ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ - ТЕСТЫ
Обзор 3D проектора Optoma HD8300
Перевод с Hometheaterhifi.com
Сегодня технология 3D стала уже обычным явлением во многих моделях телевизоров, а проекторы неизбежно следуют их примеру, немало последних моделей также включают 3D функциональность. Хотя лично я пока еще не поддался 3D искушению и не хочу обновлять свою видеотехнику эталонного уровня, причиной чего может быть недостаточное пока предложение видеоматериалов в 3D. Тем не менее, новейшие технологии изображения всегда интересны, и теперь, после рассмотрения еще двух 3D проекторов ранее, я могу сделать вывод, что это действительно единственный хороший способ воспроизведения 3D эффекта на большом экране. Ощущение погружения возникает от того, что изображение воспринимается почти всем периферийным зрением, что знакомо любому владельцу проектора. Добавление 3D эффекта помогает повысить зрелищность, если, конечно, использовать качественный видеоматериал и качественную технику
В дополнение к функции 3D, Optoma также добавила здесь новую систему управления цветом (CMS), ранее доступную только на флагманский модели HD8600. Данную функцию производители встраивают, как правило, только в самые дорогие модели.
Дизайн Optoma HD8300
Дизайн корпуса HD8300 (недавно мы уже писали об
анонсе данной модели) практически такой же, как и у HD8200, за исключением отделки верхней поверхности, которая теперь стала матовой, а не глянцевой, как раньше. Ребра охлаждения опоясывают корпус спереди и по бокам, объектив размещен спереди, по центру. Для регулировки объектива есть кольца фокусировки и зума (увеличения), а также возможность смещения оси проекции. Минимальное вертикальное смещение объектива составляет 5% вверх от центральной оси проекции, что позволяет установить проектор чуть ниже экрана или выше. Настройка размера и резкости с помощью регуляторов требует немного больше времени. Однако, конечный результат – великолепный. Проекторы типа DLP, как правило, отличаются четким изображением, а показатели у HD8300 значительно выше среднего уровня. У этого проектора один из лучших, виденных мной, объективов в своем ценовом классе. Имеющаяся в системном меню таблица сетчатого поля помогает устранить геометрические искажения. Другим средством настройки и выравнивания изображений являются четыре независимо регулируемые опоры.
Optoma давно использует в своих проекторах для домашнего кинотеатра технологию DLP от компании Texas Instruments. В проекторе Optoma HD8300 используются DLP чипы DarkChip3, которые применяются и в проекторах Samsung / Joe Kane. Наиболее существенная особенность этой микросхемы – превосходный уровень черного цвета. Он не настолько черный, как в наиболее совершенных проекторах типа LCoS, но намного ближе к нему, чем когда-либо прежде. Сразу после начала тестирования стало очевидно, что контрастность заметно улучшились, по сравнению с моделями прошлого года. Этот одночиповый DLP проектор с 280 ваттной лампой выдает достаточно много света, что очень важно для хорошего представления 3D изображения. Другим плюсом одночиповых DLP проекторов является отсутствие ошибок конвергенции. Четкость изображения полностью регулируется объективом, что очень хорошо реализовано. Из тестировавшихся, только более дорогие модели компании Runco отличаются такими как у HD8300 четкостью и воспринимаемым разрешением.
Сзади на панели интерфейсов имеется полный набор вариантов подключения. Два разъема HDMI 1.4a обеспечивают полную поддержку 3D. Optoma предоставляет один компонентный и один композитный видеовход, но нет S-видео. Есть порт VGA для подключения компьютера и разъем для подключения 3D излучателя. Как и в недавно рассмотренном HD33, для 3D синхронизации в этом проекторе Optoma используется радиочастотный ВЧ канал, а не так ИК передатчик, для соединения с которым необходима прямая видимость между ним и приемником 3D очков. Сами 3D очки очень удобные для настройки и при использовании. Для управления проектором имеется порт RS-232, два выхода на 12 вольт предназначены для управления внешними устройствами. Через меню их можно настроить для управления моторизованным экраном и / или анаморфотной линзой, при изменении соотношения сторон экрана демонстрируемого изображения.
Компактный пульт дистанционного управления подобен используемому с другими проекторами Optoma. Он обеспечивает быстрый доступ к большей части функций проектора. Есть отдельные кнопки включения и отключения питания проектора. Набор кнопок вызывает меню настроек яркости, контрастности, гаммы, автодиафрагмы, CMS и мощности лампы. В центре пульта кнопки для изменения значений параметров. В нижней половине пульта кнопки для PureEngine, соотношения сторон кадра, а также для выбора входа. Активируемые кнопки подсвечиваются нежным голубым светом.
В комплекте с проектором пришли одни очки и ВЧ излучатель для режима 3D. Хотя они и представляются тяжеловатыми, но удобная хорошо сбалансированная оправа делает их наиболее удобными активными 3D очками, из проверенных мной. Все 3D проекторы Optoma используют одинаковые очки и ВЧ излучатель для режима 3D. В комплект также входит USB кабель для подзарядки аккумулятора очков.
Настройка Optoma HD8300
Инсталляция прошла без проблем. Я расположил HD8300, как и другие проекторы ранее, на полке, которая находится выше экрана, поэтому мне пришлось перевернуть HD8300. При этом я использую самостоятельно изготовленную подставку. Хотя, можно было бы, как обычно делают, закрепить проектор и на потолке. С проекционного расстояния 3,5 м мой 92 дюймовый экран Carada заполнился приятным светлым изображением. Взаимовлияющие процессы масштабирования и фокусировка отнимают немного больше времени. Я не люблю, когда видимая на экране картинка обрезается с края более чем на один пиксель, поэтому потребовалось на это дополнительное время. Полученное супер четкое изображение стоило затраченных усилий. Для подключения HD источников я использовал свой единственный HDMI кабель Bluejeans, купленный еще в 2007 году, когда спецификация HDMI еще не поддерживала 3D. И до сих пор у меня не возникло проблем с тестируемыми 3D дисплеями.
Система меню простая и лаконичная, как и у других проекторов Optoma. Есть четыре основных раздела: Изображение, Дисплей, Системы и Настройка. В разделе Изображение вы найдете все регуляторы для калибровки. Есть восемь режимов изображения, включая дневной и ночной режимы ISF, которые могут быть скорректированы и заблокированы с помощью пароля для дальнейшего использования. Все режимы, полностью настраиваемые, поэтому пришлось выбирать лучший для последующей настройки, им оказался режим Кино. В меню Изображение есть все мыслимые опции для получения точной картинки, включая баланс белого, несколько кривых гаммы (с редактированием) и полную систему управления цветом. Есть также две настройки автодиафрагмы: Кино 1 и Кино 2. Кино 1 обеспечивает превосходную контрастность с глубокими уровнями черного и при этом незаметна работа автодиафрагмы. При первом включении я использовал Кино 1, а затем так и оставил на все время тестирования. Это лучшая реализация системы автоматической диафрагмы, из виденных мной до сих пор.
В меню Дисплей есть все необходимые варианты соотношения сторон экрана. Это 4:3, 16:9, LBX (для анаморфотных линз) и естественное соотношение с отключенным масштабированием. Другие регуляторы вы сможете использовать для цифрового зума и смещения изображения, коррекции трапецеидальных искажений и маскировки края. Функция SuperWide требует экран с соотношением сторон 2.0:1 и позволит устранить черные полосы в широкоэкранных фильмах. Я не смог проверить эту функцию. Наконец, есть настройка для 3D, вы можете выбрать между VESA 3D или DLP Link, что требует разных очков. Можно выбирать тип отображения 3D эффекта на экране (последовательные кадры, бок о бок или сверху и снизу) или выключить 3D совсем. В этом проекторе нет функции конвертации из 2D в 3D формат.
В разделах меню Система и Настройка содержатся все остальные функции проектора, такие как мощность лампы, тип инсталляции и т. д. Все функции комфорта находятся в одном из этих двух меню. Ни на одном проекторе других производителей я не видел в меню Мощность лампы настройки Image AI, которая изменяет яркость лампы в зависимости от характера проецируемого изображения. Я мог заметить это, когда специально наблюдал за лампой. Вы всегда сможете отметить изменение яркости лампы, поскольку она не может меняться так быстро, как автоматическая диафрагма. Я не нашел особой необходимости в этой функции, потому что очень хорошо работает автодиафрагма. Кроме того, я также слышал изменение скорости вращения вентилятора охлаждения, что немного отвлекает от просмотра.
Процесс калибровки был очень приятным, благодаря отличному набору регуляторов изображения. Для того, чтобы усовершенствовать не такие уж и плохие заводские настройки, я использовал режим Кино. Яркость, контрастность, гамма и баланс белого были скорректированы быстро и легко. С цветовой гаммой пришлось немного поработать, что было также приятно, так как мне очень хотелось опробовать новую CMS. Вместо обычных регуляторов Оттенок, Насыщенность и Яркость Optoma предлагает перемещать цветовые точки на границах треугольника CIE за счет изменения их координат X и Y. C подобной системой я столкнулся еще в 2010 году на HD8600, но здесь добавлена опция яркость. Нужно просто установить каждую точку в центр соответствующей области. Подобные CMS хотелось бы увидеть и в других продуктах. Единственным недостатком является то, что у регуляторов недостаточный диапазон изменения. Я превысил яркость для зеленого и все же не мог добраться до нужного уровня. И синий цвет не удалось точно сместить к центру квадрата. И все же результаты очень близкие к идеальным, это огромный шаг вперед по сравнению с цветовой гаммой умолчанию. Думаю, если по умолчанию настройки будут немного точнее, CMS сможет представить вообще великолепные результаты. Завершив на отлично калибровку, пришло время посмотреть фактические результаты.
Использование Optoma HD8300
Для примера возьмем фильм «Мальчики-налетчики» – веселый криминально-комедийный триллер, действие которого происходит в Лос-Анджелесе. Грабители банка – молодые и красивые, поэтому даже, несмотря на их, не очень благие намерения им нельзя не симпатизировать. Цветовая палитра фильма очень насыщенная с холодными тонами в уличных сценах и с преобладанием теплых оттенков внутри помещений. Эпизоды с более тусклым освещением отличались высокой детальностью и глубокими уровнями черного цвета, поэтому всегда хорошо смотрелись – хотя и были не настолько хороши, как на более дорогих проекторах типа LCoS, но определенно очень близко к ним. В общем, при просмотре этого фильма я не очень скучал по своему Anthem LTX-500. Технология DLP действительно сделала большой шаг вперед и благодаря более высокому световому потоку убедительно выглядит даже в небольших домашних театрах. Четкость и резкость, такого как этот, одночипового DLP проектора, трудно сравнить с такими трехчиповыми технологиями, как LCD или LCoS.
Я довольно долго смотрел сделанную с использованием технологии CGI «Войну клонов», и только что полученный Season 3. Кстати, хочу сказать спасибо Lucasfilm за включение саундтрека высокого разрешения! Мне очень понравилось то, как в этих получасовых эпизодах представлена поверхность. В сравнении с 3D текстурами в привычной компьютерной анимации, объекты имеют рисованный вид, который придает им ощущение «жизненности», к которому мы все, я думаю, привыкли после фильмов «Звездные войны». Конечно, CGI хорошо выглядит практически на любом дисплее, но только немногие проекторы могут предложить эту небольшую, но приятную особенность, и HD8300 один из них. Сцены в космосе выглядели великолепно, с достаточно черными глубинами космической бездны и звездолетами, плавно перемещающимися по всему экрану. Цвет превосходный и очень естественный, с яркими и насыщенными оттенками. Контрастность отличалась глубиной и «трехмерностью» благодаря системе формирования изображения DarkChip3 от Texas Instruments.
Из последних продуктов Lucasfilm мне удалось получить «Звездные войны. Эпизод 3: Месть Ситхов». Новый Blu-ray диск сделан очень хорошо, «Эпизод 3» на сегодняшний день является лучшим из новой трилогии. Это материал образцового уровня, от его просмотра на HD8300 захватывает дух. Даже на первый взгляд почти неразличимые текстуры и градации цвета буквально выскакивали за пределы экрана с потрясающей четкостью. Больше всего мне понравились панорамные снимки Корусанта в дневном свете. Созданные с помощью компьютерной графики городские пейзажи выглядели невероятно реалистично, с яркими цветами, высоким контрастом и удивительной детальностью. Движение на кадрах панорамной съемки (а таких много) было идеально плавным. Не настолько плавным, как при искусственной интерполяции кадров, которую я выключил, а таким, как движение в обычных, снятых на пленку фильмах, что свидетельствует о супербыстром времени отклика DLP технологии и отличном определении каденс-формата с Blu-ray диска. Благодаря отличной работе автодиафрагмы даже кадры с космосом выглядели красивыми и в необходимой степени черными. Optoma реально усовершенствовала этот параметр. Я ни разу не замечал чрезмерно завышенную яркость.
Затем я выбрал несколько необычный, но увлекательный фильм «Ковбои и пришельцы». Учитывая то, что он недавно вышел, я ожидал увидеть яркое, четкое изображение, и HD8300 не разочаровал. Каждая капелька пота, травинка, перекати-поле, щепка дерева и вообще все детали были на удивление выпуклыми. Мне даже хотелось протянуть руку и коснуться того, что я видел. Проецируемый проектором превосходный, почти безупречный, объем представляется наслаждением, а уровень четкости, можно сказать опьяняет. Проектор вобрал самое лучшее, на что способна DLP технология. Чтобы представить такое красивое изображение на большом экране при близком просмотре, проектор должен быть действительно превосходным, и HD8300 именно такой проектор.
Концерт «Nirvana Live at the Paramount» первоначально был снят на высокоскоростную 16-ти миллиметровую камеру, и это заметно: размытые детали, большая зернистость плюс чрезмерные уровни черного. Все вместе создает настоящее испытание для любого устройства отображения. Менее классным проекторам пришлось бы сильно потрудиться над тем, чтобы нормально передать хоть что-то, но этот представитель Optoma справился с задачей очень хорошо. Снятые крупным планом лица исполнителей не были перегружены деталями, но на экране я увидел все, что было снято на пленку, без единой потери. Зернистый вид отлично подходил для такого материала, и я почти представлял себя непосредственно в Paramount Theater в Сиэтле на Хэллоуин 1991 года. Я видел каждую деталь при съемке аудитории или при снижении освещения до минимума. HD8300 выжал из такого очень сложного материала все, что можно.
Конечно, изюминкой в этой новой модели от Optoma является 3D эффект, поэтому я снова достал свой небольшой, но эффективный для оценки комплект фильмов. И выбрал сначала фильмы Imax «Приключения в Большом каньоне» и «Дикий океан». Перекрестные помехи ни разу не были отмечены. Из тех 3D устройств, которые я испытал на сегодняшний день, DLP проекторы являются бесспорным лидером по воспроизведению без побочных эффектов. При установке любого 3D Blu-ray диска проектор автоматически переходит в трехмерный режим, при этом лампа переключается на максимальные настройки яркости для компенсации потерь светового потока в линзах очков. Все опции калибровки в этом режиме остаются доступными. Что получается в результате? Optoma обеспечивает идеальный баланс уровня освещенности между 2D и 3D режимами. Для достижения совершенно точного изображения мне не нужно было делать никаких дополнительных корректировок. Очки кроме того были самыми удобными из тех, которыми я пользовался. Например, очки других изготовителей уже примерно через полчаса впивались в кожу на носу, а благодаря мягкой дужке очков Optoma и их небольшому весу я пользовался ими более двух часов без всякого дискомфорта. ВЧ синхронизация позволяет повернуть голову, не теряя при этом сигнал, а излучатель находится в стороне над моей головой, что также очень удобно.
Кроме названных лент Imax я посмотрел в превосходном качестве диснеевскую «Рождественскую историю». 3D эффект всегда воспроизводился без каких-либо проблем. Сложность этого фильма заключается в том, что почти весь фильм проходит в ночное время. Даже днем уличные сцены выглядят серыми из-за пасмурной зимней погоды. И, несмотря на то, что HD8300 является одним из самых ярких проекторов, среди тех, которые я оценивал, картинка в этом фильме мне показалась довольно невыразительной. Хотя детальность всегда была на высоте благодаря точной гамме и хорошей калибровке, но мне хотелось бы видеть изображение более ярким. Но эта претензия относится скорее к самому фильму, чем к проектору, и если 3D технология собирается добиться успеха на рынке, следует повысить светоотдачу для проекторов или же создать очки, пропускающие больше света. Другие фильмы, «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» и «В гости к Робинсонам», выглядели великолепно благодаря обилию ярких изображений и насыщенным цветам. В этих фильме не было отмечено артефактов в виде ореолов, я даже мог поворачивать и наклонять голову без появления нежелательных эффектов.
Тестирование Optoma HD8300
В процессе тестирования использовался спектрофотометр EyeOne Pro (прибор для измерения спектральных характеристик цвета), программное обеспечение CalMAN Professional 3.7, генератор специальных сигналов Accupel HDG-3000 и тестовый Blu-ray диск Spears & Munsil.
Все измерения были сняты с экрана «Carada Brilliant White» с позиции зрителя (около 3 метров от экрана). Видеотесты запускались с плеера Oppo BDP-93, подключенного непосредственно к проектору в режиме Source Direct.
При настройках по умолчанию цветопередача проектора не так уж плоха. Хотя цвет несколько не насыщенный. Но этому не стоит придавать особого значения, потому что естественное цветовое пространство достаточно широкое, чтобы устранить проблему, используя систему управления цветом (CMS). Цвета выглядят несколько ярко, что делает изображение несколько размытым.
Шкала серого была неплохой, большая часть погрешностей DeltaE менее уровня 3. Это отличные показатели. Гамма-кривая не так хороша, но она частично искажена автодиафрагмой, которая включена по умолчанию. Я всегда отключаю функцию автодиафрагмы на время калибровки. И снова включаю ее для просмотра фильмов.
Потратив некоторое время на работу с CMS, удалось добиться показанного ниже результата. Точки первичных и вторичных цветов точно разместились в отведенных им квадратах, за исключением синего, где не хватило диапазона регулировки. Это очень незначительная едва заметная погрешность.
Есть несколько настроек баланса белого и регуляторов гаммы для достижения почти идеальной кривой шкалы серого. Средняя погрешность для оттенков серого DeltaE – 0,7, что является практически совершенным результатом. Гамма была немного светлее, кривая располагалась на уровне в 2.15, что также достаточно превосходно. Без многоточечного регулятора невозможно добиться лучшего результата.
Видеообработка была хорошей с точки зрения разрешения и воспроизведения цвета, но не так хороша в динамичных сценах. В частности, если вы хотите увидеть детали ниже черного и выше белого, вам придется выводить от источника видеосигнал типа RGB. Если у вас много DVD дисков, придется использовать приличный плеер, из каденц-тестов прошел только для материала 24p. Для Blu-ray дисков недостатков не было вообще.
На мой взгляд, HD8300 продемонстрировал контрастность, достойную самых совершенных DLP проекторов. Используемый Optoma DLP чип DarkChip 3 устанавливается также во многие другие высококачественные модели. В то же время, уровень черного не столь глубок, как у последних проекторов типа LCoS, они сегодня лучшие из LED проекторов.
Минимальный измеренный уровень черного составил 0,004 FL (фут-ламберт). Максимальный уровень яркости после калибровки равнялся 18,28 FL, что дает коэффициент статической контрастности 4570:1. При включенной автодиафрагме уровень черного был неизмеримо лучше. Я рекомендую использовать автодиафрагму, поскольку она не оказывает здесь негативного влияния на точность воспроизведения.
Оптические характеристики оказались превосходным для проектора этого ценового диапазона. На самом деле, HD8300 имеет один из самых лучших объективов, из всех проекторов которые я видел. Я не мог заметить никаких погрешностей на тестовой таблице сетчатого поля, а однородность засветки визуально была совершенной. Изображение был предельно четким с великолепной повсеместной фокусировкой.
Заключение
Достоинства:
- Высокий уровень яркости в режимах 2D и 3D
- Очень точные цвета и оттенки серого
- Один из лучших на сегодняшний день объективов
- Удобные 3D очки и ВЧ излучатель упрощают настройку
- Великолепное управление автодиафрагмой
- Кадровая интерполяция лучшая, из виденных
- Привлекательная стоимость.
Пожелания:
- Расширить диапазон регулировки CMS или повысить начальную точность первичных цветов
- Увеличить вертикальное смещение объектива для расширения возможности установки проектора на полку.
Я был полностью восхищен работой HD8300. Удалось добиться почти идеальной точности картинки на экране, благодаря удачно спроектированному комплекту регуляторов для настройки изображения. Это уже о чем-то говорит для проектора в данном ценовом диапазоне. 3D изображение также выглядит ярким, благодаря высокому уровню светового потока. Сегодня этот 3D проектор Optoma с удобными затворными очками моя любимая модель. Подобная резкость изображения обычно присуща гораздо более дорогим проекторам. К другим достоинствам этого проектора относятся высококачественный DLP чипсет DarkChip3 и превосходная оптика. Таким образом, HD8300 достоин самых лучших отзывов и рекомендаций.
Материал взят с Home Theater High Fidelity (перевод с английского - hifiNews.RU)
11.05.2012, Виктор Чистяков
<< Домашний видеопроектор Epson EH-TW6000 — теперь и в 3D || Проектор Epson EH-TW480 — домашний универсал >>
Все тесты категории "Оборудование для презентаций"