Обсудить на форуме

В Москве состоялся пятый Форум «Инвестиции в цифру. Правовые аспекты»

15 октября в Российской академии государственной службы при Президенте РФ состоялся пятый Форум «Инвестиции в цифру. Правовые аспекты», посвященный актуальным правовым вопросам.

Работа Форума открылась заседанием Круглого стола «Вопросы нормативно-правового регулирования рынка телерадиовещания в условиях перехода на цифровое вещание», модератором которого выступил Юрий Игоревич Припачкин, президент Ассоциации кабельного телевидения России. Участниками Круглого стола стали: Пономарев Илья Владимирович, депутат Государственной Думы, член Комитета по информационной политике, технологиям и связи, Председатель подкомитета по технологическому развитию;
Ксензов Максим Юрьевич, Начальник Управления разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
Ромашова Наталья Викторовна, Заместитель директора правового департамента Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Лившиц Владимир Григорьевич, Советник Президента Национальной Ассоциации Телерадиовещателей (НАТ), Руководитель информационно-аналитического центра НАТ;
Силин Михаил Владимирович, Вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России, Президент группы компаний «АКАДО»;
Попов Алексей Юрьевич, Генеральный директор ОАО «МИТЦ».

Открывая работу Круглого стола, Юрий Игоревич Припачкин заявил, что Россия активно подходит к моменту перехода на цифровое теле- и радиовещание, для чего уже сделаны важнейшие шаги - вышел указ Президента и подписана федеральная целевая программа «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы». С точки зрения Ассоциации кабельного телевидения России, переход на цифровое телерадиовещание сводится не просто к замене эфирных датчиков на цифровые, а, в первую очередь, к изменению законодательства. «Переход на эфирно-цифровое вещание изменяет систему взаимоотношений в цепочке: абонент – оператор связи – вещатель – рекламодатель – правообладатель и создание системной модели взаимоотношений должно опережать какие-либо инвестиции и движения в этом направлении», - подчеркнул Юрий Игоревич Припачкин.

Именно эта мысль стала лейтмотивом пятого Форума «Инвестиции в цифру. Правовые аспекты», участники которого обсудили наиболее острые вопросы, возникшие на рынке кабельного телевидения после Указа Президента РФ о бесплатном распространении обязательных каналов, а также изменения, вносимые в Законы «О СМИ» и «О связи». Как будет развиваться конкуренция на рынке после вступления в силу новых законов об обязательных каналах, в чем суть новых подходов к лицензированию вещания, как должна выглядеть разрешительная процедура для распространения зарубежных каналов – эти и другие вопросы также были на повестке дня.

Максим Юрьевич Ксензов, Начальник Управления разрешительной работы в сфере массовых коммуникаций, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, рассказал о том, как государству видится модель взаимоотношений при переходе на «цифру». Он подтвердил, что в Роскомнадзоре уже создана рабочая группа по формированию второго и третьего мультиплексов эфирного вещания, но подразумевать под этим следует не только эфирное, но и кабельное, а точнее многоканальное мультисервисное вещание.

Он также сообщил, на каком этапе находится формирование законодательной базы для цифрового вещания. В частности, готовится предложение для Министерства связи и массовых коммуникаций РФ по вопросам лицензирования телерадиовещания согласно Концепции развития телерадиовещания до 2015 года. По словам г-на Ксензова, предполагается использовать 2 лицензии: лицензирование эфирного вещания в цифровом формате будет проводиться на основании лицензии, которая существует сейчас - с указанием частотного канала и территории вещания, а распространение СМИ в других средах будет осуществляться посредством универсальной лицензии с указанием СМИ и концепции вещания. Также Роскомнадзор хочет ввести новое понятие «агрегатор», но его характеристики и определение пока находятся на стадии обсуждения.

Если в лицензировании вещания появится нюансы, они будут касаться последующих (второго и третьего) мультиплексов каналов, ведь относительно первого уже вышел Указ Президента. А для каналов, которые войдут в последующие мультиплексы, будут 2 вида лицензирования – национальное и региональное, причем второе ориентировано на то, чтобы сохранить региональных вещателей. Операторы связи будут определяться на конкурсной основе, как и записано в Концепции. Сейчас прорабатываются всевозможные модели взаимодействия операторов связи и вещателей и специально привлекаются рекламные агентства для того, чтобы четко понимать экономическую модель взаимодействия в цифровой эфирной среде. Сейчас прорабатывается предложение для Минкомсвязи для определения тех правил, по которым будут распространяться эфирные каналы, существующие в платных сетях не только 1-м мультиплексом, но и 2 и 3.

О том, как обстоят дела с законотворчеством, рассказала Наталья Викторовна Ромашова - представитель Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Она, прежде всего, отметила плотную совместную работу Министерства с Роскомнадзором, Роспечатью и Ассоциацией кабельного телевидения России при подготовке и разработке проектов по теме телерадиовещания. «Курс развития телерадиовещания был заложен в концепции развития телерадиовещания на 2008-2015 и одобрен правительством РФ», - указала госпожа Ромашова, «и в соответствии с этой концепцией на 1-ом этапе необходимо было внести изменения в закон о СМИ, закон о лицензировании, закон о связи, усовершенствовать порядок лицензирования в области вещания и оказания услуг связи и утвердить перечень обязательных общедоступных телеканалов. Указом Президента в июне 2009 года был утвержден такой перечень телеканалов, которые являются обязательными в распространении на всей территории РФ и бесплатными для потребителя».

В соответствии с Концепцией обязательные телеканалы должны быть доступны для всех видов трансляции (не только в эфирных и наземных сетях, но и в кабельных, спутниковых, мобильных, IP сетях и др.). Для этого и были разработаны поправки в Закон «О связи», где в частности предусматривается, что эфирная наземная трансляция обязательных общедоступных каналов будет осуществляться по Договору с вещателями и в отношении обязательных общероссийских каналов оператором связи является ФГУП РТРС. А в целях обеспечения населения обязательными каналами в других средах трансляции законопроектом налагается обязанность на оператора связи транслировать общедоступные теле- и радиоканалы без взимания платы с потребителя. Данная обязанность будет являться лицензионным требованием осуществления деятельности по оказанию услуг связи для телерадиовещания. Законопроект вводит особые условия присоединения операторов связи к сетям связи общего пользования, в частности присоединение будет осуществляться только на основании согласия вещателя общедоступного канала. Запретить использовать сигнал вещатель может лишь в том случае, если этот сигнал не соответствует территории распространения, где работает оператор связи.

Значимым является также определение понятия «трансляция», так как оно более четко разграничивает деятельность вещателя и оператора. Введение термина позволит, например, кабельным операторам транслировать обязательные каналы без взимания платы с абонентов, но продолжать брать плату за предоставление доступа к сети связи оператора и абонентской линии в постоянное пользование.

Также вносятся изменения в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно в статье 1-й четко прописано, что положение закона о лицензировании будет распространяться на деятельность по телевизионному вещанию и радиовещанию. Данная деятельность будет лицензироваться только законом о СМИ. Данный законопроект был одобрен вещателями общероссийских обязательных телеканалов, а также Ассоциацией кабельного телевидения России.

Илья Владимирович Пономарев, член Комитета по информационной политике, технологиям и связи Государственной Думы, Председатель подкомитета по технологическому развитию, представил свой личный взгляд на проблему, сказав, что ситуация стала еще более запутанной. Все понимают, что работа, которая сейчас проводится, приведет к колоссальным сдвигам и перераспределению рекламных потоков и денег на телевизионном рынке, изменится вся схема работы участников рынка. Также, по словам Ильи Владимировича, очевидной становится судьба региональных компаний. Вместо многочисленных компаний останется, видимо, 2-3 крупных холдинга, которые будут контролировать ситуацию на региональном уровне.

Мнение вещателей высказал Владимир Григорьевич Лившиц, Советник Президента Национальной Ассоциации Телерадиовещателей (НАТ), Руководитель информационно-аналитического центра НАТ. Он очертил круг проблем, которые являются наиболее серьезными с точки зрения НАТ: судьба регионального телевидения и эволюция последней мили. Относительно первого вопроса, НАТ предлагает сузить круг каналов, имеющих возможность войти во 2 и 3 мультиплексы, следующими требованиями: наличие самостоятельного программирования, собственных информационных программа (не рекламные врезки), тематическая направленность и социальная значимость программа и гарантия оплаты услуг на вещание на регион. Что касается эволюции последней мили, речь идет о том, что из-за бурного развития других сфер передачи сигнала (кабель, спутник, IP и прочие), процент наземного эфирного цифрового ТВ может оказаться очень невелик.

В рамках дискуссий на пятом Форуме очень много говорилось о проблеме отсутствия четкого понятийного аппарата. Эту мысль озвучил Алексей Юрьевич Попов, Генеральный директор ОАО «МИТЦ». С ним согласился Михаил Владимирович Силин, вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России и президент группы компаний «АКАДО». В частности, проблемы с формулировками одного понятия ведут, по словам г-на Силина, к тому, что возникает потребность в новых терминах или уточнениях. Так случилось с «трансляцией», «агрегацией», «распространением» и «доставкой». Например, из-за появления понятия «бесплатно» в Законе «О связи» для кабельных операторов возник ряд рисков: первый риск связан с неверным взаимодействием с вещателем, второй – с возможностью возниконовения судебных тяжб с абонентами, и, наконец, риск проблем с налоговыми органами, так как по российскому законодательству услуги не могут быть оказаны бесплатно.

Вопрос о присоединении также еще не прояснен. Под присоединением можно понимать два процесса: первый предполагает любое получение транслируемого контента, а второй – физическое присоединение к сети. Михаил Владимирович уверен, что верным является второй вариант, так как если есть физическое присоединение сети – оператор обязан платить, но при этом остается свобода выбора путей получения контента.

Подводя итоги круглого стола, Юрий Игоревич Припачкин констатировал, что эфирное вещание постепенно становится все менее востребованным. Так, по его прогнозам, к 2015 году из 45 млн. домохозяйств в России около 30-32 млн. будут охвачены кабельным ТВ, около 10-12 млн. – спутниковым ТВ, а на «эфир» останется всего 3-4 млн. домохозяйств. По отношению к кабельной отрасли, «эфир» не выдержит конкуренции. Особенно без поддержки государства. Неоспоримым преимуществом кабельного оператора является наличие мультисервисности, а плюсом спутниковых операторов – количество каналов. «Изменяется технология – изменяется идеология», - таков итог, который подвел Юрий Игоревич!

Вторая часть Форума была полностью посвящена практическим правовым вопросам и прошла в форме открытых дискуссий. Ведущими дискуссий стали Гультяева Елена Викторовна, Советник АКТР по юридическим вопросам, Директор по юридическим вопросам ЗАО "АКАДО-Столица" и Дозорцева Марина Викторовна, Заместитель генерального директора по юридическим вопросам, Директор юридического департамента ОАО «Национальные кабельные сети».

Участниками дискуссий, которые формально можно поделить на 4 блока, были обозначены наиболее острые проблемы, препятствующие нормальному развитию рынка услуг, связанных с распространением теле- и радиоканалов. Эти проблемы большей частью спровоцированы отсутствием должного законодательного регулирования рынка. В основном, это вопросы лицензирования вещательной деятельности. Так, действующее сегодня законодательство и сложившаяся практика его применения не дают возможности субъектам деятельности надлежащим образом выполнять все законодательно установленные требования и процедуры, что заставляет кабельные и телевизионные компании балансировать на грани нарушения законодательства.

Елена Викторовна Гультяева отмечает, что «действующая до сих пор норма Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в РФ, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 07.12.94 № 1359, не позволяет одной организации получить лицензии на вещание более чем двух телеканалов на одну и ту же территорию. Целью данного ограничения, очевидно, было предотвращение монополизации ресурса эфирных частот появившимися в начале-середине 90-х годов прошлого века новыми частными телекомпаниями, вещающими в эфире. Никакого отношения к кабельному вещанию это положение не имело, однако до сих пор применяется и к регулированию деятельности кабельных компаний».

Следующая проблема, препятствующая нормальной деятельности кабельных операторов, по мнению Елены Викторовны, это фиксирование в лицензионных условиях лицензии на кабельное вещание частоты распространения сигнала телепрограммы на определенной территории. Между тем указание в лицензии на кабельное вещание частоты канала, в отличие от ситуации с наземным эфирным вещанием, не несет в себе какой-либо смысловой нагрузки. В условиях наличия нескольких кабельных операторов связи на одной территории, а также в условиях перехода многих из них на цифровое вещание в своих сетях, указание частоты в лицензии на кабельное вещание препятствует построению нормальных взаимоотношений между кабельными и телевизионными компаниями и делает невозможным получение лицензии на вещание при организации распространения телеканала в цифровом потоке.

Участники Форума отметили, что законодательство в том виде, в котором оно существует сегодня, является существенным препятствием для организации и развития цифрового вещания в стране. Необходимо изменение действующего порядка лицензирования телерадиовещания. При этом следует либо отменить лицензирование вещания по кабелю, либо предусмотреть упрощенные процедуры, отличные от лицензирования эфирного телерадиовещания, с возможностью лицензирования вещательной деятельности не только производителя, но и всех последующих распространителей телеканала, в том числе и кабельных компаний, распространяющих телеканал на основании лицензионного договора с телекомпанией, без каких-либо ограничений на количество вещаемых телеканалов.

В рамках Форума кабельные компании и вещатели получили уникальную возможность не только в очередной раз обозначить проблемные вопросы деятельности, но и довести их до сведения принимавших участие в работе Форума представителей законодательной и исполнительной власти страны, что вселяет надежду на скорейшее разрешение этих проблем.


Оставить комментарий





||


Главная страница > HI-FI Профи > Репортажи и интервью > В Москве состоялся пятый Форум «Инвестиции в цифру. Правовые аспекты»