воспроизводимых частот 46–22000 Гц, сопротивление 6 Ом, частота среза кроссовера 450 Гц, рекомендуемая мощность усилителя 200 Вт на канал.
Наконец, после долгих технических пояснений мы добрались до рассказа о сути MartinLogan Clarity, которая раскрывается при прослушивании музыкальных записей. Здесь нас ожидали приятные сюрпризы, если не сказать – открытия. Посему, будь моя воля, я бы рекомендовал каждому послушать ESL-акустику, особенно если вы заинтересованы в повышении своего слухового опыта или находитесь в поисках звучания, которое способно изменить обычные представления о колонках.
Сразу отметим, что бас по глубине и чистоте полностью соответствует данной ценовой категории. Он в меру мощный, прозрачный и красивый. В составе кинотеатральной системы, разумеется, желательно использовать дополнительный сабвуфер. «Взрывные» эффекты и землетрясения – прерогатива спецов; кстати, фирма имеет в арсенале 4 модели активных сабвуферов. Для стереозаписей саб не понадобится: воспроизведение музыки любых жанров насыщено басом в полной мере. Также следует отметить равномерность АЧХ, правдивый тональный баланс и мягкие, естественные верхи. Продолжая анализ тональных аспектов, отметим, что важное свойство электростатов заключается в богатых нюансами средних частотах. Пожалуй, главное достоинство и прелесть ESL-систем, отличающие их от классических колонок – это безупречный стереообраз. Психоакустикам давно известно, что направление на источник звукового сигнала человек определяет с доскональной точностью (0,5–2º по горизонтали). Прослушивая MartinLogan Clarity, понимаешь, что эта цифра верна не только в реальном мире: воссозданное колонками звуковое поле может быть настолько же точным! Определение места расположения инструмента или голоса (иными словами – локализация источника звука) при помощи электростатической акустики – можно назвать простым делом. Даже если вам до сих пор не доводилось почувствовать «глубину сцены» (об этом постоянно твердят аудиофилы) – вы услышите ее. Вот – справа, на «полседьмого» саксофонист, ударные – слева и глубже, солист идеально в центре, кажется, – прямо перед глазами… Похожие ощущения, как это ни странно, на первый взгляд, можно получить… в наушниках. Именно студийные наушники именитых фирм, этот профессиональный атрибут звукорежиссёра с доскональной точностью расставляет все звуковые источники по местам. Правда, если в наушниках «комната» не слышна вовсе, а центр сцены находится как бы внутри головы, то MartinLogan Clarity создают более реалистичное «изображение», где звук – не «инструментальный», а живой каким ему и положено быть. Вместо сугубо звукорежиссёрской стерильности (работа требует максимальной достоверности) вы получаете натуральный звук; любые музыкальные нюансы воссоздаются с идеальной точностью.
В пространственных построениях своеобразно участвует NAC-твитер, аккуратно расширяющий стереообраз с помощью отражений («фонтанчик» высоких частот действует позади основного излучателя). Кстати, именно этот добавок позволяет несколько расширить зону комфортного прослушивания. Вообще, пара MartinLogan Clarity, как и любая электростатическая акустика, очень требовательна установке. Система рассчитана, что слушатель будет сидеть в «фокусе» между правильно расставленными колонками, и его голова находится примерно на уровне центра ESL-панели (около 1 метра от пола). Забота о VIP-зоне – характерна и для классической акустики, и для реальной жизни: беря билет в кино, мы отлично понимаем для чего предназначены боковые Loveseats…
Притча о создателе, который во времена оные позаботился о разнообразии жизни на земле, вполне применима в данном случае – очень советую познакомиться со звучанием электростатической пары MartinLogan Clarity. Считаю, что каждому меломану и аудиофилу стоит познать звуковую альтернативу, лично оценив, что такое – электростаты. Разные люди могут высказать абсолютно противоположные мнения (на вкус и цвет, знаете ли…), но то, что Clarity никого не оставит равнодушным – гарантирую. И еще: совсем недавно о приобретении электростатов могли думать лишь нувориши, нынче этот сектор High End стал более доступен (около $3500 – за пару).
Благодарим компанию Synergenta за предоставленное оборудование.
<< B&W FPM 5: «с дизайном» || Focal-JMLab Electra 926: знание пропорций >>
Все тесты категории "Акустика"