АКСЕССУАРЫ (ПУЛЬТЫ, ДОК-СТАНЦИИ, ТЮНЕРЫ) - ТЕСТЫ

Обзор звукоснимателя Audio Technica VM95

Audio Technica VM95 представляет собой звукосниматель с подвижным магнитом (MM-тип) и сменным блоком иглы. Картриджи не так часто попадают в наши обзоры, хотя причины для этого есть. В первую очередь, к публикациям подобных тестов нас побуждает постоянно растущее число владельцев проигрывателей винила, которые, мы уверены, есть и среди посетителей нашего сайта. А если говорить о бюджетных вертушках, то многие из них штатно комплектуются не самыми лучшими звукоснимателями. И их замена на более качественную модель была бы вполне оправданной.

Кроме того, наш обзор Audio Technica VM95 позволит вам познакомиться с устройством, на которое вы раньше, возможно, не обращали внимания. И, наконец, головка VM95 интересна сама по себе. Она является заменой модели AT95, которая выпускалась на протяжении без малого сорока лет, в нескольких миллионах экземпляров. Этот картридж был доступен на рынке даже в те времена, когда спрос на винил практически отсутствовал, и отчасти благодаря ей этот формат, возможно, не исчез совсем. AT95 до сих пор является одной из самых привлекательных моделей в данном секторе рынка. Итак, давайте погрузимся в мир аналогового звука.

Параметры и дизайн

Как мы уже отметили, Audio Technica VM95 представляет собой звукосниматель MM-типа. В нем магниты перемещаются около неподвижных катушек под воздействием движения кантилевера иглы в канавке пластинки, в результате чего генерируется электрический аудиосигнал. Его величина, согласно спецификациям RIAA, составляет 4 мВ. Это означает, что картридж (то есть проигрыватель, на котором он установлен), должен быть подключен к специальному Phono-входу усилителя.

Audio Technica доработала конструкцию VM95. Обычно в недорогих проигрывателях винила, на которые чаще всего устанавливаются картриджи данного класса, нет регулировки VTA (угол вертикального трекинга), то есть высоту их тонарма над пластинкой нельзя менять. Кроме того, антискейтинг в них также не регулируется. По этой причины размеры Audio Technica VM95 сделаны такими, чтобы его можно было установить на подобные тонармы без каких-либо дополнительных регулировок и настроек.

Тем не менее, это еще не делает данную модель чем-то особенным. Что действительно отличает Audio Technica VM95 от многих конкурентов, так это возможность индивидуального подбора комплектации, а точнее, иглы. Как и практически все звукосниматели MM-типа, Audio Technica VM95 состоит из двух секций. Основная часть его корпуса, которая крепится к тонарму, содержит внутри катушки и разъемы для подключения кабеля. Маленький же наконечник картриджа с иглой сделан съемным, и это очень удобно, так как позволяет заменить иглу (изнашивающийся элемент в конструкции картриджа) без необходимости заново регулировать головку на тонарме.

И эту конструктивную особенность моделей данного класса Audio Technica реализовала на 100 процентов. VM95 может быть оснащен шестью различными иглами с разной заточкой. Их выбор покрывает практически все варианты, представленные на рынке (есть даже специальная моно-игла). Каждый сменный блок иглы имеет свой цвет, что упрощает их идентификацию. Таким образом, опытный пользователь может сразу выбрать иглу с той заточкой, которая ему нужна, а новичок сможет заняться увлекательными сравнениями различных вариантов.

Игла на самом деле состоит из двух частей – наконечника из искусственного алмаза, который, собственно, и погружается в канавку виниловой пластинки, а также ее держателя-кантилевера, на обратной стороне которого, внутри корпуса головки, закреплены магниты. Именно форма заточки алмаза и является тем фактором, который влияет на работу картриджа в целом. В самом простом случае он имеет коническую форму. Увеличивая высоту (длину) этого конуса, и уменьшая диаметр, можно добиться его более глубокого погружения в канавку, и получения более детального звука. Так конический наконечник превращается в эллиптический.

Эти два типа игл доступны в модели Audio Technica VM95 начального уровня, с индексами C и E соответственно. Сам же алмазный наконечник в них крепится к кантилеверу не непосредственно, а через дополнительную прокладку. Такое решение является наименее затратным, но приводит к увеличению массы иглы, что нежелательно. Таким образом, следующая модификация иглы, хотя и сохраняет эллиптическую форму наконечника, но уже имеет непосредственное крепление к кантилевера (Nude). Такая модель получила название EN.

Дальнейшая обработка формы алмазного наконечника приводит к созданию моделей с линейным контактом со звуковой дорожкой. Она позволяет еще точнее считывать дорожку пластинки, а также обеспечивает меньшие искажения звука. Линейные заточки игл бывают разные, имеют собственные названия и запатентованы. Audio Technica VM95 может быть укомплектована иглой с заточкой Micolinear (индекс ML) или Shibata (это фамилия ее разработчика, японского инженера из компании JVC Норио Шибата), VM95SH. Интересно, что многие другие компании выпускают картриджи с иглами или Shibata, или Microlinear, а в данном случае у вас появится возможность сравнить обе.

Таким образом, вы можете купить самую доступную версию VM95C, а затем модернизировать до VM95N, ML или SH, не меняя никакие другие настройки проигрывателя. Вы даже можете приобрести VM95 уже смонтированным на шелле, если у вашего тонарма штатный держатель звукоснимателя можно снять.

Кроме того, в модели Audio Technica VM95 появились усовершенствования, которые я уже и не надеялся увидеть в картриджах этой компании. Крепежные отверстия на звукоснимателе имеют резьбовую нарезку, так что для фиксации его на шелле гайки больше не нужны. Это существенно упрощает установку картриджа. Качество изготовления Audio Technica VM95 очень хорошее.

Как тестировался звукосниматель Audio Technica VM95?

Картридж был установлен на тонарме SME M2-9 на проигрывателе Michell Gyrodec. Сила прижима устанавливалась с помощью весов Rega Atlas, а в качестве фонокорректора использовался Cyrus Phono Signature со стандартными настройками для ММ-звукоснимателей, которые не менялись на протяжении всего тестирования. Усилитель в системе был Naim Uniti Star, а колонки – Spendor A1. Тестовый музыкальный материал на пластинках был одинаковый для всех вариантов картриджа.

Качество звучания

Даже для такого опытного виниловода, как я, мысль о том, что два практически одинаковых картриджа могут так значительно различаться по стоимости, остается по меньшей мере странной. Поэтому Audio Technica VM95 является отличным способом оценить, насколько меняется звучание картриджа при замене только его иглы. Первоначальная установка и настройка Audio Technica VM95 не вызовет затруднений даже у новичков. Мы начали прослушивание с VM95C.

Все звукосниматели с коническими иглами, которые я когда-либо слышал, имеют вполне определенный характер звучания. Характерным здесь являются «виниловое тепло» и некоторый акцент на средних частотах. Надо сказать, что VM95C далеко не худший представитель картриджей с коническими иглами. Это заметно при прослушивании композиции Five Miles Out Майка Олдфилда, где энергичные высокие компенсируют окраску на СЧ, а басы хороши по широте и глубине. Ремастированный диск Tour de France группы Kraftwerk все же звучал не так детализировано, как я слышал на других проигрывателях, и с чуть большими искажениями.

Тем не менее, при столь скромной стоимости Audio Technica Audio Technica VM95C является очень выгодным приобретением. Хотя, потратив еще около $20, и получив модель VM95E, можно заметно улучшить звучание проигрывателя. Эффект, который, напомним, произвело «всего лишь» изменение формы крошечного алмаза на конце кантилевера, выразился в том, что звук стал более прозрачным и детальным. Композиция Five Miles Out зазвучала масштабнее, а Kraftwerk – согласованнее и более отрыто. Пожалуй, в своей ценовой категории VM95E является одним из лучших продолжений. Этот картридж станет отличным выбором для установки на такие проигрыватели, как Rega Planar 1 или 2 взамен штатных.

Но и VM95E не идеальна, конечно. В частности, это было заметно на такой энергичной записи, как Last Night all my Dreams Came True группы Wild Beasts. Мощный звук этой композиции явно приводил в замешательство картридж и звук был немного смазанным. Да, этот диск довольно экстремален, и за последние лет пять мне не попадалось что-то похожее, однако он является отличным тестовым материалом, показывающим реальные возможности проигрывателя.

Установка иглы VM95EN, у которой форма алмаза также эллиптическая, но его крепление к кантилеверу обеспечивает меньшую массу подвижной системы, повысило качество звучания этой сложной записи. В энергичных пассажах появилась большая прозрачность, а ритм стал четче. В то же время общий тональный баланс звучания практически не изменился. В целом, с учетом почти двукратного возрастания стоимости, подобный апгрейд не выглядит очень привлекательным. Хотя, если в вашем распоряжении много подобного сложного музыкального материала, он может быть оправданным.

Настоящий скачок в качестве звука, однако, дает переход на иглу с линейной заточкой VM95ML. Это трудно определить количественно, учитывая, что вся остальная конструкция картриджа остается прежней. Все три наших тестовых композиции начинают звучать с такой детализацией, которой раньше не было. При этом восприятие музыкальной информации происходит без каких-либо усилий, и это именно то, на что способен винил. Картридж VM95ML станет действительно выгодным приобретением и прекрасным вариантом апгрейда такого проигрывателя, как, например, AT-LP5.

Переход на более дорогую модель VM95SH уже не имеет большого смысла, так как это тоже игла с линейной заточкой. Разница между ней и Microlinear невелика, а прирост в качестве звука не слишком значительный. Да, немного улучшается передача вокала и струнных, а фоновый шум становится меньше, но я бы не стал настаивать на такой замене. Тем не менее, даже при незначительном превосходстве VM95SH над VM95ML она становится одной из лучших головок, которые мне приходилось слышать в данной ценовой категории.

Заключение

Возможность оценить, на сколько форма заточки иглы звукоснимателя влияет на звучание целой системы, является очень интересным экспериментом. Сама по себе, VM95 может считаться одной из лучших недорогих головок на сегодня. А наиболее привлекательными вариантами для приобретения являются модификации VM95E и VM95ML. Их конкуренты способны обеспечить такое же качество, как у первой, но при этом приближаясь по стоимости ко второй. Да, это лучшие варианты, однако и остальные модели (или сменные иглы) в этой линейке заслуживают похвалы и оценки «Лучшая Покупка».

Понравилось

Хорошее звучания во всех вариантах

Высокое качество изготовления

Легкая установка и настройка

Не понравилось

Может «капризничать» на плохо записанных пластинках

Нет цветовой маркировки контактов

Сильные конкуренты в более высокой ценовой категории

Оценки
Качество звука – 9
Легкость использования – 8
Качество/цена – 9
Качество изготовления – 8
Общая оценка - 9 из 10

При подготовке обзора использовались материалы с www.avforums.com (перевод с английского - hifiNews.RU)
Оригинал: https://www.avforums.com/review/audio-technica-vm95-cartridges-review.15687

07.03.2019, Катерина Матвевна




Оставить комментарий





<< Тест звукоснимателя Ortofon OM Arkiv || Обзор Audiolab M-DAC Nano >>

Все тесты категории "Аксессуары (пульты, док-станции, тюнеры)"