«Плазма» дешевеет? Взметнулись вверх цены на проекторы? Кто знает, может быть, это произошло не только из-за постепенного выхода из моды плазменной технологии и простоем на таможне очередной большой партии проекторов. Вполне возможно, да так и бывает, что дело – в манипуляциях логистов той или иной причастной к этому товару компании. Известно же, что в больших компаниях именно логисты занимаются услугами по доставке груза и устроением его дальнейшей судьбы. О том, как обстоят дела у отечественных логистических компаний, мы поговорили с директором по развитию «А Дан Дзо» Александром Сергеевичем Портновым.
hifiNews.RU: Насколько оптимальны на сегодняшний день логистические затраты предприятий в СНГ?
А.С.: Ситуация достаточно запущена. В России логистические издержки по конечной стоимости товара превышают аналогичные показатели западных стран в 1,5-2 раза. Мы связываем это с успехами компаний в увеличении объемов продаж, но одновременным отставанием в совершенствовании управления логистической составляющей бизнеса.
Соответственно, есть существенный потенциал снижения логистических издержек. Проблемы начинаются с неоптимального размещения складских площадок: склады строят там, где дешевле земля или выбирают склад где ниже стоимость услуг, однако зачастую доля затрат по доставке товара превышают стоимость складских издержек. В итоге общие логистические издержки возрастают. Кроме того, далеко не оптимальны складские технологии, процессы не регламентированы, избыточный штат, люди не мотивированы на конечный результат, отсутствует четкое распределение зон ответственности и т.д. и т.п. Все это вносит сумятицу в единый процесс, приводит к авральным методам работы или к простоям, потерям товара и ежедневному непроизводительному использованию десятков минут или часов. В результате всего этого мы серьезно проигрываем западным конкурентам в операционной эффективности.
Данная оценка характеризует ситуацию в целом по опыту выполненных нами логистических проектов. Более детальную и количественную оценку дать сложно, т.к. пока нет единой системы операционных показателей разбитой по отраслям. Нет центра, в который бы стекались данные с определенной периодичностью для оценки динамики ситуации. Компания «А Дан Дзо» в этом году являлась генеральным спонсором Конкурсной программы, проводившейся Рейтинговым Агентством «Лучшая практика» и Координационным Советом по логистике в рамках Московского Международного Логистического Форума – 2005. Были успешно проведены три конкурса: «Лучший поставщик – 2005», «Лучшая логистическая компания – 2005», «Лучшее информационное решение в логистике – 2005». Приняла участие 21 компания. Оценка эффективности компаний осуществлялась по операционным показателям. Надеемся, это положит начало созданию подобного центра для доступного осуществления функции benchmarking.
hifiNews.RU: Как часто логистические компании меняют фирмы, с которыми работают?
А.С.: Наверное, корректнее говорить, как часто фирмы-заказчики меняют своего логистического оператора. По данным РА «Лучшая практика», у логистических компаний одноразовых клиентов 35 % от их общего числа. Это достаточно много, даже если отбросить клиентов со спонтанным спросом. Отсюда напрашивается вывод, что в редких логистических компаниях правильно поставлен менеджмент качества.
hifiNews.RU: Существуют ли в России объединенные логистические компании? Какие это дает преимущества российской стороне?
А.С.: Да существуют, и не мало. Я в свое время работал в транспортно-экспедиторской компании Revival-Express, которая являлась совместным российско-немецким предприятием и представляла интересы Hamann Group в России. В компании работали в основном россияне, но к нам периодически приезжали немецкие коллеги и делились опытом. Честно скажу, было чему поучиться. Кроме того, совместные компании - это практически всегда доступ к инвестициям, современным технологиям и базе клиентов.
hifiNews.RU: Глава российского представительства немецкой компании Dornier Consulting GmbH Андреас Шен заявил на днях, что вокруг Москвы нужно построить не менее 6-8 крупных логистических центров. Как вы считаете, насколько это необходимо?
А.С.: По результатам аналитического исследования РА «Лучшая практика», в столице существует острая нехватка складских площадей, что называется «рынок продавца». Цены на складские услуги растут, хотя, конечно, в разных районах Москвы и области по-разному. Но от этого не легче. Многие инвесторы, ощущая эту ситуацию, бросились строить склады. Более того, этим занялись и сами производители, и торговцы, считая, что так надежнее. При такой динамике через 2-3 года в Москве будет много разрозненных складов, естественно не объединенных какой либо единой системой и логикой. Это снизит эффективность их использования, а также усугубит транспортную ситуацию в Москве, которая и так тяжелая. Известно, что у городского правительства есть планы по вынесению складских мощностей за пределы МКАД, но конкретных шагов для их реализации пока не видно. Возведение крупных логистических центров вдоль основных грузопотоков столицы существенно бы облегчили жизнь, и производителям, и торговцам, и логистическим компаниям, и просто жителям мегаполиса.
hifiNews.RU: Можно ли сказать, что в России услугами логистических компаний пользуются реже, чем на Западе?
А.С.: Конечно, так говорить нельзя. Россия – огромная страна с большими расстояниями. Ежедневно перемещаются сотни тысяч тонн грузов по различным направлениям. Потребность в логистических услугах существенна. Другое дело, что по сравнению с развитыми странами велики удельные логистические издержки, связанные с транспортировкой, хранением и обработкой грузов.
У нас нет культуры интеграции по цепи поставок, что является уже обычным делом на Западе: в основе лежат долгосрочные отношения, взаимная поддержка партнеров, синхронное развитие. И все это ради повышения качества и снижения конечной цены товара. Выигрывают все.
На западе входит в моду профессионально заниматься своим делом: либо производить, либо продавать, либо доставлять. Причем делать это лучше других. Компании стремятся выводить вспомогательные функции на аутсорсинг, что позволяет снижать себестоимость продукции с одновременным повышением качества обслуживания. У нас производители опасаются делать это, т.к. пока нет соответствующей логистической инфраструктуры, наблюдается недостаток высокопрофессиональных команд, есть боязнь впасть в зависимость. Однако уже видны попытки крупных компаний двигаться в этом направлении. Не всегда результаты оправдывают ожидания, но, как правило, это связано со спешкой, ведь вывод логистики на аутсорсинг, это все равно, что резать компанию по живому. Это процесс многоэтапный, требует особо тщательного подхода и умения прогнозировать ситуацию. Степень ответственности очень велика. В настоящий момент мы реализуем подобный проект для крупного химического комбината, и уже по ходу дела получаем экономический эффект.
Кроме того, на Западе принято пользоваться услугами консультантов. Расходы на их привлечение заранее заносятся в бюджет и расцениваются как инвестиции в развитие. Привлечение консультантов для совершенствования логистики – это реальная польза для компании, т.к. услуги связаны с оптимизацией товародвижения и потока работ, которые выполняются каждый день. Это реальная экономия и, по нашему опыту, затраты на проект окупаются максимум через год.
В последнее время спрос на консалтинговые услуги в области логистики растет лавинообразно, и не хватает профессионалов. Это связано с тем, что сегодня для увеличения прибыли стало не достаточно увеличивать объем продаж и расширять рынки сбыта. Успех просто необходимо строить на базе эффективной системы товародвижения (управление запасами, складами и транспортом от заявки до полного удовлетворения клиента). Правило сегодняшнего дня – организованность должна опережать масштабы бизнеса.
hifiNews.RU: С проблемами какого плана чаще всего сталкиваются российские логисты?
А.С.: Для логистических компаний основная проблема – нехватка квалифицированных кадров, а также недостаточное внимание к данной отрасли экономики со стороны государства.
Для специалистов в сфере логистики сложность - отсутствие отраслевых ориентиров в повышении эффективности своих предприятий и недостаточное внимание со стороны руководства компаний.
Логистика в большинстве фирм считается затратной сферой. Пока все же акцент делается на маркетинг, сбыт, продажи. Руководители еще не дошли до понимания того, что логистика снижает затраты и повышает качество обслуживания клиентов (отсутствие претензий к срокам и качеству поставок); т.е. в конечном итоге, именно ее применение ведет к повышению продаж и увеличению прибыли.
hifiNews.RU: Какие Вы видите пути достижения конкурентоспобоного рынка в России?.
А.С.: Я приведу такие цифры, по среднестатистическим данным: до 60% оборотных активов производственных предприятий «заморожено» в запасах, а прирост транспортно-заготовительных и складских расходов существенно опережает прирост объемов продаж (в процентном соотношении).
В России с увеличением торгового оборота и масштаба фирмы, как правило, наблюдается непропорционально высокий рост транзакционных издержек. Около 25-30% цены товара в России составляют затраты на движение товара по цепи поставок (для сравнения, в Германии – 9-10%, в Великобритании – 8%). И дело не только в больших расстояниях. Нужно не забывать, что сокращения львиной доли затрат можно добиться просто организационными методами.
hifiNews.RU: Каким образом достигается необходимый уровень доверия между логистическими компаниями и их потенциальными клиентами, в частности, на Hi-Fi рынке (т.к. стоимость аппаратуры очень высока)?
А.С.: Секрета здесь никакого нет: четкое разделение ответственности, ориентация партнеров на долгосрочное сотрудничество и конечный результат. И не надо забывать страховать грузы.
Оставить комментарий