СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. КОМПОНЕНТЫ
Демократичный DVD: Особенности выбора DVD-плеера начального ценового диапазона
Еще несколько лет назад DVD-проигрыватели стоили около тысячи долларов и считались непозволительной роскошью. Несмотря на очевидные качественные преимущества цифрового формата перед видеокассетой, потребитель не слишком спешил отказываться от своих старых VHS-магнитофонов в пользу дорогостоящей новинки.
Однако область цифровых технологий всегда отличалась стремительным развитием, и, соответственно - постепенным удешевлением конечного продукта (вспомним цены на первые компьютеры и мобильные телефоны). Не минула эта участь и сегмент видеоаппаратуры. За пару-тройку лет ценовая планка на DVD-проигрыватели понизилась до уровня 300-400 долларов, а затем упала еще в два раза. Понятное дело, что уменьшая цену на DVD-проигрыватели, производители бытовой видеотехники отнюдь не являлись альтруистами. Все мероприятия по <демократизации> ставили перед собой вполне конкретную задачу - как можно быстрее обеспечить массовый переход пользователей на цифровую технику, гораздо менее ресурсоемкую, чем аналоговая. И надо сказать, результат превзошел ожидания. Уже в 2001 году по данным группы DVD Entertainment Group в США был зафиксирован 50%-й рост продаж DVD-плееров (16,7 миллионов единиц), а продажи DVD-дисков начали исчисляться миллиардами.
Сегодня можно купить DVD-плеер меньше чем за сотню долларов. Это даже дешевле простого видеоплеера с монозвуком. Что могут предложить потенциальному потребителю нынешние DVD-проигрыватели начального ценового диапазона? В этом материале будут рассмотрены аппараты стоимостью до 150 долларов (согласно данным статистики, эта сумма является психологической границей большинства российских покупателей).
Что можем?
Как выясняется - объем предложения оказывается даже более чем достаточен для большинства пользователей, что подтверждает наибольшую популярность аппаратов этой ценовой группы. Современные недорогие DVD-проигрыватели воспроизводят DVD-Video (как правило, любой зоны) с цифровым аудиопотоком Dolby Digital и DTS, DVD с однократной и многократной перезаписью, Video CD, СD-Audio, CD-R/RW, на которых может быть как и музыка (в том числе сжатая по алгоритму МР3), так и картинки графического формата JPEG. Некоторые из DVD-плееров управляются и с видео, сжатым с помощью кодека DivX по алгоритму MPEG4, снискавшего большую популярность в <компьютерных> кругах, другие поддерживают прогрессивную развертку и управляются с перспективным аудиофильским форматом DVD-Audio. На задней панели DVD-проигрывателей мы сможем обнаружить цифровые (коаксиальные либо оптические) выходы на AV-ресивер, аудиовыходы на фронтальные, тыловые и сабвуферные каналы (при наличии в аппарате встроенного декодера), и видеовыходы: RGB-SCART, Y/Cr/Cb, S-Video и привычный <желтый тюльпан> - композитный.
За гранью рекламы
Безусловно, насыщение рынка <домашнего кинотеатра> стало настолько прибыльным делом, что за него взялись все кому не лень. В том числе и не самые добросовестные (и доселе неизвестные) азиатские производители бытовой электроники, в производстве DVD-техники руководствующиеся принципом <числом, а не умением>. Пользуясь неискушенностью рядового пользователя, на него был обрушен поток агрессивного маркетингового вала, в котором, мягко говоря, информация не всегда соответствовала действительности. Между тем едва ли не ежемесячные обновления дизайна панелей DVD-проигрывателей, на которых начертаны красивые многообещающие надписи, отнюдь не являются залогом построения качественной домашней аудио-видеосистемы. Многочисленные независимые тесты подтверждают худшие опасения. У большинства китайских <любимцев публики> из-за неважного качества сборки и комплектующих, коэффициент искажений на аудиовыходе зашкаливает все мыслимые пределы. Звучание CD на таких аппаратах будет неудовлетворительным. Та же ситуация может возникнуть и с качеством изображения.
Кроме того, вызывают глубокие сомнения апелляции некоторых <новорожденных> брендов к европейской родословной. Обычно для этих целей выбирается Германия, традиционно ассоциирующаяся в массовом сознании как страна-производитель добротной и надежной продукции. При ближайшем рассмотрении оказывается, что в Германии эта марка не то что неведома, а даже не имеет фирменного сайта на родном немецком языке! Напомним читателям, что пионером этого славного почина на российском рынке в свое время выступила <австрийская> First. Далее по ходу обзора мы будем более подробно рассматривать типичные мифологемы и заблуждения потребителей в увязке с конкретными примерами.
Скупой платит дважды?
Выбирая себе представителя очередной <народной марки> из Китайской Народной Республики многие покупатели твердо уверены, что <бренды> наверняка стоят гораздо дороже. Это совсем не так. Например, за цену примерно в сто долларов уже можно приобрести DVD-проигрыватели наподобие Pioneer DVD-464 или JVC XV-N33. А симпатичный Funai DVD5000RUS так тот и вовсе стоит около двух тысяч рублей. Если к ста добавить еще какие-то 10-15 долларов (фактически стоимость одного лицензионного DVD-диска), то домашний кинотеатр владельца украсит превосходный по степени стоимость/эффективность аппарат Panasonic DVD-S35 или Sony DVP-NS330, характеризующийся отличной четкостью видеотракта и низкими искажениями аудиосигнала. Однако не секрет, что зачастую руководство мелких торговых точек гораздо охотнее берет на реализацию (и следовательно, активнее навязывают покупателю) китайскую технику, закупочная цена которой сопоставима с электрическими чайниками, а набор функционала внешне выглядит весьма впечатляюще. Соответственно и качество работы подобных агрегатов имеет много общего с <одноразовыми> китайскими зонтиками, а в интернет-форумах идут яростные перепалки сторонников и ненавистников BBK и Xoro.
Функционал: что пригодится, а что не очень?
Учитывая теснейшую конкуренцию на рынке DVD-проигрывателей, каждый производитель старается хоть чем-то выделить своего питомца из огромной череды соперников. А потому спешит предъявить покупателю все возможности, многие из которых не имеет никакого отношения к прямым обязанностям аппарата, а некоторые и вовсе не будут использоваться потребителем.
- Поддержка DivX.
Мы не случайно начали перечисление с возможности DVD-проигрывателя воспроизводить видеофайлы, закодированные по алгоритму MPEG4. Как правило, <всеядность> является едва ли не решающим фактором при выборе плеера. Примерами DivX-совместимых аппаратов являются BBK 965S и Philips DVP630.
Несмотря на то, что стоимость пиратского DVD-диска (а именно они составляют основу видеотеки большинства российских потребителей) практически сравнялась с ценой CD-ROM с фильмом в формате MPEG4 (обладающим заведомо худшим качеством чем DVD), многие пользователи хотели бы видеть в своих бытовых плеерах поддержку DivX. Причины могут самыми разными - например, у кого-то скопился богатый домашний архив, накопленный в том числе, из Интернета. Здесь следует отметить, что, говоря о поддержке DivX, имеются в виду файлы с расширением *.avi. Не менее распространенные в компьютерной среде видеофайлы с расширением *.mpg могут проигрываться гораздо более широким кругом DVD-плееров. Впрочем, потенциальному покупателю следует знать, что основу любого современного DivX-совместимого плеера составляет распространенный процессор Media Tek MTK1389, вызывающий весьма противоречивые отзывы у требовательных любителей качественного изображения. В любом случае, если у вас нет большого количества записей в MPEG4, то фиксироваться на одних лишь аппаратах с поддержкой DivX не стоит. Ведь даже домашнее видео теперь можно оцифровывать в DVD-формат, благо соответствующие болванки стоят совсем немного.
- Наличие встроенного декодера и выхода 5.1.
Здесь потребитель должен определиться с выбором самостоятельно - к какому устройству будет подключен DVD-проигрыватель? Если это будут активные акустические системы со встроенным усилителем, тогда на борту плеера должны стоять декодеры и соответствующие выходы 5.1. Здесь важно, чтобы плеер умел декодировать цифровой поток DTS (превосходящий по качеству сжатия стандартный Dolby Digital). Справедливости ради следует заметить, что Funai DVD5000RUS DTS не поддерживает, однако это не означает, что зрители останутся без звука - он будет передаваться в Dolby Digital. Иногда даже случается, что DTS заявляется в руководстве и на панели устройства, однако, она может отсутствовать (например, из-за проблем с перепрошивкой и сертификации различных модификаций процессоров МТК).
Если же покупатель планирует построить более серьезную AV-систему, ему не обойтись без ресивера, уже оснащенного декодерами причем наверняка лучшего качества, чем имеющиеся в DVD-плеере. Таким образом, в этом случае необходимость во встроенных декодерах отпадает. Достаточно будет цифрового выхода - оптического либо коаксиального. Последний предпочтителен, ибо соответствующий кабель дешевле и практичнее в эксплуатации.
- Видеовыходы и видеоЦАПы.
Как уже говорилось, видеосигнал может подаваться четырьмя способами. Композитный выход не стоит рассматривать всерьез - он подойдет только для вижеомагнитофона, когда понадобится сделать запись. Самыми качественными считаются RGB-SCART и Y/Cr/Cb. У отдельных моделей (например, Polar) можно даже встретить выход VGA на компьютерный монитор.
Учитывая, что подавляющее большинство телевизоров, продающихся на территории России, оснащены <скартом>, то следует обращать внимание на соответствующий разъем и у DVD-плеера. К сожалению, Panasonic DVD-S35, предназначенный для российского рынка, оснащен лишь Y/Cr/Cb и S-Video. Впрочем этот факт нельзя отнести к серьезным недостаткам. Более того, обладая 10-битовым видеоЦАПом Panasonic DVD-S35 может иметь значительно лучшие показатели изображения, чем подавляющее большинство китайских брендов, выполненное, как правило, на чипе МТК1379, заявляемом как 12-битовый. Вообще следует лишний раз отметить, что маркетинговые декларации - это одно, а реальные результаты измерения полученных сигналов DVD-проигрывателя - совсем другое.
- Трудности перевода. Множество DVD записывается в американской системе цветности NTSC. Некоторые старые телевизоры и VHS-магнитофоны поддерживают только европейский формат PAL, поэтому в этом случае без транскодера NTSC-PAL не обойтись.
Все DVD-проигрыватели оперируют с видеосигналом по какому-то одному варианту:
- Отсутствие транскодера - изображение воспроизводится в оригинальной системе цветности и не подвергается никаким преобразованиям.
- Неполный транскодер - NTSC переводится в PAL60. PAL-овский телевизор его <поймет>, в отличие от PAL-видеомагнитофона.
- Неотключаемый транскодер - любые записи автоматически переводятся в PAL. Учитывая, что стандарт NTSC при более высокой частоте кадров 30 Гц против 25 Гц в PAL, обладает меньшим количеством строк - 525 против 625. Поэтому при перекодировании преимущества NTSC нейтрализуются, а недостатки остаются.
- Ручное переключение транскодирования из NTSC в PAL.
- Полный двунаправленный транскодер.
- Прогрессивная развертка. Еще недавно эти опции были принадлежностью аппаратов высшего ценового диапазона, а сегодня их уже можно встретить в недорогих DVD-проигрывателях. Разумеется, дополнительные <медали> играют на престиж модели на прилавке, однако понадобятся ли они большинству покупателей в реальной эксплуатации? В настоящий момент прогрессивную развертку поддерживают только видеопроекторы, плоские панели и некоторые самые дорогие телевизоры. В большинстве же случаев прогрессив не пригодится. Если же пользователь все же планирует использовать прогрессивную развертку, ему следует удостовериться в ее наличии как в PAL, так и в NTSC.
- DVD-Audio и HDCD. Еще более узко ситуация обстоит с DVD-Audio - аудиофильским форматом, предполагающем более высокую частоту дискретизации исходного сигнала, чем традиционный CD-Audio. Несмотря на заверения производителей в <скором вытеснении> CD-Audio новыми записями SACD и DVD-Audio, ситуация не меняется. А именно - ассортимент SACD и DVD-Audio продолжает оставаться крайне скудным по сравнению с громадным выбором CD, а цена на соответствующие официальные издания сохраняется на уровне 20-30 долларов (фактически, это 20% от стоимости аппарата, для воспроизведения на котором предназначены эти носители). Характерный признак, говорящий сам за себя - полное отсутствие интереса к форматам SACD и DVD-Audio со стороны пиратов. Если и намечается потребительский отход от CD-Audio, то направлен он в сторону компактных форматов сжатия с ухудшением качества исходного сигнала, о которых и пойдет в п. 7.
И уж к совсем курьезным моментам относится упорное вынесение китайскими и российскими производителями абсолютно бесполезной аббревиатуры HDCD на панелях своих DVD-проигрывателей. Вообще HDCD (High Definition Compatible Digital) - это предложенная в 90-х годах компанией Pacific Microsonics технология цифровой записи и воспроизведения, по специальному алгоритму расширяющая динамический диапазон звучания компакт-диска с 16-битовым кодированием. Компакт-диск с пометкой HDCD можно было воспроизводить и на обычном CD-плеере, однако для полного раскрытия его возможностей, в ЦАП проигрывателя должен был быть встроен HDCD-декодер. Этот звуковой формат, задумывавшейся как аудиофильский, имел ряд принципиальных недостатков. Он не получил широкого распространения и был благополучно вытеснен SACD и DVD-Audio. Однако в нашем старом <добром знакомом> - вездесущем процессоре Media Tek 1379, <еще одна дополнительная возможность> обрела вторую жизнь: В новом воплощении призрак HDCD представляет собой цифровой фильтр с двумя положениями на 44,1 и 88,2 кГц. Из личного опыта автор материала предлагает держать сие <улучшение> от МТК (равно как и прочие звуковые предустановки) отключенными.
- MP3 и WMA. Если про МР3 не знает только ленивый, то с форматом сжатия аудиоданных WMA (Windows Media Audio), точнее о его целесообразности применения, следует поговорить особо. Обычно в рекламных проспектах поддержка DVD-плеером WMA-потока преподносится как выдающееся обстоятельство. Однако заверения о якобы <превосходстве> WMA над МР3, не имеют под собой никакого основания, а WMA - не конкурент МР3 ни по качеству, ни по популярности. Практически 99 % музыки в сжатом виде закодировано именно в МР3. Так что на наличие или отсутствие WMA можно не обращать никакого внимания.
- Пара приятных мелочей. Которые будут нелишними в повседневной эксплуатации DVD-проигрывателя:
- Режим Zoom позволит принудительно подогнать широкоэкранную картинку под формат обычного телевизора 4:3. Если этот момент немаловажен для пользователя, стоит обратить внимание на плееры Panasonic с плавной регулировкой коэффициента увеличения с точностью 0,01.
- Функция Resume продолжит воспроизведение с места остановки даже после выключения аппарата. Хорошо, если DVD-проигрыватель имеет память Resume на несколько дисков.
Мы не случайно начали перечисление с возможности DVD-проигрывателя воспроизводить видеофайлы, закодированные по алгоритму MPEG4. Как правило, <всеядность> является едва ли не решающим фактором при выборе плеера. Примерами DivX-совместимых аппаратов являются BBK 965S и Philips DVP630.
Несмотря на то, что стоимость пиратского DVD-диска (а именно они составляют основу видеотеки большинства российских потребителей) практически сравнялась с ценой CD-ROM с фильмом в формате MPEG4 (обладающим заведомо худшим качеством чем DVD), многие пользователи хотели бы видеть в своих бытовых плеерах поддержку DivX. Причины могут самыми разными - например, у кого-то скопился богатый домашний архив, накопленный в том числе, из Интернета. Здесь следует отметить, что, говоря о поддержке DivX, имеются в виду файлы с расширением *.avi. Не менее распространенные в компьютерной среде видеофайлы с расширением *.mpg могут проигрываться гораздо более широким кругом DVD-плееров. Впрочем, потенциальному покупателю следует знать, что основу любого современного DivX-совместимого плеера составляет распространенный процессор Media Tek MTK1389, вызывающий весьма противоречивые отзывы у требовательных любителей качественного изображения. В любом случае, если у вас нет большого количества записей в MPEG4, то фиксироваться на одних лишь аппаратах с поддержкой DivX не стоит. Ведь даже домашнее видео теперь можно оцифровывать в DVD-формат, благо соответствующие болванки стоят совсем немного.