Сейчас появляются новые современные детали, которые мы стараемся применить и улучшить качество звучания. За 3 года прослушали огромное количество новых деталей в сравнении с лучшими винтажными образцами и выбрали лучшие комплектующие:
1 – Лампа
В основе нашего звука лампа – практически идеальный усилительный элемент. Она линейно усиливает звуковой сигнал естественным образом, без применения обратной связи, в отличии от транзисторов, которым необходима обратная связь для получения приемлемой линейности. Для того, чтобы лампа зазвучала мы окружаем ее правильными для звука элементами и нагрузкой, даем ей хорошее анодное напряжение. Особенно это важно в однотактных ламповых схемах.
2 – Трансформаторы в звуковом тракте
Использование в звуковом тракте трансформаторов – решение, применяемое в КБ уже лет тридцать, еще Владимиром, и которое позволяет избавиться от межкаскадных конденсаторов и упростить схемотехнику многих изделий. Прослушивая свою и аппаратуру других производителей мы поняли, что отсутствие межкаскадных конденсаторов в звуковом тракте — идеальное решение, потому что они оказывают огромное влияние на звук, например, плохой конденсатор может заметно менять тембрально звук, вносить в него частотные искажения.
Инженеры скажут – трансформаторы, согласно всем учебникам, имеют много плохих параметров: ограниченную полосу пропускания, большие размеры и так далее. Тут опять все упирается в уши: делаем два одинаковых усилителя, один с межкаскадным конденсатором, другой с межкаскадным трансформатором. Сравниваем характеристики приборами: усилитель с конденсатором практически идеальный – огромная полоса, маленькие размеры, а характеристики усилителя с трансформатором по приборам гораздо хуже. Но стоит включить музыку и сравнить звук – сразу понимаешь, что усилитель с конденсатором даже тонально неправильно звучит в сравнении с усилителем на трансформаторе. Попытка набрать конденсатор из нескольких, но разного типа, не намного улучшает ситуацию. Поэтому во всех наших изделиях – фонокорректорах и усилителях – применены межкаскадные, фазоинверсные и выходные трансформаторы. Технология их намотки сложна и уже забыта большинством инженеров, но накопленный опыт позволяет нам самим разрабатывать и мотать качественные звуковые трансформаторы.
3 – Выпрямитель и конденсатор фильтра в блоке питания
Выпрямитель – это, традиционно для ламповой аппаратуры, кенотрон. Много раз пробовали применять диоды разных типов, но звук получался хуже. Технологии шагают вперед, недавно появились высоковольтные карбид кремниевые диоды с нулевым временем восстановления, попробовали их и были приятно удивлены – звук изделий с таким выпрямителем очень хороший и лучше, чем с кенотроном.Теперь такие диоды стоят во всех наших изделиях.
В блоке питания без конденсаторов в фильтре, как правило, не обойтись. Мы не будем рассматривать аккумуляторы в качестве источников питания, все-таки у нас ламповые схемы и высокие, в сотни вольт, напряжения питания. Здесь мы столкнулись с самой большой проблемой – найти современный конденсатор для фильтра выпрямителя анодного напряжения. Переслушали много разных типов конденсаторов: в одном и том же изделии меняли конденсатор фильтра и слушали музыкальный фрагмент. Лучшие по звуку – это маслонаполненные конденсаторы, современной альтернативы им нет. Мы применяем в фильтре выпрямителя конденсаторы только этого типа, потому что это положительно влияет на звук во всем звуковом диапазоне, и делаем просторные корпуса, потому что они имеют большие размеры.
4 – Стабилизаторы анодного напряжения
Их мы применяем уже лет двадцать, многие критикуют нас за это, мол излишняя сложность, а дроссель и конденсатор также позволяют сгладить пульсации напряжения. Но для того, что бы делать какие-либо выводы, надо просто послушать два одинаковых усилителя с традиционным дроссельно конденсаторным питанием и со стабилизатором. И вот тут даже не надо обладать музыкальным слухом, чтобы услышать разницу в звучании барабанов. Еще важно, для однотактных схем мы делаем стабилизаторы с низким выходным сопротивлением в звуковой полосе частот параллельного типа, и для каждого канала изделия отдельно. Это очень влияет на способность изделия правильно воспроизводить динамичные звуки, ширину и глубину звуковой сцены.
5 – Резисторы
Для звукового тракта мы выбрали угольные отечественного производства Р1-72 с допуском 2% и мощностью 0,5 Вт. Сделаны качественно, колпачки и выводы медные луженые. Минимальное влияние на звук. Переменные ALPS для дистанционного управления — моторизованные. Причем громкость всегда делаем L образного типа, в этом случае сигнал не идет через движок переменного резистора и этот, не совсем совершенный контакт, не влияет на звук.
6 – Монтаж
Современные инженеры привыкли к печатным платам, это надежно и красиво. Мы, делая межблочные кабели заметили, что кабель с маленьким диаметром проводника неправильно передает тембр, музыка обеднена в НЧ диапазоне и становится легковесной./p>
Для себя определили – минимальный диаметр должен быть не менее 0,5 мм. Отсюда вычисляем сечение проводника 0,2 кв. мм.
А теперь определим какое сечение имеют проводники на печатной плате с самой распространенной толщиной меди 35 мкм = 0,035мм.
Сечение проводника равно 0,2 кв. мм, при ширине печатного проводника 5,7 мм. Можно применить материал с большей толщиной – 75 мкм, но и здесь ширина печатного проводника сечением 0,2 кв. мм получается 2,85 мм. Понятно, что такие печатные платы, с такой шириной печатных проводников никто не делает, посмотрите на любые даже самые дорогие изделия. Еще хуже обстоят дела в мощных усилителях, сделанных на печатных платах. Частично это можно решить применяя многослойные печатные платы , но мне не попадались усилители, кроме цифровых в классе D, которые были бы выполнены на многослойных платах.
И как это влияет на звук – задумались мы, и решили применить в своих изделиях объемно-каркасный монтаж.
Плата разрабатывается как обычно с применением соответствующих CAD систем, распечатывается картинка на принтере со стороны деталей, берется диэлектрик, мы выбрали самодельную четырехслойную 2 мм дубовую фанеру, картинка приклеивается к фанере, сверлятся отверстия, затем вставляются детали и монтаж ведется выводами самих деталей. Как правило диаметр выводов большинства деталей более 0,5 мм. Такая объемно-каркасная плата обладает высокой технологичностью, повторяемостью и, самое главное, сохраняет качество звука. Эту технологию мы применяем для звукового тракта, блоки питания и сервисные платы делаем по стандартной печатной технологии применяя стелотекстолит с толщиной фольги 75 мкм, что, кстати, в два раза дороже, чем с фольгой 35 мкм. Платы между собой соединяются проводами, это тоже сложная проблема – каким проводом делать монтаж. Опытным путем выяснили, что лучше применять медную моножилу соответствующего сечения. Направление провода играет роль, это мы то же выяснили, прослушав межблочные и акустические провода, просто переворачивая их во время прослушивания. Поэтому мы предварительно отслушиваем провода, определяем направление и затем делаем монтаж.
Прочитав все вышеизложенное вы подумаете – шаманство! Делают аппаратуру на слух, определяя качество, но это совсем не так.
При разработке сначала мы обязательно используем приборы и добиваемся схемотехникой максимально возможных параметров, а затем все это отслушиваем. Не всегда решение, отобранное по приборам, звучит лучше или правильнее.
В схемотехнике звукового тракта всегда следуем правилу — меньше деталей лучше звук. Например, в гибридном усилителе звуковой тракт содержит всего 8 деталей - разъем, резистор, батарейка, лампа, трансформатор, транзистор, реле, выходной терминал и соединительные провода.
В ламповом однотактном усилителе всего 10 деталей - разъем, резистор, батарейка, лампа, межкаскадный трансформатор, лампа, межкаскадный трансформатор , лампа, выходной трансформатор, выходной терминал и соединительные провода.
Так, вкратце, можно изложить как мы сохраняем и воплощаем концепцию качественного звука от КБ звукотехники ТРИ В - Высокая Верность Воспроизведения.