ТЕЛЕВИЗОРЫ - ТЕСТЫ
Обзор LCD телевизора Sony KDL-40EX703
Первичные измерения
Перед измерениями мы определили и установили наиболее точные режимы изображения для Sony KDL-40EX703, а также, используя стандартные тестовые таблицы, выставили регуляторы контрастности. При этом не потребовалось никаких измерительных приборов или программ и, это может сделать практически каждый пользователь. Наилучшим предустановленным режимом изображения оказался Cinema с цветовой температурой Warm2 (Теплый2). С установленными для наших условий просмотра контрастностью и яркостью полученная картинка наиболее полно удовлетворяло принятым стандартам изображения. Это важно в том случае, если вы хотите видеть на экране именно то, что задумал представить режиссер. Большинство телепрограмм и фильмов создаются с учетом таких стандартов изображения. Насколько соответствует им этот телевизор Sony?
Первоначально мы рассмотрели шкалу серого и гамму, как чрезвычайно важные для точного изображения параметры. Шкала серого основа для получения на экране всех оттенков серого цвета, между глубоким черным цветом и ярким белым. При точной шкале серого на экранном изображении не должно быть видимых цветовых погрешностей и все оттенки серого не имеют цветового окрашивания. Чтобы получить точную шкалу серого из красного, зеленого и синего (RGB) элементов экранного изображения, они при смешивании должны иметь точные уровни. На графиках представлено окно для баланса RGB у Sony KDL-40EX703. Совершенная шкала серого получается, когда все три цвета проходят на 100% уровне. Как мы видим, синий цвет почти при всех рабочих уровнях яркости на 10% выше, красный на 10 - 5% ниже зеленого, который и соответствует 100% уровню.
Что все это означает? Если посмотреть на график видно, что от нулевой яркости (0 IRE) до максимальной (100IRE), кривая синего цвета неизменно выше, а красного ниже достаточно точно проходящей на 100% уровне кривой зеленого цвета. Если мы рассмотрим на экране тестовый шаблон шкалы серого (с 11 градациями), увидим слишком много синего и небольшой зеленый оттенок почти на всем протяжении шкалы. Подобные результаты будут при просмотре на экране телевизора обычного видеоматериала, наиболее заметен при этом ярко синий оттенок белых объектов.
Интересны результаты и на других графиках. На графике Gamma Point идеальная кривая от черного экрана (0IRE) до белого (100IRE) должна проходить на уровне 2,2. Если проходит выше, изображение становится светлее, ниже – темнее. Здесь гамма-кривая от значения 2,15 (при яркости около 20IRE) возрастает до 2,3, затем снова падает до значения чуть ниже 2,15. В результате темные области на экране будут несколько светлее, чем должны быть. Объекты с нормальной яркостью (средняя часть кривой) будут представлены несколько темнее, а самые яркие (около 100IRE) станут еще светлее. Но на обычном видеоматериале явно это не будет заметно.
На графике DeltaE представлены количественные отклонения тонов серого и оценка их видимости для человеческого глаза. Обычно все погрешности менее 2 невидимы для большинства зрителей, но все, что более, могут быть заметны. Полученные до калибровки результаты довольно средние. С помощью предоставленного Sony меню баланса белого и регуляторов мы должны при калибровке исправить большинство обнаруженных погрешностей.
Теперь рассмотрим точки цветового пространства, которые указывают на расположение первичных и вторичных цветов относительно осей насыщенности и тона, для HD контента в телевизионном стандарте PAL. Подавляющее большинство показываемых по телевизору программ производятся в соответствии с цветовым стандартом, известным как Rec.709. Так что, если цветовые точки и яркость телевизора соответствуют стандарту материала, мы видим на экране точно воспроизводимое изображение.
Рассмотрим в двухмерных координатах насыщенности и оттенка график цветового пространства – Gamut CIE (CIE – Международная комиссия по освещению) с треугольником соответствия требованиям стандарта Rec.709. Третьим элементом является яркость (Gamut luminance). На ребрах треугольника есть шесть точек, показывающих, где должны располагаться соответствующие стандарту цветовые точки. Черные точки на графике соответствуют реальным результатам измерений на этом телевизоре Sony. Черная точка на проходящей через треугольник черной кривой представляет реальный цвет белого на экране телевизора. Мы отмечали по результатам шкалы серого и видим здесь, что белый цвет немного смещен в синеву. А, если посмотрим на расположение точек первичных цветов, то увидим, что зеленый вне треугольника и слишком перенасыщен. Красный цвет достаточно точен, но имеет погрешность по оттенку. Синий почти там, где должен быть. Несколько лучше расположение вторичных цветов, c пурпурным, смещенным в синеву (это тоновая ошибка).
Мы также можем проверить наши выводы в сравнении с Gamut CIE относительно графиков DeltaC и DeltaH. Они отображают численные ошибки цвета (Color) и тона (Hue). И наконец, рассмотрим графики Gamut Luminance и DeltaL, которые показывают яркость реальных цветов в сравнении c идеальными. И это очень важно, потому что, какими бы не были идеальными насыщенность и оттенок, слишком большая или низкая яркость повлияют на реально отображаемые цвета.
Крайне редко можно найти достаточно совершенную цветовую гамму до калибровки телевизора, так что результаты Sony здесь действительно очень хорошие. Но у этого телевизора нет системы управления цветом (CMS), которая смогла бы корректировать имеющиеся погрешности. Однако, настраивая в процессе калибровки шкалу серого, мы cмогли вывести в требуемое положение точку пурпурного цвета. А, используя очень тонкую регулировку основных регуляторов цвета, смогли немного лучше сбалансировать ошибки. Было бы совсем неплохо, если бы Sony добавила полную систему управления цветом для настройки оттенка, насыщенности цветовых точек и яркости, тогда можно было бы получить почти идеальный результат.
Измерения после калибровки
После первичных измерений мы выполнили полную калибровку телевизора, которая не может быть проделана на глаз и требует использования точных измерительных приборов и специального программного обеспечения.
Как видно из графика RGB баланса, отличные результаты на нижнем и верхнем концах шкалы серого дали небольшие корректировки с использованием имеющихся регуляторов баланса белого. Теперь все три цвета, начиная с яркости в 20IRE и до 100IRE, почти соответствуют точному уровню в 100%. Ошибки настолько малы (график DeltaE), что в тестовом шаблоне оттенков серого или при просмотре на экране реального материала невозможно заметить никаких цветовых вкраплений. На белом и сером больше не заметен синий оттенок, а цветовая температура соответствует 6500 градусам Кельвина. Эти результаты позволили добиться кривой гамма, проходящей почти на совершенном уровне 2,2, лишь с двумя небольшими провалами, добавляющими экранной картинке яркости в этих точках. В целом результаты очень хорошие.
Если посмотреть на цветовую гамму после калибровки, можно отметить немного лучше сбалансированные цветовые точки. Лишь обладая орлиным зрением, вы заметите увеличившиеся по некоторым цветам погрешности, но цвета стали более сбалансированными во всех точках (хотя не было ничего сделано с красным, но его погрешности на экране и не заметны). Можно было бы и не подстраивать цвета, но только после сопоставления результатов мы получаем наглядное свидетельство отсутствия явно заметных на экране погрешностей цвета. Результаты несовершенны, но добиться лучших при отсутствии у данной модели регуляторов управления цветностью невозможно. И, если рядом нет образцового монитора, большинство телезрителей никогда не заметит каких-либо погрешностей цвета. Поэтому в целом, это хорошие характеристики для тех, кто хочет иметь телевизор с точной цветопередачей. Все другие предустановки (presets) изображения слишком яркие, с явным синим оттенком, что ухудшает детальность и нарушает баланс изображения.
Видеообработка
Sony KDL-40EX703 обладает хорошим масштабированием материалов стандартного разрешения до HD формата, без признаков коррекции контуров или звона. Неплохой в целом и деинтерлейсинг, в HQV тестах имеются лишь незначительные зазубрины на нижней полосе. Изображение в SD разрешении вполне устойчиво и пригодно для просмотра. При определении кадрового формата фильма Sony удалось верно синхронизировать основные каденц-последовательности – 2:2 PAL и 3:2 NTSC, с очень незначительной первоначальной задержкой. Очевидно, что при этом должен быть включен режим фильма в системном меню.
Воспроизведение с Blu-Ray дисков материала в формате 24p прошло очень хорошо, без признаков привнесенного дрожания, дополнительной видеообработки или повышения резкости, что разрушает исходный материал. Просто убедитесь, что режим Overscan при воспроизведении HD формата выключен, и вы увидите все детали картинки.
Sony KDL-40EX703 оснащен технологией Motion Flow 100 Гц, которая подобна другим система кадровой интерполяции, и необходимость в которой можно обсуждать. При просмотре фильмов и в SD, и в HD формате установки Standard или High добавляют эффект «мыльной оперы», что нарушает исходный вид и ощущение фильма. Улучшается динамика, но в то же время добавляются и некоторые артефакты. Использование системы Motion Flow при просмотре телепрограмм и видео контента имеет такой же эффект, но выглядит не так резко, как с фильмами. Очевидно, преимущество этой технологии в том, что снижается размытие при панорамировании камеры и в динамичных сценах, позволяя воспроизводить на экране около 600 строк, в сравнении с 400, если ее отключить. В целом, я обнаружил, что использование Motion Flow имеет больше преимуществ при воспроизведении качественной картинки. Тем не менее, вы можете по выбору отключать и включать технологию Motion Flow 100 Гц.