Обсудить на форуме

Регресс

Последние «послевыборные» события в Украине, названные «помаранчевой революцией», без сомнений, произвели кардинальные изменения рынка телевизионной техники и рынка электроники в целом.

Сейчас приходится говорить о рынках техники до и после событий как о двух системах, функционирующих по совершенно разным принципам. Точку отсчета в развитии внутреннего рынка электроники можно обозначить 1996 годом. До этого времени приходится говорить скорее об отдельных разовых поставках техники. Именно в 1996 году в Украине основаны представительства Samsung, LG . Тогда же начинает развиваться SKD-бизнес телевизоров (завоз телевизоров в разобранном состоянии с дальнейшей сборкой «на месте»). Восемь лет прошли очень динамично. Произошла не одна реформация, изменились основные игроки (вспомним сеть-гигант “New Wind”, имевшую около 50 магазинов).

Активное развитие получил опт. На нём выросли лидеры современного рынка. Опт означал формирование крупными компаниями стоков в Украине и последующую перепродажу продукции через региональных субдилеров местным магазинам.

Первоначально руководство головных офисов почти не занималось целенаправленным поиском партнеров в регионах. Хватало открытия склада, с которого уже местные торговцы могли получать технику. По таким схемам мы продолжали работать шесть лет. Укреплялась финансовая мощь грандов современности – «Фокстрот», «Домотехника», «МWМ». Отдельно стоит упомянуть российскую компанию «Эльдорадо», которая начала вести себя слишком агрессивно, интенсивно применяя демпинговую политику.

Украинская сторона, на государственном уровне была вынуждена ввести протекционистские меры, в результате чего сеть «Эльдорадо» стала закупать товар исключительно на внутреннем рынке Украины для перепродажи. По сути дела, под каждым из крупных операторов рынка была целая пирамида из субдилеров и конечных розничных продавцов. Однако вскоре эти крупные игроки начали создавать собственную розницу в городах Украины. Их финансовая мощь давала возможность построить огромные помещения и обеспечить широчайший выбор продукции, создавать магазины разных форматов. Местные магазины не выдерживали конкуренции и разорялись, в то время как приходящие гиганты приближались к монопольному статусу.

Переход к самостоятельной торговле в регионах интенсифицировался в 2003 г. и продолжается в 2004 г. на пике. По всем прогнозам темпы развития самостоятельной розничной торговли в регионах компаниями-гигантами должны продолжаться ещё два-три года. Но строительство сети из десяти-пятнадцати крупных магазинов требует больших «товарных остатков» - как минимум, на миллион или полтора миллиона долларов на каждый магазин. Плюс столько же должно уже быть в дороге. А это требует колоссальных денежных вложений. В итоге, кроме жесточайших условий конкурентной борьбы в ценовом диапазоне, местные ритейлеры испытывают и проблемы с получением товара. Таких небольших компаний в Украине порядка ста. Каждый старается выжить благодаря репозиционированию, уходу в продажу портативной, цифровой техники, каким-либо другим вариантам.

Еще одной важной характеристикой бизнеса техники было кредитование со стороны поставщиков из Южной Кореи – Samsung и LG. Именно благодаря кредитам корейские компании смогли занять ведущие позиции на украинском рынке, отвоевав львиную его долю у японцев, работающих по предоплате. В свою очередь оптовики раздавали технику в кредит и региональным ритейлерам.

«Бархатная революция» все перевернула. Южная Корея перестала давать кредиты и попросила оплатить все кредитные обязательства. Кредитная цепочка рухнула. Ритейлеры, как правило, не в состоянии сразу оплатить полученную технику, оптовики должны расплачиваться и за себя и за региональных ритейлеров. Революция вскрыла весь негатив в системе. Уже начались выяснения, кто и как потратил кредитные средства.

Более того, сейчас движение импортной техники и комплектующих в Украину со стороны Южной Кореи приостановлено. Это касается всех ведущих оптовиков. Через некоторое время, после распродажи складских остатков, образуется вакуум. Если такая ситуация затянется, соотношение спроса и предложений изменится. Техника начнет расти в цене, причем в счет прибыли. Крупные оптовики и корейские производители недополучат миллионы долларов. Зато выиграют мелкие оптовики, импортирующие продукцию за свой счет или имеющие специальные кредитные условия – им легче не приостанавливать своей деятельности. Кстати, в первую очередь пострадают розничные продавцы восточных регионов. В западной Украине много небольших фирм, импортирующих товары из Восточной Европы, например, Чехии. И сейчас они также смогут увеличить прибыли от продаж и в какой-то мере насытить местный рынок.

В целом можно констатировать, что все игроки рынка с нетерпением ждут окончания выборов. Но нормализовать обстановку – вернуть рынок на круги своя, если и удастся, то не сразу. Снова придется убеждать всех в стабильности. Отношения оптовиков и розничных продавцов станут более жесткими, также как и отношения оптовиков с производителями. Рискну предположить, что не последнюю роль сыграет и то, какого курса будет придерживаться новая власть, какой кредит доверия она получит со стороны международного сообщества, в частности, со стороны стран-импортеров.

Константин Зарубин, коммерческий директор Digital Device Ukraine



Оставить комментарий





||