Обсудить на форуме

Акустическая драматургия

Как завоевать внимание слушателя? Как заставить его внутренне сопереживать каждой музыкальной партии, жадно внимать каждому нюансу и обертону, чувствовать дыхание певца и прикосновение к струнам гитариста? Как погрузить зрителя в мир звука настолько, чтобы тот на время смог забыть о работе, домашних делах, и о том, что он слушает именно запись, а не живой концерт? Конструкторам акустических систем класса Hi-End знакомо множество секретов «акустической драматургии».

С некоторыми из них hifiNews.RU познакомил James Luce (Джеймс Льюис), бренд-менеджер компании Acoustic Energy, завзятый меломан, аудиофил. Джеймс является одним из создателей принципиально новой серии акустических систем AE под названием Rаdiance. Презентацию этих громкоговорителей для российской аудитории недавно провела компания Homesound (эксклюзивный дистрибьютор колонок AE в России).

hifiNews.RU: Скажите, Джеймс, где лежат истоки вашей новой модельной серии?

J.L.: В 1987 году компания Acoustic Energy выпустила мониторы под названием AE1, которые предназначались для студий звукозаписи, однако быстро завоевали популярность среди любителей домашнего Hi-Fi. «Прабабушка» нынешних Radiance стала известна еще и тем, что в AE1 чуть ли не впервые в мире был успешно применен НЧ/СЧ-динамик с металлической (алюминиевой) мембраной. С тех пор алюминиевые драйверы стали одной из главных «фишек» Acoustic Energy. Создавая колонки Radiance, мы, опять же, взяли за основу наши фирменные динамики с металлическими диафрагмами. Однако сначала нами была проделана колоссальная работа по их усовершенствованию.

hifiNews.RU: Какие именно шаги были предприняты компанией Acoustic Energy в этом направлении?

J.L.: Мы сумели существенно расширить частотный диапазон, в котором наш фирменный алюминиевый динамик работает как идеальный поршневой излучатель. Снизив массу подвижных деталей, мы оптимизировали чувствительность. Пришлось поколдовать и над снижением степени нагрева звуковой катушки (была разработана особая технология намотки, в результате чего площадь охлаждаемой поверхности увеличилась в два раза). Наши специалисты довольно долго и тщательно выбирали тип резины для создания наилучшего подвеса диффузора.

А сколько копий было сломано и по поводу выстраивания оптимального магнитопровода… В общем, мы довольно жестко подошли к выбору наиболее подходящих технологических материалов и деталей, с таким расчетом, чтобы снизить разброс параметров готового динамика и улучшить повторяемость параметров всех динамиков в стереопаре. В ряде расчетов нас здорово выручил математический метод конечных элементов (МКЭ), позволяющий довольно эффективно предсказывать поведение мембран, подвесов и других элементов системы.

hifiNews.RU: В аудиофильской среде распространено «поверье» о том, что алюминиевые драйверы дают хлесткий, быстрый, однако иногда жесткий и даже звенящий звук. Относится ли данное наблюдение к колонкам Acoustic Energy Radiance?

J.L.: Нам знакома такая проблема. Некоторые более ранние модели AE немного грешили легким резонансным звоном, возникающих из-за потери устойчивости поршневого характера излучения на частоте около 3,2 кГц. Самое удивительно, что в модели Radiance нам удалось полностью устранить данный недостаток (во многом благодаря применению инновационной математической модели). Теперь наш драйвер если и «расслабляется», то совсем чуть-чуть — на частоте 9 кГц. Соответственно, возникающий при этом «звенящий» резонанс выходит далеко за пределы воспринимаемого диапазона частот и не влияет на общее впечатление от прослушивания.

hifiNews.RU: В Radiance установлены довольно экзотические по внешнему виду высокочастотные динамики, состоящие из нескольких вложенных друг в друга колец. Не могли бы вы рассказать, в чем же состоит их «алхимический» секрет?

J.L.: Да, это наша новая разработка — кольцевой ВЧ-излучаль, впервые в мире серийно использующий запатентованную систему распределения излучения DXT. Мы провели переговоры с компанией DXT, тщательно изучили оригинальное акустическое оформление их линзы и адаптировали его к параметрам нашего твитера. Ну, а цель была такая: уравнять характеристики направленности ВЧ-излучателя с дисперсионными особенностями других драйверов, так чтобы получить максимально собранную, цельную звуковую картину. Как такое вообще возможно, ведь размеры ВЧ и СЧ/НЧ-громкоговорителей довольно сильно разнятся? Вот здесь то на помощь нам и пришла довольно сложная рупорная конструкция, корректирующая направленность звука — линза DXT. Именно благодаря ей новые колонки обрели одну из главных своих достоинств.

hifiNews.RU: Для согласования работы новых «тюнингованных» динамиков вам наверняка потребовались какие-то совершенно уникальные «сложносочиненные» кроссоверы…

J.L.: Напротив, мы поступили как завзятые хай-эдщики: максимально сократили количество используемых деталей, заострив внимание на качестве и характеристиках последних. В итоге, в кроссоверах Radiance резисторы отсутствуют как класс, а общее число используемых в них деталей равняется четырем. Зато, каких деталей!

hifiNews.RU: Каким музыкальным материалом вы, как аудиоэксперт, руководствуетесь во время тестирования колонок? Какую электронику используете?

J.L.: У нас есть своя фирменная подборка тестовых мелодий, состоящая из 14 треков. Лично я во время ознакомительного прослушивания часто обращаюсь к записям певицы Norah Jones и, в частности, к ее альбому Come Away With Me (чтобы пощупать само «естество» звука, проверить музыкальность, «живость», колонок), дискам AC/DC (отличный экзамен на энергичность и драйв), а также творчеству Stevie Wonder (именно этот исполнитель способен «обнажить» все особенности наших алюминиевых динамиков).

Базовый комплект электроники для прослушивания — Naim.

hifiNews.RU: Ну а с русской музыкой вы дружите?

J.L.: Обожаю Чайковского. В его произведениях столько завораживающего драматизма. А это удивительное чередование крещендо и диминуэндо…

Андрей Сасиновский




Оставить комментарий





||