Именно так с заглавной буквы в слове Техника и следует говорить сегодня, когда мы начинаем разговор о том, явлении, что называется телевидение. Когда-то давным-давно, в далекие теперь пятидесятые фантаст Артур Кларк сказал, что технология для прошлых поколений всегда выглядит как чудо. Мы сегодня находимся на той грани развития технологий телевидения, когда HD – высокая четкость, для основной части населения страны не, что иное, как чудо. Только вот, я бы сказал «заграничное чудо», потому как, почти все, более или менее развитые страны на планете на HDTV уже перешли, а мы к нему только идем.
При этом производители техники производства телепрограмм, телевещания и телеприема делают нашим телевизионщикам такие заманчивые предложения, от которых порой трудно отказаться. Собственно, само по себе высокочеткое телевещание ничего не дает производителю программ и вещателю, точнее не приносит сегодня каких-то невероятных дивидендов, а лишь поднимает статусность его положения. Может быть, именно в этом и кроется секрет, столь холодного отношения российских властей, к высокой четкости. Да сегодня мы имеем пулл общефедеральных каналов, который имеет ареал вещания на большей части страны, и перевод производства этих каналов не составляет большого труда и денег, но вопрос не в производстве, а в технике передачи сигнала.
Сеть ретрансляторов эфирного телевидения страны столь стара, что для перевода на высокую четкость требуется смена всех компонентов системы, а вот это совсем уже недешево. И что толку правительству, оттого, что 10 процентов населения, которая уже купила себе телеприемники с возможностью просмотра HD и имеет возможность его смотреть, что толку оттого, что к ним через пять лет присоединиться еще 10 процентов, основное население России как смотрело кинескопное ТВ «SECAMовского» разрешения, так и будет. А потому процесс идет медленно, и правительство России, имея на руках план «Россия 1080» вовсе не спешит переводить вещание даже просто с аналогового на цифровое, а Д. Медведев, о цифровом телевидении в 2012, говорит неопределенно, типа «вполне возможно». Ну не те задачи нынче стоят перед страной.
Однако, те экспоненты, что приезжают на выставку CSTB вовсе не ставят своей целью «захват» центрального телевидения, их сфера интересов коммерческие каналы, а здесь прорыв ужу начался. Однако ми коммерческое телевидение ощутит переход на высокую четкость лишь по кабелю и спутниковым каналам, но никак не в вещательном радиоэфире. С декабря в техническом режиме идет вещание «НТВ-Плюс HD», отлаживается технология вещания и принимается решение о том, какой же из HD-ресиверов принять на вооружение в массовом масштабе. И так как производителей подобной техники приема в целом не так много, а на российском рынке присутствует вообще считанное количество поставщиков, то выбор действительно не прост. Руководство «НТВ-Плюс» обещает принять решение и дать рекомендации своим зрителям аж, в апреле этого года!
Немного проще операторам кабельных сетей, в обоих столицах уже сейчас действует немало сетей, которые могут передавать HD сигнал по кабелю, но лишь немногие пока решились его передавать. Из монстров кабельного ТВ, в Москве, на HD пока не перешел никто, однако о начале высокочеткого вещания уже в этом году заявляют и STREAM-ТВ, Центел, Okado, и некоторые другие.
Собственно кабельные сети тормозит как раз таки техника производства HD-программ, потому, что практически все кабельные сети, вещающие в цифровом стандарте DVB-C, и обеспечивающие гарантированное подключение абонента со скоростью 100 Мбит/с, способны без особых технических проблем передавать программы HDTV. Остается лишь прикупить репортажную и студийную технику съемки, и монтажную для работы с форматом 1080i. А это стоит очень и очень недешево для относительно небольших сетей. Конечно можно «гнать по проводу» чужой контент, но как правило кабельщикам этого мало.
Однако развитие телевизионного рынка сегодня идет не только по вышеперечисленным уже знакомым платформам, но и начинает осваивать такую, пока еще экзотическую, как мобильное телевидение. С одной стороны к этому подталкивает бурная популярность среди населения мегаполисов «навороченной» мобильной техники, с другой стороны популярность мобильного контента, торговля которым стала уже вполне самостоятельным и состоявшимся видом бизнеса, и подступающие новые стандарты связи, как например сети 3G. К тому же в мобильном телевидении очень заинтересованы операторы мобильной связи как в возможности увеличить упавшую в последнее время доходность своего бизнеса.
Конечно же, новая технология вещания вызовет необходимость в приобретении специальной технике производства мобильного телеконтента. Только на первый взгляд может показаться, что меньшее разрешение экранов мобильных телефонов упрощает задачу производителям программ, на самом же деле задача многократно усложняется, так как приходиться эффективно использовать каждый пиксель экрана. Уже сегодня на рынке техники производства телепрограмм предлагаются специальные камеры и студии по монтажу именно мобильного контента.
Отдельной строкой бюджета мобильных операторов скоро станут интерактивные развлечения на основе мобильного телевидения. Фильмы и музыкальные клипы под заказ, игры, в которых партнером выступает сервер мобильного оператора, реклама, и многое другое, что еще грядет за мобильно-телевизионным бумом требует соответствующего программного обеспечения. А вслед за мобильным телевидением отдельной услугой и классом контента придет и интерактивное мобильное цифровое радио. Одним словом телевидение еще будет нас удивлять.
Оставить комментарий