Обсудить на форуме

Копируем культурно

Появление первых компьютерных приводов, позволяющих самостоятельно записывать CD, вывело процесс записи аудиоданных в домашних условиях на принципиально новый уровень. Последующее значительное удешевление матриц для записи (т.н. "болванок") с 30 долларов до 30 центов, сделало этот способ копирования фонограмм очень популярным. Но почему же звучание "болванки" может отличаться от оригинала? И в не лучшую сторону. Причем это наблюдается не только на дорогих хай-энд алтарях. Почему может различаться звучание двух разных болванок? Несмотря на бравые дилетантские возгласы о "цифре", являющейся таковой даже в "Африке", копирование аудиоданных требует внимательного отношения к себе. Не побоимся этого слова - культуры копирования...

Во-первых, по сравнению с обычными алюминиевыми дисками, поверхность CD-R обладает более низким коэффициентом отражения. У многих старых CD-проигрывателей, не адаптированных к этим носителям, попросту не хватает мощности лазера и применяемой системы исправления ошибок для корректного считывания информации. "Болванка" либо не читается вообще, либо воспроизведение сопровождается неприятными потрескиванием и щелчками. У CD-RW этот коэффициент отражения еще ниже, поэтому мы не рекомендуем этот носитель для прослушивания несжатых аудиоданных. Во-вторых, даже если воспроизведение CD-копии не сопровождается явными артефактами, слушателю копия может просто не понравится. "Сухой звук", "плоский бас", "зажатый верх" - это описания джиттера (т.е. временных ошибок, возникающих на этапе преобразования цифровых данных в аналоговую форму сигнала) типичной неряшливо сделанной CD-R.

Сами "болванки" бывают от разных производителей, причем, например, под брендом TDK может оказаться как вполне качественная матрица, так и весьма посредственная. Поэтому прежде чем приступить к тонкостям собственно процесса копирования, нужно определиться с выбором матрицы. Не стоит уделять большое внимание надписям for audio на обложке некоторых CD-R. Эти "болванки" не являются каким-либо образом адаптированными к аудиозаписи. Просто-напросто в их стоимость заложены отчисления музыкальным концернам, которые, как известно, места себе не находят, видя как легко поддается тиражированию их недешевый продукт. Также, выбирая подходящий носитель для аудио, не стоит связываться с "лысыми", "черными" и прочими дешевыми матрицами - существует риск не только испортить звучание, но и в дальнейшем распрощаться с самой записью. Увы, со временем некоторые "болванки" перестают корректно читаться начиная с краев, постепенно приходя в негодность.

Аудиофилы мира с благодарностью вспоминают матрицы производства Kodak - им можно было доверять самые сложные музыкальные произведения. Более того, при корректной процедуре считывания данных с оригинала, иногда даже копия звучала лучше оригинала! Нонсенс на первый взгляд, однако ниже мы рассмотрим, почему это может быть возможным. К сожалению матрицы Kodak ушли из рынка, а на сегодняшний день наиболее качественные и надежные "болванки" предлагаются производственными мощностями завода Taiyo Yuden.

Вообще множество программ, благодаря которым можно узнать марку завода-производителя CD-R, однако стоя перед прилавком, по одной лишь упаковке сделать это довольно затруднительно. И только одна марка CD-R гарантированно выпускается на Taiyo Yuden. Это Verbatim Pastel. Остальные "вербатимы" могут быть сделаны где угодно, так что мы предлагаем остановиться именно на "пастелях".

Теперь переходим к специфике работы устройств для считывания/записи.
Применяемый в них принцип цифрового копирования аудиоданных без надлежащей настройки еще не гарантирует абсолютного соответствия оригиналу.
Почему же так происходит? Почему копирование, скажем, обычного массива данных не вызывает проблем по сравнению с фонограммами? Одной из причин является неспособность привода CD-ROM точно позиционировать считывающую головку на нужном секторе. Диски с обычными данными содержат информацию, позволяющую легко найти нужный сектор. Но в отличие от них, аудиодиски такой информации не содержат. А это означает, что приводы в этом случае при чтении будут иметь некое смещение. Неточное позиционирование считывания/записи даже в случае использования качественных матриц, приведет к потере либо прибавлению лишних секторов в начале трека. Как правило, это нулевые секторы тишины, исчисляемые миллисекундами, однако изменение длительности трека (при том, что его размер остался прежним) в процессе преобразования сигнала в аналоговую форму, приведет к нарушению синхронизации и несоответствию с оригиналом.


Увеличить
Рис.1 Без учета смещения

Увеличить
Рис.2 С учетом смещения

Рисунки 1 и 2 показывают различие формы сигналов оригинала и CD-копии, полученной без настройки смещения привода. Вот так выполняется подавляющее число бытовых записей на CD. Несмотря на то, что считывание и запись выполнялись одним из лучших компьютерных рекордеров TEAC CD-W540E, на рисунках можно увидеть изменение формы сигнала по отношению к оригиналу. В данном случае величина смещения составила 656 сэмплов, что по времени составляет 656/44100 = 0,014875 секунд или 14,875 миллисекунды. Величина на первый взгляд пустяшная, но временные отклонения формы, преобразованного в аналог сигнала, вызваны именно ею.

К счастью, для приводов CD-ROM, это смещение - величина постоянная, так что ее можно скорректировать. На сегодняшний момент существует программа под Windows, которая позволяет осуществить настройку величины смещения CD-приводов. Она называется EAC - Exact Audio Copy (здесь и далее, частично будут приведены материалы из русскоязычного руководства по ЕАС, находящегося по адресу www.eac.h12.ru). Кроме того, по сравнению с большинством других аудиоэкстракторов, EAC считывает все секторы, по крайней мере, дважды (другие грабберы считывают один раз), что значительно повышает уровень распознавания ошибок. При возникновении ошибки EAC перечитывает аудиоданные до 82 раз, чтобы все-таки получить верное значение. Если же и после 82 попыток данные не удается считать, EAC сообщает об ошибке и выдает ее точное местонахождение, благодаря чему можно самостоятельно прослушать соответствующий участок и определить, слышны в музыке артефакты или нет.

ЕАС - достаточно многофункциональная программа. В нее входят и поддержка внешних и внутренних кодеров MP3, VQF, RA и AAC для сжатия после извлечения трека, и запись CD и совместимость с локальной базой CDDB, но сейчас мы хотели бы подробно рассмотреть именно основные моменты корректного считывания аудиоданных на жесткий диск.


Увеличить

Увеличить
Рис.3 Exact Audio Copy Рис.4 EAC options

ЕАС бесплатна и не требует специальной процедуры установки. После запуска программы вниманию пользователя будет представлен интерфейс (см. рис. 3). В современных версиях ЕАС существует мастер настроек, однако опытные юзеры предпочитают подобными процедурами заниматься самостоятельно.

Чтобы настроить свой CD-привод, из меню выберите EAC Options... или нажмите F9. Многие полезные настройки уже установлены по умолчанию, но некоторые необходимо внести самому пользователю.

В закладке Extraction найдите опцию Error recovery quality (по умолчанию: Medium). (Рис. 4). В программе существует три уровня коррекции ошибок, отображаемых числом рядов на экране ошибок окна экстракции. Эта опция указывает, сколько попыток чтения будет производиться. Для максимального качества извлекаемых треков ее лучше установить на High. По умолчанию, во время работы ЕАС блокирует лоток CD-ROM. Чтобы не возникло проблем с доступом к диску при зависании программы, лучше будет снять флажок с опции Lock drive tray during extraction.

Настройка CD-ROM


Увеличить
Рис.5 Extraction Method

Из меню EAC выберите Drive Options... или нажмите F10. Появится сообщение, предупреждающее о возможных неполадках в случае неправильной настройки привода CD-ROM. Не забудьте удостовериться, что выбрали нужный привод (если у вас их несколько) по имени, отображаемому в заголовке основного окна. Для простоты настройки мы рекомендуем считывание и запись аудиоданных производить одним устройством. В закладке Extraction Method выберете режим Secure modes - Secure mode with following drive features. (Рис. 5). В этом случае извлекаемое аудио будет считываться с верификацией (проверкой), и при возникновении ошибки EAC попытается исправить ее. В закладке Drive, опция Swap channels поможет поменять местами левый и правый каналы, если у CD-ROM они перепутаны. А в случае активации Spin up drive before extraction, данные будут считываться, только когда диск наберет соответствующие обороты. Дело в том, что некоторые приводы передают данные уже во время набора оборотов. Это может привести к проблемам в начале извлечения, избежать которые и призвана данная опция.



Увеличить

Увеличить
Рис.6 Offset/Speed Рис.7 Writer

Следующая закладка Offset/Speed - самая важная. (Рис. 6). Чтобы получить искомое значение смещения, необходимо в закладке Writer выбрать функцию Create Offset Test CD. (Рис. 7). Для этой цели нужно будет пожертвовать одной "болванкой". После изготовления тестового диска, следует оставить его в дисководе и в закладке Offset/Speed выбрать функцию Detect Read Sample Correction..., спустя некоторое время программа отобразит значение смещения, которое нужно сохранить, нажав Apply.

Закладка Gap Detection определяет один из трех методов, которым будут определяться межтрековые паузы. Метод A - самый быстрый, а метод C - самый медленный, хотя это не всегда так. Можно поэкспериментировать с различными методами, разумеется, не забыв выставить точность определения пауз на Secure. (Рис. 8).

Сохранение треков на жесткий диск


Увеличить
Рис.8 Cap Detection

Для этого необходимо выделить нужные треки и нажать F5. Exact Audio Copy выведет окно Save Waveform, после чего сохранит треки в выбранную пользователем папку. В процессе извлечения ЕАС отображает состояние процесса в окне Extracting Audio Data (рис. 8). Вверху этого окна отображается извлекаемый трек. Track Progress показывает состояние текущего трека. Time - текущее время, а Est. Time - оставшееся время до окончания операции. Total Progress показывает ту же информацию для всего процесса считывания в целом. Поле Error correction отображает число повторов чтения, которое производит EAC. Более подробная информация о том, как его интерпретировать - ниже. Поле Status показывает дополнительную информацию, например, возможные ошибки чтения. После завершения процесса извлечения, появится окно Status and Error Messages со значением Peak level - наивысшим цифровым уровнем сигнала в извлеченном треке. Он не обязательно должен составлять 100%, поскольку многие фонограммы записаны не под 0 дБ. О качестве поверхности диска говорит значение Track quality. Если оно меньше 100%, это не означает, что трек был извлечен с ошибками. Для достижения точности извлечения, EAC перечитывает определенные аудиосекторы несколько раз. При каждом таком повторном считывании значение Track quality уменьшается, но это не означает, что снижается качество извлечения. До тех пор, пока Exact Audio Copy не сообщает об ошибках в окне Status and Error Messages, извлеченные треки являются побитной копией оригинала. Track quality следует рассматривать как физическое качество самого CD, а не извлеченных данных.

Работа с ошибками


Увеличить
Рис.9 Extracting Audio Data

Если возникает ошибка чтения, EAC предпринимает действия по перечитыванию аудиосектора 16 раз. Если 50% повторных считываний дают одно и то же значение, вероятность того, что данные неверны, минимальна. В этом случае EAC использует эти сэмплы и продолжит работу. Если же после 16 повторных считываний не удается получить удовлетворительный результат, EAC проведет еще одну серию из 16 считываний, и так пять раз, общим счетом до 80. Информация о повторных считываниях отображается в окне Error correction, состоящем из пяти рядов по 16 темно-красных блоков. (Рис. 9). Каждый такой блок, меняя свой цвет на светло-красный, отображает повторное считывание. Если сектор не удастся прочесть даже после пяти серий по 16 считываний, этот участок отмечается как ошибочный. Предупреждение There were errors означает, что извлеченный трек не является побитно точной копией. Щелкнув на кнопке Possible Errors внизу окна Status and Error Messages, можно увидеть все сомнительные позиции трека. Нажав на Play, можно послушать участок с ошибкой и решить, заметны или нет на слух артефакты. Для удаления возможных щелчков существует опция Glitch Removal, но пользоваться ею нужно осторожно - из фонограммы будет удалено все, что программа сочтет за щелчок.


Запись музыкальных CD

Скопированные файлы теперь можно отправлять на запись, причем ее можно осуществить как в среде ЕАС, так и любой другой популярной программой с более удобным интерфейсом вроде Nero или Feurio. Процесс подготовки к записей особых тонкостей не содержит. Главное, не забыть выставить опцию Disc-At-Once, удалив 2-секундные паузы между треками, которые программа устанавливает по умолчанию. Что касается скорости записи, мнения пользователей разделились - одни считают, что качество записи выигрывает при записи на минимальныо возможных скоростях привода, другие говорят - что на максимальных. Этот момент действительно зависит от марки привода. Мы рекомендуем сделать несколько копий и оценить оптимальную скорость записи своего привода самостоятельно.

После окончания записи можно сравнить оригинал и копию побитово. Для этого нужно выбрать любой трек полученной копии, и с помощью ЕАС записать его на жесткий диск повторно. Затем в меню Tools выбрать функцию Compare WAV's... и указать сначала WAV-файл оригинала, а потом - WAV-файл копии. При корректном процессе копирования и записи CD-R программа не должна выводить сообщения о недостающих (missing) либо лишних (repeated) сэмплах.

И напоследок расскажем, как можно узнать производителя матриц в среде программы ЕАС. Необходимо поместить "болванку" (причем неважно - пустую или с записью) в пишущий привод и выбрать в меню Tools опцию Write CD-R, и далее в разделе CD-R нажать процедуру Display CD-R Information. Теперь все карты матрицы раскрыты...

Евгений Домрачев



Оставить комментарий





||


Главная страница > HI-FI Профи > Аналитика > Копируем культурно