Коллективное принятие решений
О конференции "Ситуационные центры 2008", ежегодно проходящей в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, рассказывает его директор Александр Николаевич Данчул.
Создание и распространение ситуационных центров было вызвано постоянно увеличиваюшейся степенью неопределенности задач управления, решаемых в органах государственной власти и крупных корпорациях, их высокой динамичностью, сложностью, многоаспектностью. В этих условиях стремление человека избежать ошибок при принятии ответственных управленческих решений, его интеллектуальные возможности могут войти в противоречие со сложностью переработки значительных объемов информации. Основные пути преодоления этого противоречия – расширение круга лиц, участвующих в процессе выработки и принятия решений, и использование современных информационно-аналитических и аудиовизуальных технологий поддержки их деятельности.
Ситуационный центр – это сложная организационно-техническая система, которая ведет к принятию управленческих решений и поддерживает их. Это современный высокотехнологичный инструмент управленческой деятельности, позволяющий наиболее полно и оперативно представлять органам управления информацию о сложившейся ситуации, прогнозировать возможные сценарии ее развития, оперативно подготавливать возможные альтернативные варианты управленческих решений и оценивать их возможные последствия.
В настоящее время создана и быстро развивается система ситуационных центров органов государственной власти. Управленческая деятельность с использованием этих ситуационных центров основана на следующих принципах:
- непрерывный мониторинг и моделирование протекающих процессов, прогнозирование сценариев развития ситуаций;
- визуализация управленческих ситуаций и определение причинно-следственных связей анализируемых событий;
- организация коллективной выработки решений с использованием информационных ресурсов, интеллектуальных информационных технологий и средств отображения информации;
- обеспечение оперативного синтеза альтернативных решений.
Для того чтобы государственные служащие могли ознакомиться с современными управленческими и информационно-аналитическими технологиями, в 2004 году в РАГС был создан учебно-исследовательский ситуационный центр. Опытная эксплуатация первой очереди центра обеспечивала возможности коллективной работы только локальных пользователей (группа из 20 студентов, преподаватель и режиссер) с применением средств отображения информации коллективного пользования – видеостены из четырех кубов и интерактивной доски. Это был первый и в то время единственный за пределами США ситуационный центр в открытом учебном заведении. В 2006 году началась опытная эксплуатация второй очереди с возможностью подключения к работе в СЦ РАГС удаленных пользователей: участников видеоконференций и экспертов, взаимодействующих с СЦ с помощью веб-технологий.
Став участником системы видео-конференц-связи, ситуационный центр РАГС может принимать и одновременно отображать на видеостене видеосигналы (с аудиосопровождением) от двух участников видеоконференции. Кроме того, с двух видеокамер, установленных в СЦ РАГС, участникам видеоконференции может быть передано изображение на видеостене или изображения участников обсуждения, проходящего в СЦ, причем также с аудиосопровождением. Для обеспечения проведения видеоконференций была установлена система управления работой оборудования и введено автоматизированное рабочее место администратора.
Ситуационные центры одновременно работают как системы поддержки принятия управленческих решений (Decision Support System) и как презентационные центры (Presentation Center). Для определения оптимального сочетания этих функций при создании учебно-аналитических задач были выявлены три фундаментальных преимущества ситуационных центров при поддержке коллективных действий по решению управленческой проблемы по сравнению с традиционными технологиями.
Во-первых, одновременное отображение результатов последовательно выполняемых этапов решения управленческой проблемы, – это постановка проблемы, разработка модели, генерация варианта управленческого воздействия и анализ результатов моделирования с учетом этого воздействия. Возможность видеть и оценивать не только конечный, но и промежуточные результаты позволяет быстрее и обоснованнее определить этап, нуждающийся в дополнительной проработке.
Во-вторых, это одновременное отображение результатов анализа последствий альтернативных решений управленческой проблемы. Если при использовании одной и той же модели получены результаты воздействия различных альтернативных управленческих решений, то их одновременное отображение позволяет более качественно сравнить и проанализировать присущие им достоинства и недостатки, а затем наметить новый вариант решения. Это преимущество используется при проведении занятий в СЦ РАГС в форме case studies, основное содержание которых – групповое моделирование проблемной ситуации. Устанавливаются возможные последствия в случае применения различных стратегических решений. Значение этого преимущества возрастает при использовании видеоконференций, когда одно из альтернативных решений выдвигается и моделируется микрогруппой удаленных участников.
В-третьих, поддержка распределенных действий участников решения управленческой проблемы особенно ярко проявляется на занятиях в форме деловых игр, когда у микрогрупп участников занятия дифференцированы функциональные роли. Коллективный доступ к информационным ресурсам, обмен данными между автоматизированными рабочими местами участников занятия дополняется адресной визуализацией результатов их действий в определенной зоне видеостены. С внедрением портала ситуационного центра открываются новые возможности поддержки распределенных действий.
В настоящее время разработаны, прошли опытную эксплуатацию и внедрены в учебный процесс следующие учебно-аналитические задачи:
- деловая игра "Социальное развитие региона Российской Федерации";
- "Динамика развития" ("Макроэкономическая модель краткосрочного и среднесрочного прогнозирования экономического развития региона)";
- "Корректировка избирательной кампании по динамике мотивационного профиля электората";
- "Aнализ управленческой проблемной ситуации";
- "Демографический кризис в России и пути его преодоления";
- "Aнализ стратегии социально-экономического развития и безопасности региона";
- "Aнализ международного конфликта".
Другие учебно-аналитические задачи находится на различных стадиях разработки.
Опыт эксплуатации СЦ РАГС привел к уточнению понятия учебно-аналитической задачи как совокупности программного, информационного, методического и математического обеспечения учебного практического занятия в ситуационном центре по решению конкретной управленческой проблемы.
Большой объем и разнообразие форм представления информации обеспечивается в СЦ РАГС прежде всего за счет использования видеостены, позволяющей одновременно воспроизводить визуальную информацию с различных АРМ и источников видеоинформации. Для полного использования преимуществ, предоставляемых видеостеной, важно, чтобы эти формы поддерживались и специальным программным обеспечением. Особенно актуальной представляется поддержка удобного управления презентационным контентом.
Благодарим за предоставленный материал русское издание журнала InAVate
На страже жизни и здоровьяНа службе у мирного атома||
Оставить комментарий