Только не проекторы…
     У любителя кино не так уж много возможностей добиться изображения, сходного с тем, какое можно увидеть в современном кинотеатре, где зрители шуршат пакетами с чипсами, звонко щелкают банками с пивом и почему-то сопровождают каждый поцелуй, показанный в фильме, злорадным гоготом. Только поэтому многие предпочитают оставаться дома в мягком кресле перед небольшим экраном, сжимая в руке пульт управления AV-ресивером или DVD-плеером и радостно ощущая ветерок от сабвуфера, слегка дующий по ногам.
     Сейчас технический прогресс способен дать человеку всего лишь три устройства отображения видеоинформации – телевизор на электронно-лучевой трубке, новомодную жидкокристаллическую или плазменную панель и проектор. Все возражения по поводу двух первых приборов известны давно – так, корпус ТВ слишком громоздок для чересчур маленького экрана, цена панели напоминает стоимость самолета средних размеров, ну, а проектор… комната с проектором слишком похожа на настоящий кинотеатр, что часто и определяет выбор потребителя.
Просто ли выбрать?
     Сейчас на российском рынке можно встретить почти 270 моделей проекторов от двух десятков производителей в ценовом диапазоне от $1200 до $68000. Разумеется, более или менее приличные кинотеатральные аппараты, а они дороже презентационных, которые можно увидеть почти в любом офисе, стоят $4000 – $6000. Вот и первый повод для некоторого раздумья.
     Дальнейшее изучение сводных таблиц выпускаемых моделей и журнальных статей усугубляет возникшее недоумение. Дело в том, что критериев выбора проекторов для домашнего кинотеатра ровно столько, сколько существует покупателей и продавцов.
     Наиболее важные различия вызваны использованием двух (на самом деле, их немного больше) технологий – DLP и LCD. DLP-технология (чип с управляемыми микрозеркалами) превосходит по важнейшим показателям LCD-технологию (управляемая ЖК-матрица), а цены на LCD-проекторы примерно на 25% ниже.
     В LCD-проекторах матрице не удается полностью перекрыть световой поток от мощной лампы, поэтому DLP-аппарат воспроизводит черный цвет значительно лучше, так как зеркала чипа способны почти полностью отклонить поток света в сторону от объектива. Этим и определяется величина контрастности изображения, причем в технических описаниях иногда даже встречаются такие значения как 3500:1. Происхождение подобных чисел всегда оставалось загадкой, так как LCD-матрице никогда не удавалось достигнуть величины более 500:1, а DLP – чуть более 1000:1, да и то у самых дорогих моделей. Как показывают измерения, заявленные значения яркости (до 10000 ANSI-люмен, а в среднем 1500 – 2000) также можно смело умножать на эмпирический коэффициент 0,7. Примерно те же характеристики публикуют производители ЖК и плазменных телевизионных панелей.
     В целом правильная передача белого и черного цветов является ахиллесовой пятой технологий, использующихся в большинстве проекционных систем.
Так ли всё плохо?
     Ясно, что светотехнические параметры проекторов не способны восхитить требовательного зрителя, поэтому достаточно яркое и контрастное изображение, создающее наибольшее впечатление от просмотра кинофильма, а не презентационных квадратиков и текстов, может быть получено лишь в полной темноте. Однако современные видеопроекторы могут работать с матовым экраном при наличии некоторого освещения в комнате, но прямого света, даже электрического, не терпят. Дневной и тем более солнечный свет, падающий на экран, делает просмотр невозможным, поэтому в комнате следует предусмотреть плотные или двойные шторы, снижающие уровень посторонней засветки экрана до приемлемой величины. Если учесть, что большинство изготовителей проекторов обещает получение максимального размера диагонали экрана 300 дюймов (7,6 м), то помещение должно быть затемнено очень хорошо.
     Важным параметром является сведение растров. Известно, что проекторы воспроизводят цвета, комбинируя три луча – красный, зеленый и синий. В LCD-проекторах эти лучи идут разными путями и затем с помощью призмы сводятся в одну точку. Идеального совмещения добиться невозможно, и поэтому все границы изображенных предметов имеют цветную окантовку, что особенно хорошо видно на переходах между темными и светлыми частями изображения. В DLP-проекторах используется только один луч, который поочередно окрашивается вращающимся светофильтром в красный, зеленый и синий цвета, поэтому проблемы их сведения не существует.
     Проецируемое изображение состоит из точек (пикселей). Их заметность определяется понятием «РС-стандарт» или величиной пикселизации. Мы видим такие точки благодаря существованию границ между ними, а чем они тоньше, тем меньше заметны пиксели. Толщина границ между элементами изображения в матрице DLP-проектора составляет 0,8 мкм, а в матрице LCD-проектора – 2,4 мкм. Отсюда становится ясным, почему LCD-проектор, имеющий 1280 точек по горизонтали, стоит дешевле DLP-проектора с 800 точками. Существующие проекторы имеют разрешения по горизонтали 800, 964, 1024, 1056, 1280, 1366 и даже 1400 точек. Чем больше точек, тем меньше их заметность, но и цена проектора при этом возрастает. Так, DLP-проектор с количеством точек по горизонтали 1280 стоит около $7000. Минимального же расстояния между точками удается достигнуть с помощью уже упомянутой технологии.
     Межпиксельная решетка LCD-проекторов вдвое толще и имеет практически черный цвет, что делает её еще более заметной. Значительно уменьшить заметность решетки в подобных проекторах позволяет установка дубликаторов преломления. Это устройство оптически делит точку на четыре части и слегка раздвигает четвертинки, перекрывая их краями черное пространство между пикселями. Дубликатор преломления разработан компанией Panasonic и используется в самых дорогих моделях этой фирмы.
     Тем не менее такой дефект технологии – эффект сетки (или «сита») свести к приемлемому минимуму пока не удается. Зрители, имеющие хорошее зрение, видят эту сетку на расстоянии приблизительно от трех до пяти метров от экрана. Остается немногое – купить квартиру с подходящей комнатой за умеренную цену, оставив за спиной зрителя еще пару метров для размещения тыловых каналов кинотеатральной акустики.
     Для правильного восприятия фильма, то есть для обеспечения вожделенного эффекта присутствия, важен угол обзора. Иными словами, если зритель находится на правильном расстоянии от экрана (при соотношении его сторон 16:9 это расстояние равно утроенной высоте экрана), угол охвата зрением должен составлять примерно тридцать градусов. Между тем мы обычно смотрим телевизор, у которого соотношение сторон изображения составляет 4:3, находясь на расстоянии от восьми до десяти высот экрана, и угол зрения при этом составляет от силы десять градусов. В пределах этого сектора очень хорошо видны все детали изображения, а движение воспринимается плохо. За пределами упомянутого сектора наблюдается обратная картина – реакция на движение заметно улучшается, зато способность различать детали падает. Вот почему многие боевики, от которых замирает сердце при просмотре на широком экране в кинотеатре, дома смотрятся вымученно и вяло. Без движений, отмечаемых периферийным зрением, сцены, призванные нагонять напряжение и страх, выглядят искусственными. Следовательно, для создания максимального эффекта присутствия необходим такой угол охвата зрением, при котором различались бы все детали в середине изображения, а движения по краям экрана были бы заметны периферийным зрением. Этот угол составляет те самые тридцать градусов, о которых говорилось выше. Так что дальнейшее увеличение ширины экрана нецелесообразно.
     Например, если экран имеет в ширину два метра, то оптимальное расстояние для просмотра составит 3,78 метра, что примерно соответствует дистанции, на которой пикселизация и сетчатая структура изображения в большинстве случаев почти не заметны. Отсюда можно сделать вывод – чем ближе зритель находится к экрану, тем меньше эффект «кинематографичности», слитности и чистоты видимой картинки. Помимо зернистости (или уже упомянутой пикселизации), с близкого расстояния станут видны различные артефакты, возникающие в результате обработки изображения всевозможными электронными фильтрами, конверторами или деинтерлейсерами, установленными в проекторе.
     Также к не очень приятным особенностям проекционной DLP-технологии можно отнести эффект «радуги», вызванный вращением цветоделительного колеса. Этот видимый артефакт является уникальным, так как его могут наблюдать далеко не все люди. Для них просмотр изображений, созданных именно этой, конкретной моделью проектора, является совершенно невозможным.
Тонкости инсталляции
     Итак, мы убедились, что проектор должен находиться в затемненной или частично затемненной комнате, что усиливает внешнее сходство помещения с кинотеатром. Кроме того, понадобится приобрести и установить подходящий экран. Эти устройства могут быть переносными или стационарными, иметь размер от скромных 91х122 см до внушительных 274х274 см и продаваться по цене от $100 до $1200 в зависимости от наличия автоматики и свойств материала покрытия. Поэтому к цене проектора придется добавить стоимость экрана, выбор которого обусловлен следующими соображениями.
     Существуют экраны прямой и обратной проекции. В первом случае зрители и проектор располагаются по одну сторону экрана, работающего на отражение со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во-первых, качество картинки (в основном контрастность) сильно зависит от интенсивности внешней засветки, ведь экран отражает как «полезный» сигнал, так и «вредный». Наилучший результат может быть достигнут лишь в полной темноте (черный цвет будет настолько черным, насколько это позволит проектор). Во-вторых, качество изображения зависит от отражающих свойств поверхности экрана, которая может быть алюминированной или даже покрытой мельчайшими стеклянными шариками.
     Рассеивающие экраны обратной проекции располагаются между зрителями и проектором, при этом изображение страдает от внешнего освещения в гораздо меньшей степени. Очевидно, что требуется свободное пространство за экраном для размещения проектора, поэтому найденное ранее расстояние в 3-5 м следовало бы умножить на два. Существует и другой путь – световой поток от видеопроектора на пути к экрану обычно отражается от одного или двух специальных зеркал. Это делается для того, чтобы сократить глубину выделяемого под видеопроекционную установку пространства, сохранив необходимое расстояние от нее до экрана. Даже непосвященный любитель способен представить себе цену таких устройств, монтаж которых иногда требует проведения строительных работ силами высококлассных специалистов.
     Понятно, что чаще всего инсталляторы домашних кинотеатров применяют сравнительно дешевые экраны прямой проекции, что, как уже отмечалось, вынуждает размещать зрителей и проектор по одну сторону экрана. В этом случае аппарат приходится устанавливать намного выше горизонтальной оси экрана (на уровне верхней его кромки) на специальной площадке, подвешенной к потолку желательно не ниже 2 м от пола, чтобы избежать случайных травм. Тогда оптическая ось объектива оказывается наклоненной под углом около 30°, а изображение неизбежно подвергнется значительным трапецеидальным искажениям. С такими неприятностями можно бороться с помощью дорогих оптических устройств, называемых Lens Shift или более дешевых цифровых (Keystone), правда, последние всё равно искажают изображение, пересчитывая и изменяя количество пикселей на краях экрана. Основной принцип цифрового пересчёта изображения связан с его масштабированием, поэтому независимо от максимальной разрешающей способности проектора использование коррекции геометрических искажений нежелательно и ведет к ухудшению качества картинки.
     Конечно, можно изменять и наклон экранного полотна (эта возможность предусмотрена в некоторых моделях проекционных экранов), но зрителю при просмотре придется немного наклонять голову.
     Осталось проложить по стене и потолку три длинных коаксиальных кабеля от DVD-плеера для компонентных или каких–либо других видеовходов и силовой провод питания, на чем процесс инсталляции практически завершается.
     В целом работы по установке, монтажу и наладке видеопроекционных систем, включая приспособление комнаты под кинотеатр, далеко не всегда могут быть выполнены самим владельцем. Обычно для этого приглашаются узкие специалисты (строители, электрики, инсталляторы видео- и аудиосистем, а также другие), труд которых совсем не дешев.
А дальше – только эксплуатация
     Со временем выясняется, что у проектора, как и у любой аппаратуры постепенно ухудшаются параметры. Этот вид техники использует сильные световые потоки и высокие температуры, создаваемые мощной лампой, что вынуждает конструкторов устанавливать иногда несколько вентиляторов, создающих назойливый шум. В тихих местах фонограммы фильма этот звук хорошо слышен и иногда вызывает раздражение. Поэтому почти любой проектор имеет так называемый «пониженный» режим работы лампы с уменьшенной теплоотдачей, что позволяет снизить обороты, а, следовательно, и шум вентилятора. Правда, яркость изображения при этом уменьшается. Устанавливать проектор между зрителями и экраном не совсем разумно, так как яркий свет, бьющий через вентиляционные отверстия в корпусе, сильно мешает просмотру фильма.
ЖК-матрица LCD-проектора чувствительна к высоким температурам и выполнена в виде открытой конструкции в целях интенсивного теплообмена, поэтому она стареет и имеет ограниченный срок службы, но всё же главная проблема состоит в необходимости её прямого охлаждения. Поток воздуха пропускается через специальный фильтр, однако даже регулярная его чистка (почти каждые 100 часов) не спасает от попадания на матрицы частиц пыли, которые хорошо заметны на изображении. Некоторые сервисные центры могут требовать до $150 за проведение этого не очень сложного вида обслуживания. Еще одна неприятность – даже на новых проекторах один или несколько пикселей иногда неисправны (такие пиксели либо всегда не пропускают свет, либо, что случается реже, светятся независимо от наличия входного сигнала), причем со временем количество неисправных пикселей может увеличиваться.
     Конструкция микрозеркального DLP-чипа не боится высоких температур и поэтому выполнена герметичной. В таком проекторе нет пылевых фильтров, и ему не требуется частое сервисное обслуживание, так как металлические DLP-матрицы при нагреве не стареют.
    Наконец, проекционные лампы имеют ограниченный срок службы. Различные источники, связанные с производителями, упоминают срок около 1000 часов (немногим более 500 просмотров DVD), в последнее время появились сообщения о 2000 и даже 3000 часов непрерывной работы, хотя первое число представляется более достоверным. Но наибольшее разочарование постигнет владельца при просмотре прайс-листа на лампы, цены на которые могут лежать в диапазоне от $400 до $1200.
     Проекторы оборудованы достаточно сложной автоматикой, которая обеспечивает работу циклов включения и выключения, предназначенных для поддержания безопасных и оптимальных температурных режимов аппаратуры. Ясно, что внезапное пропадание сетевого питания может неблагоприятно отразиться на чувствительной электронной и механической начинке проектора. Поэтому владельцу было бы целесообразно обзавестись источником бесперебойного питания мощностью примерно 500 Вт, который даст возможность выключения системы в штатном режиме. Разумеется, что такая предосторожность не позволит оставлять аппаратуру без присмотра.
***
     Скорее всего, придирчивый пользователь сумеет сам определиться в своих предпочтениях при выборе устройства отображения видеоинформации в системе домашнего кинотеатра.
*** Владимир Сидоров
Кино в квартире? Только проектор!
Оставить комментарий