АКУСТИКА - ТЕСТЫ

Моддинг проигрывателя винила на примере модели Pro-Ject RPM-1

Тот сегмент рынка проигрывателей винила (условно назовем его «модели доступной стоимости»), который занимает Pro-Ject RPM-1 Carbon, довольно плотно насыщен аппаратами с хорошим звуком и качественной конструкцией.

Особенность проигрывателей винила состоит в том, что их приобретение – это, фактически, только начало увлекательного путешествия в мир аналогового звука. Существует много вполне легальных способов настройки и улучшения их звучания, что делает такую покупку еще более ценной в перспективе. При этом затраты на подобный апгрейд обычно ниже, чем разница в цене между проигрывателями разного класса. И эти изменения вы можете производить постепенно, по мере появления желания и возможностей.

В качестве подопытного для изучения вариантов и оценки результатов такого апгрейда я выбрал проигрыватель Pro-Ject RPM 1 Carbon. Мне было интересно найти тот предел, после которого вложения средств в модернизацию уже и без того вполне качественной вертушки перестанет давать адекватный прирост в звуке.

В своей базовой версии проигрыватель RPM 1 Carbon имеет узкое шасси из лакированного MDF и опорный диск, изготовленный качественно, но без излишеств. Пассик проходит по внешнему краю диска и соединяет его с мотором, установленным отдельно с использованием виброразвязки. Для питания проигрывателя используется источник, включаемый непосредственно в электрическую розетку. Выключатель питания находится на блоке двигателя.

Опорный диск установлен на инвертированном подшипнике с керамическим шариком, расположенном в массивном основании. 8,6-дюймовый S-образный тонарм изготовлен из углеволокна, алюминия и смолы и имеет магнитный антискейтинг. В стандартной комплектации RPM-1 Carbon оснащен предустановленным звукоснимателем Ortofon 2M Red. Комплектный противовес демпфирован с помощью TPE в виде кольца вокруг точки фиксации. Проигрыватель выпускается в красном, белом и черном вариантах лаковой отделки. Пылезащитная крышка в комплект не входит, но ее можно приобрести отдельно.

Качество звучания
Звучание RPM 1 Carbon я оценил на старой композиции First Movement группы ELO.

Это очень качественный проигрыватель сам по себе, с хорошим тональным балансом от НЧ до ВЧ, без рыхлости басов или смазывания середины. Каждый частотный диапазон не перекрывает соседние, что улучшает общую звуковую картину. Это означает, что басы плотные и энергичные, отлично передающие драйв композиции, но никогда не подавляющие остальной звук. Звучание виолончелей на низких частотах было текстурным и очень натуральным. Верхняя середина была красивой. Гитара звучала эмоционально и прозрачно, согласованно с виолончелью, вокал был артикулированным и прозрачным, а перкуссия на верхах точной. Звуковая сцена была широкой и легкой для восприятия, благодаря чему музыка звучала живо, и в то же время не напряженно.

Конечно, здесь есть куда расти с точки зрения качества звука, но это утверждение верно по отношению к любому проигрывателю винила данной ценовой категории. В то же время, при своей стоимости у RPM 1 Carbon просто потрясающее качество конструкции и звука, который является детальным, прозрачным и увлекательным. При включении в хорошо подобранную Hi-Fi-систему этот проигрыватель способен вас удивить.

Звукосниматель
Начиная модернизацию любого проигрывателя винила, в первую очередь обратите внимание на штатный звукосниматель. Фактически, именно от этого элемента его конструкции напрямую зависит точность считывания звуковой дорожки виниловой пластинки. В данном случае я решил модернизировать установленный на RPM 1 Carbon звукосниматель Ortofon 2M Red путем замены его сменной иглы на ту, которая используется в картридже более высокого класса, 2M Blue. На самом деле, эта операция выполняется очень легко – вы просто вынимаете один сменный блок с иглой, и вставляете на его место другой. Для этого даже не нужно снимать звукосниматель с держателя тонарма. Но, как и всегда в случае с проигрывателями винила, эту процедуру надо выполнять аккуратно и не спеша, чтобы случайно не повредить саму иглу. На картридж при замене блока иглы нужно смотреть сбоку, так, чтобы он находился на уровне глаз.

После установки блока иглы от 2M Blue музыка зазвучала точнее в области верхней середины, а уровень шума немного снизился. Звучание гитары стало телеснее, а аккомпанирующей виолончели - более сфокусированным. Повысилась ясность и скорость на средних частотах, в которых, казалось, и раньше не было недостатка. Кроме того, меня впечатлили высокие частоты. Тарелки не только зазвучали масштабнее, но и более переливчато и нежно. Итак, установка сменный иглы от 2M Blue на картридж этого проигрывателя дало отличный результат.

Коврик опорного диска
Теперь пришло время обратить внимание на еще один важный элемент конструкции проигрыватель – опорный диск и его коврик. Для замены штатного фетрового мата у меня были пробковый Pro-Ject Cork it и кожаный Leather it. Я начал с кожаного.

Как и в случае со звукоснимателем, улучшения в звуке можно оценить только в сравнении. Кожаный мат немного снизил фоновый шум и позволил получить более гладкую середину – и гитара, и виолончели зазвучали еще более живо и натурально. Они стали более заметными в общем миксе. При этом никаких искажений в тональном балансе не было, просто данный диапазон зазвучал энергичнее. В то же время самые верхние частоты стали теплее, с небольшим завалом на краях. Это не то, что бросается в глаза, но такой эффект действительно был.

В результате мне больше понравился пробковый коврик Pro-Ject Cork it, который давал менее теплый звук, но немного более динамичный на верхней середине. Было ощущение, что частотный диапазон стал шире, а середина более детализированной. В частности, стали заметнее резонансы при звучании гитарных струн.

На этом этапе апгрейда я уже явно слышал, что звук «нового» проигрывателя заметно отличается от RPM 1 Carbon.

Новый опорный диск
Следующим шагом я поменял штатный опорный диск на Pro-Ject Acryl it. Выполнить эту замену просто: вы снимаете старый опорный диск (предварительно удалив пассик) и устанавливаете новый, а затем одеваете пассик на место. Отметим, что для акрилового опорного диска коврик не требуется.

Такая замена кардинальным образом повлияла на весь характер звучания проигрывателя, подняв его на целую ступень вверх. Звуковая сцена стала шире и детальнее, со сфокусированными образами, четкой передачей ритма и минимальным фоновым шумом. Стоит отметить, что замена опорного диска является весьма серьезным апгрейдом для любого проигрывателя винила и влияет сразу на несколько базовых параметров его звучания.

Композиция ELO на самом деле довольно сложная, как как здесь в одном миксе сведены рок и классические музыкальные инструменты, и у каждого из них довольно замысловатая партия. Точное воспроизведение этой записи является сложной задачей для любого проигрывателя винила, но RPM 1 Carbon отлично с ней справился.

Опоры
Дальнейший апгрейд RPM 1 Carbon состоял в улучшении его виброразвязки путем установки других опор. Ножки Pro-Ject Absorb it дали более мощный бас и в целом более выразительный диапазон низких частот. Виолончели зазвучали еще насыщеннее, а барабаны стали заметнее в общем миксе. Но мне хотелось большей контролируемости на низах, а также лучшей прозрачности на верхах.

Этого удалось достичь с использованием подставки Pro-Ject Ground it. Теперь одновременно с расширением басы стали и более сбалансированными, и лучше согласованными с СЧ и ВЧ. Таким образом, Ground it улучшила звучание RPM 1 Carbon во всем диапазоне, которое стало детальнее и четче, сохранив тональный баланс.

Бас являлся фундаментом для звуковой сцены, в то время как музыка звучала подвижно и энергично. Низы при этом оставались быстрыми и сфокусированными.

Звучание струнных сохранило текстурность и плавность, однако резонансы гитары стали немного заметнее.

Новый фоно-кабель
И в завершении апгрейда RPM 1 Carbon я решил поменять поставляемый в комплекте с ней фоно-кабель на Pro-ject Connect It CC. Несмотря на некоторый подъем на средних частотах, который дал новый соединитель, улучшения в звуке выразились в снижении уровня шума и дополнительном расширении стереокартины. Разделение каналов стало глубже, а тональная нюансировка – четче. Повышение степени детализации и фокусировки образов были заметны во всем частотном диапазоне.

Вывод
Все вышеизложенное является в первую очередь высокой оценкой качества базовой конструкции RPM 1 Carbon. Если бы не оно, никакие дальнейшие улучшения этой модели были бы не возможны. Но в то же время, купив RPM 1 Carbon и начав его слушать «как есть», вы реализуете потенциал этой модели процентов на 65. И только в процессе ее апгрейда вы постепенно приблизитесь к тому качеству звука, которая она действительно способна обеспечить.

Но что же вы получите в итоге, модель более высокого класса RPM-3 Carbon? Совсем нет! Изменения в звуке будут столь значительными, что правильнее было бы говорить о совершенно новом проигрывателе, например, каком-нибудь RPM-4. Фактически, доработанный RPM 1 Carbon зазвучит как другой проигрыватель, с иным характером.

Подобный апгрейд пойдет на пользу любому настоящему проигрывателю винила класса Hi-Fi и способен превратить его в совершенно новый аппарат. Используйте возможности своей вертушки по максимуму!

Пол Ригби

При подготовке обзора использовались материалы с www.theaudiophileman.com (перевод с английского - hifiNews.RU)
Оригинал:https://theaudiophileman.com/modding-turntable-pro-ject-rpm-3/

25.09.2018, Николай Сергеев




Оставить комментарий





<< Обзор проигрывателя винила Rega Planar 1 Plus || Обзор проигрывателя винила Pro-Ject Primary E >>

Все тесты категории "Акустика"
Главная страница > Обзоры и тесты > Тесты > Акустика > Моддинг проигрывателя винила на примере модели Pro-Ject RPM-1