Кратчайший путь
Два года тому назад мы познакомились с уникальной российской рупорной акустикой OPERLY Intelligence (http://www.hifinews.ru/reviews/details/949.htm) и ее создателем Константином Румянцевым. А сегодня мы слушаем OPERLY Intelligence II — новую версию «тех самых» акустических систем OPERLY, озвученную новым ламповым усилителем OPERLY 1.0.
Концепт, дизайн
«Возьмите хороший широкополосный динамик, поместите его в правильное рупорное акустическое оформление и избавьтесь от лишних деталей» — такова идеология акустических систем OPERLY Intelligence. Нет кроссоверов — нет вносимых ими фазовых искажений, а, значит, и нет проблемам стыковки регистров.
Открытый рупор означает еще и отсутствие компрессионной камеры. Такой подход, по мнению разработчика, обеспечивает наиболее «экологичное» сопряжение динамика с внешней окружающей средой. КПД прямого рупора (с точки зрения эффективности преобразования электрической энергии в акустическую) — до 20%, обратного — до 50%. Для сравнения, КПД традиционного фазоинверторного корпуса — 3-5%.
Важно что, прямой и обратный рупор одинаково нагружают обе стороны диффузора динамика. А, значит, характер движения последнего одинаков, при перемещении вперед и назад. В итоге, «раскачка» пространства рупорным громкоговорителем приходит более спокойно-уравновешенно — рабочий ход диафрагмы минимален (как и вносимые динамиком нелинейные искажения). Звучание приобретает естественную ясность и наполненность живыми нюансами. И главное — становится более «отстраненным» от самой АС.
Автор проекта и разработчик АС, Константин Румянцев (физик, музыкант и бизнесмен), продолжает развивать данную концепцию. И сегодня исповедуемая автором идеология «кратчайшего пути» достигла еще более высокого уровня бескомпромиссности в системной связке из АС Operly Intelligence II и двухкаскадного лампового усилителя Operly 1.0.
Корпус
Корпус акустики OPERLY Intelligence II изготовлен из стекловолокна по технологии RTM (описание — ниже). Акустическое оформление — полный (компаундный) рупор, отлитый из ультрапрочного композита.
У каждой АС есть два рупора: прямой (в него непосредственно «играет» динамик») и обратный, согласующий излучение тыльной стороны мембраны с окружающей средой.
Оба рупора — широкогорлые и имеют круглое сечение. Здесь нет ни плоских, ни параллельных резонирующих поверхностей. Технология изготовления (RTM — ультрапрочный композит, полученный методом вакуумной инфузии) обеспечивает безупречную жесткость и акустическую инертность корпуса.
Важно, что стенки кабинета в разных местах имеют разную толщину — так устраняются корпусные вибрации. Вблизи динамика толщина стенок увеличена. Оба рупора образуют единое целое — какие-либо крепления, механические сочленения и швы-склейки здесь полностью отсутствуют.
Именно возможность сравнительно дешево изготавливать цельный полный рупор из стеклопластикового композита и предопределила выбор данного типа акустического оформления.
Корпуса акустики новой (II-й) версии имеют усовершенствованную (более точно просчитанную и тщательно протестированную на предмет возникновения паразитных призвуков) геометрию.
Следующее нововведение — использование материала с более высокой плотностью. Корпуса заметно потяжелели (с 55 до 95 кг у каждой АС) и стали еще больше акустически инертными.
Еще один важный прорыв — полностью цельная (бесшовная) конструкция корпуса (корпуса для АС прежней версии склеивались из двух половинок). Сейчас же усовершенствованный технологический процесс позволяет отливать корпуса целиком.
Технология RTM
RTM – Resin Transfer Moulding — технология серийного изготовления стеклопластиковых изделий по методу инжекции в закрытую форму. Требует использования специальной двухсторонней оснастки: первичной матрицы и ответной формы (пуансона).
Суть метода: между матрицей и пуансоном укладывается сухой, предварительно раскроенный армирующий материал (стеклоткань, стекломат…). При помощи специального оборудования, в закрытую форму под давлением инжектируется смесь «полиэфирная смола+отвердитель». Когда композит затвердеет, готовое изделие извлекается из формы и подвергается механической финишной обработке (если это необходимо).
Важные преимущества данной технологии — высокая прочность изделия, обеспечение точной калиброванной толщины пластика в каждом участке корпуса со стабильной повторяемостью (исключен «человеческий фактор»), высокая рентабельность. Технология RTM активно используется для изготовления деталей корпусов спортивных лодок, яхт, авто, машин спецтехники, летательных аппаратов и т.д.
Динамик
По словам разработчика, им были перепробованы несколько типов широкополосных и коаксиальных динамиков (Visaton B200, Fostex, Tang Band…). В данной (протестированной нами реализации колонок) использован именно ставший аудиофильской классикой старый-добрый динамик Visaton B200.
Усилитель
Идея «минимизировать путь сигнала на всем протяжении аудиотракта, но при этом достичь наибольшего раскрытия аудиоматериала», также поддержана и в конструкции усилителя. Усилитель Operly 1.0 — ламповый, двухкаскадный, однотактный. Он собран на прямонакальных триодах и построен по уникальной схеме с минимальным количеством элементов. Его невысокой номинальной мощности (в 4 Ватт) вполне хватает для того чтобы раскачать высокочувствительную напольную рупорную акустику Operly Intelligence II, даже если она установлена в достаточно просторной гостиной.
В звуковом тракте полностью отсутствуют конденсаторы и резисторы (кроме регулятора громкости). В цепях питания применены пленочные конденсаторы. Питание каждого каскада — раздельное (на кенотронах). На лицевую панель выведены индикаторы тока питания выходных ламп (это позволяет отслеживать состояние ламп и, при необходимости, легко осуществить их замену).
В общем, налицо все признаки респектабельного аудиокомпонента класса High-End.
Звук
Во время тестирования у нас была возможность испробовать акустику OPERLY Intelligence II не только в тандеме с ее ламповым «однофамильцем» Operly 1.0, но и в компании с референсными моноблоками AudioValve Baldur (стоимостью около 1,3 млн. р. за пару).
Это очень «энергичные» (по ламповым меркам) усилители, способные выдавать достаточно высокую мощность. Мы неоднократно наблюдали их в работе на всевозможных Hi-Fi/End-шоу — они прекрасно «разыгрывали» самую разную и подчас достаточно «сложную на подъем» акустику.
Да, конечно, мы услышали и узнали ту самую специфику звука, которая поразила нас во время самого первого тестирования АС OPERLY (http://www.hifinews.ru/reviews/details/949.htm) — исключительно комфортное, и степенное рупорное звучание, с благородной «винтажной густотой», наполненное глубоким философским смыслом и тонкими нюансами.
Главный критерий «хайэндности» — звучание воспринимается как некая живая субстанция, существующая как будто бы сама по себе, совершенно отдельно от колонок.
Очень впечатлила выпуклость и фактура вокала на винтажных записях Billie Holliday. Да и бас стал заметно поглубже (чем у АС прежней версии) — бас-бочка достаточно уверенно обозначала свое присутствие в миксе.
И все бы, вроде, шикарно, рупорно, «тепло и лампово», но как будто «чего-то не хватает»… Не покидало ощущение некоторой аскетичной стеснённости верхов — захотелось большей яркости и открытости. Разумеется, стали поначалу грешить на особенности широкополосного динамика и отсутствие твитера (дескать, откуда там вообще взяться высоким частотам, ибо сама по себе специфика звука такая). А что если, сочетание «чуткой натуры» (>100 дБ) OPERLY Intelligence II с энергичным напором AudioValve Baldur не идет на пользу музыкальной раскрепощенности?
И да, действительно, смена усилителя в пользу «родного» интегральника OPERLY 1.0 окончательно расставила все точки над i в данном вопрос.
Все-таки рупорно-чувствительным и широкополосным OPERLY Intelligence II, на наш взгляд, лучше подходит более «сдержанный и нежный» маломощный однотактный усилитель (коим и является OPERLY 1.0). Сразу же открылась «верхняя чакра» — в музыкальном потоке стало больше высокочастотной ясности, ушла сдерживающая блеск верхнего регистра «вуаль». Широкополосный динамик Visaton B200 «задышал» ровнее и свободнее — 4 Ватт мощности, в данном случае, оказалось в самый раз для его «полного раскрытия» (несмотря на то, что прослушивание велось в достаточно просторном демо-зале салона «Нота Плюс»).
Возможно, конечно, что разработчик изначально отстраивал OPERLY 1.0 именно под конкретную акустику — эту тайну Константин Румянцев нам не открыл.
Комментарии разработчика: «Сказалось и то, что усилитель именно однотактовый, с раздельным питанием, и соответствующей лаконичной аудиофильской схемотехникой. Давно замечено, что рупора крайне отзывчивы к повышению качества отдельных компонентов. Вроде, всё это тонкие эффекты, но в этом акустическом оформлении они прекрасно работают».
В общем, последующее немалое время прослушивание пролетело легко и непринужденно.
Наибольшее впечатление оставило исполнение OPERLY Intelligence II симфонических классических произведений — просто потрясающий эффект присутствия в зале на живом концерте! Ровно тот случай, когда можно и ухватиться вниманием за отдельную инструментальную линию (как бы рассматривая ее со всех сторон), и, при этом, все время ощущать общую целостность музыкального действа.
Да, на самых резких всплесках динамики, звучание все-таки слегка «подзажималось» (сложно сказать, была ли это скомпрессированность записи или почерк системы). Ну а в целом, большую часть времени мы слышали очень цельный и проникновенный звук, удивительным образом тонко, широко и при этом деликатно раскрывающий музыкально-эмоциональную глубину материала.
Мы слушали
Акустическая система OPERLY Intelligence II
Ориентировочная стоимость, ₽: 500 000
Ламповый усилитель OPERLY 1.0
Ориентировочная стоимость, ₽: 300 000
Любителям теплого лампового звука, винила и прочих аудиофильских деликатесов посвящается. Нетривиальный современный дизайн АС здесь гармонично сочетается с классическим, наполненным, одухотворенно-интеллигентным и в чем-то немного винтажным звуком. Идеально для симфонической классики, легкого джаза и прочих изысков… Просто прекрасно для озвучивания светских раутов и прочих мероприятий, где требуется утонченная музыкальная атмосфера, не сковывающая свободы диалога.
ГЛАВНОЕ
Принципиальные особенности АС:
Характеристики АС
Тип оформления: | двойной рупор (прямой+обратный) |
Материал корпуса: | стеклопластик (технология RTM) |
Динамик: | широкополосный Visaton B200 (кастомизированный) |
Частотный диапазон: | 55 - 18000 Гц |
Чувствительность: | 100 дБ |
Макс. звю мощность: | 70Ватт RMS |
Габариты: | 600 х 1750 х 800 мм |
Вес: | 2 х 95 кг |
Особенности усилителя:
Характеристики усилителя
Мощность: | 4 Ватт |
Диапазон: | 20-20 000 Гц |
Выходная лампа: | 2а3 |
КНИ: | 1% |
+
смелый современный дизайн (c возможностью выбора цвета корпуса); монолитный корпус; аудиофильский рупорный звук, экологичное, неутомительное звучание — АС оптимальны для установки в реальной гостиной (а не специализированной комнате прослушивания); вполне разумная стоимость (по сравнению с зарубежными аналогами)
-
данная акустика очень чутко реагирует на выбор усилителя — важно подобрать тот, который действительно подходит по своей внутренней специфике / энергетике (а не стоимости и/или формальным техническим характеристикам)
Поскриптум
А вот в этом видеоролике очень наглядно показано, что происходит, когда даже недорогой широкополосный динамик помещают в правильное рупорное акустическое оформление.
Благодарим компанию "OPERLY" за предоставленную модель.
24.07.2019, Андрей Сасиновский
<< Сегодня, снова, будут танцы (обзор LG XBOOM RK7) || Новая, молодая и перспективная(обзор LG XBOOM OL75DK) >>
Все тесты категории "Акустика"