По данным AccuStream, за 2005 год видеопотоки увеличились на 50%. Comscore утверждает, что средний зритель просматривает в онлайне по 100 минут видео в месяц. По расчетам YouTube, каждый день на этом сайте просматривается более 70 млн видеоматериалов. IDC предсказывает, что доход от онлайновых видеосервисов к 2010 году составит $1,7 млрд, по сравнению с $230 млн в 2005 году.
С технологической точки зрения буму онлайнового видео сильно способствовало появление Flash Player – эта несложная бесплатная программа позволяет легко и быстро загрузить видеоконтент и просмотреть его, не обзаводясь дополнительными специальными приложениями. В сети есть не только масса сайтов, где можно посмотреть "движущиеся веселые картинки", но и подробные инструкции для создания, размещения и распространения видеороликов.
Вместе с тем, аналитики отмечают, что качество онлайновой видеокартинки пока уступает телевизионной и что сохраняются трудности с переводом видеоматериалов с компьютера на телеэкран, где большинство пользователей привыкло смотреть видео. У Intel есть полупроводниковая платформа Viiv для видеообмена между компьютером и бытовой электроникой, у AMD тоже есть похожий чип под названием Live – но пока это не полноценные продукты для "цифрового дома". Самой большой проблемой для обмена видеорядом между разными устройствами может стать специальное программное обеспечение, запрещающее копирование цифрового видео в целях защиты авторских прав (digital rights management software, или DRM).
Технологические проблемы преодолимы. Важнее, что вопросы о наиболее жизнеспособных бизнес-моделях в этой области далеко не сняты. Пока онлайновое видео – лишь экспериментальный бизнес. Однако некоторые примеры удачных экспериментов уже есть.
Прежде всего, онлайновое видео – это путь традиционных медиа-компаний, таких как ABC, CBS и NBC, к цифровой дистрибуции своей продукции. Они могут создавать собственные интернет-ресурсы для трансляций или заключать партнерские соглашения с уже существующими видеоресурсами. Примером может служить сотрудничество YouTube с NBC и Guba – с Sony Pictures Home Entertainment и Warner Bros.
Главное отличие онлайновых видеотрансляций от телевизионных – снятие ограничений. Никакой привязки ко времени – любимый ролик можно загрузить в любой момент, а не только тогда, когда он обозначен в сетке вещания телеканала. Никаких пространственных барьеров – можно посмотреть видео на ПК, на PDA, на смартфоне или на iPod в любом месте. А для рекламодателей – никаких фиксированных размеров ролика. Его длина может составлять как 30 секунд, так и десять минут. И никакой иерархии – ролик не транслируется в жесткой связке с другими внутри рекламного блока, а просто размещен в интернете, где каждый может увидеть его в любое время.
Это прекрасно – потому что онлайновые зрители, как оказалось, любят смотреть рекламу! К такому заключению пришел глава Google Video Питер Чейн. Этот же вывод подтверждают исследования Online Publishers Association – две трети постоянных зрителей онлайнового видео, опрошенных ассоциацией, заявили, что смотрели и рекламу. Причем 44% тех, кто ее видел, предприняли в результате просмотра какие-либо действия: как минимум, зашли на сайт рекламодателя, как максимум – совершили покупку.
Такой любовью к рекламе грех не воспользоваться. Интернет-компания Revver разработала технологию, позволяющую вставлять рекламный ролик в конец видеоматериала, так что они становятся единым блоком. Пользователи, создавшие и разместившие видео, к которому привязывается реклама, отслеживают количество просмотров и получают свою долю доходов с каждого просмотра. Другая компания, DAVE.TV, готова предложить размещение контекстной рекламы рядом с просматриваемым роликом – и тоже поделиться доходами с создателями видео.
Эксперты предсказывают синергию онлайновых и телевизионных трансляций – например, спортивных. Зритель смотрит, скажем, футбольный матч по телевизору. А рядом стоит компьютер, с помощью которого он может пересмотреть любой момент матча на специальном сайте, не удовлетворяясь качеством повтора на телекартинке. Другой вариант – просмотр анонса фильма по лэптопу на сайте телеканала, чтобы решить, стоит ли смотреть его по телевизору. В обоих случаях рекламодатели могут атаковать зрителя со всех сторон, важно только выбрать правильную модель размещения рекламы.
Но можно пойти более изощренным путем, чем простая продажа рекламы. Телекомпании, превращающие свои программы в интернет-контент, создают вокруг них целые сообщества поклонников. Так поступила ABC со своим шоу "Затерянные" (Lost). Сотни сайтов и чатов уже посвящены этому телепроекту, и создатели шоу не намерены упускать контроль этого явления. Они подогревают интерес к "Затерянным", выпуская книги, написанные якобы персонажами шоу. Они даже зарегистрировали компанию с названием, упоминавшимся в проекте, и провели от ее имени фиктивную рекламную кампанию. Все это – части сложной маркетинговой стратегии, сочетающей затратные и прибыльные мероприятия. Прибыльной в этом случае может стать продажа фирменной атрибутики – начиная от рингтонов и картинок для рабочего стола ПК и заканчивая футболками и кепками. Некоторые компании также практикуют разработку видеоигр, основанных на телепрограммах, которые можно назвать культовыми. При этом целостность стратегии уводит маркетологов от привычного разделения бюджета между разными медиа и заставляет их формировать единую среду взаимодействия с аудиторией по разным каналам.
Оставить комментарий