Накануне своего профессионального праздника Федеральная таможенная служба (ФТС) отчиталась об итогах 2005 года. Итоги впечатляют. За год ФТС перечислила в бюджет 2,102 трлн руб., что на 72% больше, чем в 2004 году. Таможенники утверждают, что феноменальный прирост достигнут не только за счет подорожания нефти, но и за счет улучшения качества работы.
Об одной из сторон этой работы – борьбе ФТС с "серым" импортом – общественность хорошо информирована. По данным Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, до начала крестового похода ФТС против нелегальных импортеров по "серым" схемам в РФ ввозилось 10% крупной бытовой техники (холодильников, стиральных машин, кухонных плит), 30% телевизоров и 80% жидкокристаллических и плазменных панелей. Как считают эксперты, мелкая бытовая техника завозилась нелегально почти вся. Сейчас, по словам таможенников, "недобираются" 10-15% платежей по разным видам товаров.
Рост поступлений в бюджет – это хорошо. Однако есть еще одна сторона работы таможенной службы, которая не в меньшей, а, вероятно, даже в большей степени сказывается на экономике. Это показатель доступности экспортно-импортных операций. И здесь результаты российской таможни далеки от оптимальных. Согласно рейтингу стран по уровню развития международной торговли, составленному Всемирным банком (ВБ), в России для экспорта необходимо оформить 8 документов и заполучить 8 подписей чиновников, что занимает в среднем 29 дней. Импорт обойдется бизнесмену в 8 документов, 10 подписей и 35 дней.
Наши показатели находятся на уровне таких стран, как Армения, Украина и Молдавия, и заметно отстают от лидера рейтинга Германии, где при экспорте-импорте надо оформить 4 документа, получить 1 подпись и подождать 6 дней. Россия уступает также Китаю (экспорт – 6 документов, 7 подписей, 20 дней, а импорт соответственно 11, 8 и 24), Турции (экспорт – 9, 10, 20, импорт – 13, 20, 25). Согласно исследованию ВБ, один день задержки на таможне увеличивает стоимость товара на 0,5%. Легко подсчитать, что если верны расчеты ВБ, то дополнительные 11 дней задержки делают экспортируемый российский товар при пересечении границы на 4,5% дороже аналогичного турецкого или китайского. По данным специалиста ВБ Мишеля Жарновиецки, в Южной Европе внедрение электронной системы ускорило время прохождения товара вдвое при том, что час простоя грузовика оценивается примерно в $15.
Таким образом, один из рецептов повышения конкурентоспособности экспорта от ВБ прост: необходимо увеличить скорость прохождения товара через границу. Это само по себе уменьшит и расходы из-за простоя, и количество взяток. В ФТС, разумеется, знают об этом. И внедряют так называемые системы электронного декларирования товаров. Сейчас 86 таможенных постов могут принимать электронные декларации, а через год ФТС сможет подключить к этой системе еще 130 таможен, то есть почти все. Впрочем, с системой пока что-то явно не так. По данным ФТС, ее используют пока только 250 крупных компаний.
|
Оставить комментарий