Увидев в открывшихся 2 декабря первых российских магазинах германской сети Media Markt необычно дешевые плазменные телевизоры Panasonic, российские торговцы бытовой техникой были вне себя от возмущения. И, забыв о конкуренции между собой, “Эльдорадо”, “М.видео”, “Связной”, “Техносила”, “Мир” и “Евросеть” принялись обвинять поставщика плазменных панелей — Matsushita — в подрыве их бизнеса и поощрении серого импорта. Они даже объявили японцам бойкот.
Ультиматум не был подкреплен ни одним документом с таможни или, скажем, актом об изъятии милицией незаконно ввезенной японской техники. Как тут не сделать очевидный вывод: российские ритейлеры просто пытаются принудить поставщиков быть пожестче с новым сильным игроком. Подобная тактика уже однажды приносила успех “аборигенам” — правда, лишь относительный. Пять лет назад, когда объявила о выходе на российский рынок сеть Metro Cash & Carry (сеть дискаунтеров Media Markt / Saturn, кстати, тоже входит в Metro Group). Тогда “Перекресток”, “Седьмой континент” и “Копейка” пригрозили бойкотом отечественным поставщикам, если те дадут слишком большие скидки “западному агрессору”. Поставщики, помнится, уступили. А что толку? Metro и без суперскидок быстро оказалась в тройке лидеров рынка.
Вряд ли совмеcтные действия российских конкурентов помешают и экспансии Media Markt, которая объявила, что цены в ее магазинах будут до 40% ниже, чем у любой другой сети. Правда, такие скидки Media Markt дает лишь на так называемые индикаторные позиции. Вышеупомянутые панели Panasonic TH42PA60E действительно стоили вызывающе мало — на 15 000-17 000 руб. дешевле, чем у конкурентов. А вот телевизоры Toshiba 37 WL66 R стоили дороже, чем, например, в “М.видео”, — 59 999 руб. против 54 890 руб.
“У нас иная бизнес-модель, чем у российских сетей”, — объясняет генеральный директор OOO “Медиа-Маркт-Сатурн” Збигнев Здулечны. Каждый из магазинов сам выстраивает ассортиментную матрицу и управляет ценообразованием. Вполне может быть, что Мedia Мarkt на проспекте Вернадского в дальнейшем решит поражать посетителей низкими ценами на утюги, а тот, что на улице Правобережной, — на телефоны. Другое преимущество — площадь магазинов и широта ассортимента. В Мedia Мarkt на Вернадского на 8000 м2 выставлено 45 000 наименований. Для сравнения, гипермаркеты электроники “Это” имеют площадь 5000 м2, в них представлено до 30 000 наименований товаров. Вы куда бы предпочли поехать в выходные?
Но российским сетям, похоже, не до подобных нюансов. “Надо помогать отечественному ритейлу. Во всем мире национальные сети — предмет для гордости”, — говорил на пресс-конференции вице-президент “М.видео” Александр Зайонц. Но помогать чем? Платить за те же товары больше? Вот еще! “Почему, когда мы открываем три новых магазина, это не вызывает такого ажиотажа, как два немецких?” — вторил коллеге из “М.видео” президент и владелец “Эльдорадо” Игорь Яковлев. Так, может, с рекламой у российских ритейлеров что-то не то?
“Эльдорадо” приступила к активным действиям еще за неделю до открытия Media Markt. По городу ездили грузовички с рекламой, сообщающей о 50-процентной скидке в связи с наступающим днем рождения компании. 2 декабря они курсировали на подъездах к Media Markt. Но народ все равно валом валил к немцам.
Для российской шестерки Media Markt страшнее, чем Metro для владельцев супермаркетов. Вся первая десятка торговых сетей не занимает и 10% розничного продуктового рынка России (в 2005 г. он составил $141 млрд). Есть еще куда расти, не сталкиваясь лбами. А рынок техники примерно $26 млрд, он стагнирует, и конкуренция на нем куда жестче. На долю шести крупнейших сетей приходится более половины всех продаж. Media Markt, конечно же, доставит им немало хлопот. Но было бы странно думать, что кому-то из российских потребителей это может не понравиться.
Оставить комментарий