В данный момент проекторы фактически повторяют судьбу ноутбуков и ЖК-мониторов. Прогнозы аналитиков, согласно которым в ближайшем будущем проекторы в целом и те, что используются в домашнем кинотеатре, начнут активно дешеветь, и, как следствие, их продажи заметно вырастут, начинают оправдываться. Стоит отметить, что в России темпы роста продаж проекционного оборудования еще более значительны, чем в мире: эту технику в нашей стране покупают не только корпоративные заказчики, но и государственные и образовательные структуры.
То, что проекторы становятся дешевле, стало заметно уже минувшим летом. Тогда на рынке появилось большое количество моделей по доступным ценам, в особенности в сегменте до $1000. А именно этот порог – в $1000 – аналитики и называли критическим. Предсказывали, что именно этот рубеж должны перешагнуть проекторы по своей стоимости, когда спрос на них существенно повысится. Примером может послужить беспрецедентное событие, произошедшее в одном из крупных Интернет-магазинов. Там цена на DLP-проектор InFocus ScreenPlay 4800 Refurb упала до рекордной отметки $599!
Данная ситуация объяснима достаточно серьезными гонениями на DLP-технологию, где используется один DMD-чип и «цветовое колесо». Это означает что все эти проекторы имеют так называемый «эффект радуги», что не очень-то хорошо. Этот пресловутый эффект достаточно серьезно испугал потенциальных покупателей, хотя еще год-два назад большинство видело бесспорное будущее за DLP. Как следствие, многие магазины предпочитают распродавать «несовершенные» модели по бросовым ценам, освобождая склады. Сегодня DLP-проекторы, имеющие гораздо лучшие значения характеристики контрастности, реализуются по ценам ниже, чем LCD. В число «вредных», а потому подешевевших проекторов попали такие модели, как Mitsubishi HC100U, Optoma H27, Optoma H31, Toshiba MT200, BenQ PE5120, InFocus Screenplay 4805, NEC HT410, которые еще полгода назад считались лучшими бюджетными решениями, особенно в качестве устройств вывода изображения для домашних кинотеатров.
Однако становятся дешевле не только DLP, но и LCD-модели. В ценовом диапазоне до $1.000 можно найти Panasonic PT-LM1U SVGA 1200 ($920), лидера продаж Sanyo PLV-Z1 ($695), Epson EMP-S1+ SVGA 1400 ($849). Сейчас аналитики предсказывают, что проекторы будут дешеветь примерно на 30% в год. Впрочем, ожидать, что после Нового года проекторы подешевеют до 500 у.е. тоже не стоит, так как нынешние цены на них устраивают как покупателей, так и производителей.
Безусловно, в последнее время все большую конкуренцию проекционным технологиям стали составлять плазменные экраны. Большая яркость, все увеличивающийся размер экрана и гибкость в установке делают их подходящими для применения в небольших конференц-залах и домашних кинотеатрах. Да и тот факт, что на плазменные панели снизились цены, также весьма привлекает рядового потребителя. Тем не менее, цена на большинство моделей все еще остается достаточно высокой и прямой угрозы рынку проекционной техники они не представляют.
Среди объективных причин снижения цен на проекторы стоит отметить, прежде всего, расширение покупательской аудитории. Особенно перспективно выглядят сферы образования, торговли, где крупные предприятия и частные пользователи все чаще создают свои «домашние кинотеатры».
По данным исследования IDC, в первом полугодии 2004 г. в Россию было поставлено более 24,3 тыс. мультимедиа-проекторов, что сравнимо с объемом рынка за весь 2003 г. (26,1 тыс. единиц). Аналитики считают, что одним из основных факторов, определивших столь стремительный рост поставок, стал очередной тендер программы «Дети России», в рамках которого было поставлено более четверти всех устройств. Среди других причин роста — продолжающееся снижение цен, а также все возрастающая покупательная способность корпоративных и индивидуальных пользователей, связанная с улучшением экономической ситуации в стране.
В первом полугодии 2005-го активное участие в вышеупомянутом тендере Министерства образования позволило выйти в лидеры рынка компании Sharp. Второе место, сохранив первенство по регулярным поставкам (общий объём поставок без учета тендеров), заняла Sanyo. В пятерку лидеров входят также (в алфавитном порядке) Epson, Panasonic и Toshiba. Квинтет ведущих поставщиков в сумме контролировал почти 58% рынка.
Не отстает от нашего образования и бизнес, использование в котором презентационной техники существенно влияет на продажи. Взять хотя бы консалтинг, где предполагается заметный рост спроса.
Еще одна причина снижения цен стала следствием первой и заключается в том, что проекторы становятся массовым товаром. Их появляется все больше. К этому были явные предпосылки, выраженные в приходе цифрового вещания и новых стандартов видео. Если говорить о вещании, то это, прежде всего, удачный европейский стандарт DVB (Digital Video Broadcasting), который в последнее время становится мировым. Для приема «цифры» необходимы специальные телеприемники нового поколения, самыми дешевыми из которых стали проекторы с встроенными модулями приема цифрового сигнала. По сравнению с плазменными телевизорами выигрыш в цене очевиден. Во-вторых, цифровое вещание предусматривает широкоформатность, то есть взаимоотношение геометрии экрана как 16:9 (HDTV - High Definition TV) вместо стандартных 4:3. Широкий экран стал распространяться не только на новых носителях видеоинформации, но также и в вещании с некоторых спутников.
Становится больше и продавцов оных, в то время как еще в прошлом, 2004 году, ниша презентационного оборудования (особенно сегмент проекторов) оставалось той сферой рынка, на которой действовало всего несколько компаний, которые можно было пересчитать по пальцам, и при этом все они продавали почти «штучный товар». Но, вот что примечательно, проекторов и их продавцов становится все больше и больше, а вот число производителей проекционного оборудования неуклонно падает. Мировой кризис и, в меньшей степени, стремление к укрупнению компаний привели к тому, что сегодня число производителей находится на уровне 1996 года. Максимальным оно было в 1999 году, когда на рынке присутствовало около 44 компаний. Сегодня же производителей около 38.
Как сообщает компания ITResearch в I полугодии 2005 г. на российский рынок было поставлено 24,2 тыс. мультимедийных проекторов, что на 13% превысило показатели аналогичного периода прошлого года. Но если в I полугодии 2004 г. сильнейшее влияние на рынок оказывал тендер «Дети России» (на долю которого пришлось примерно 30% всех поставок), то в этом году такое влияние практически отсутствовало, и на российском рынке мультимедийных проекторов продолжался уверенный рост.
Средневзвешенная стоимость одного устройства была чуть выше 2000 долл., что всего на 5% меньше, чем год назад. Однако здесь также наложил свой отпечаток тендер, в рамках которого поставлялись практически самые дешевые устройства. Если же взять только регулярный рынок, то на нем эрозия цен была существенно больше – примерно 19%. Из технологических тенденций стоит отметить резкий рост DLP-проекторов, чья доля в целом по рынку достигла почти 45%.
По итогам полугодия можно выделить следующую тройку лидеров*: BenQ, Panasonic и Sanyo. Кроме этого отметим сразу целую группу брэндов*: Epson, InFocus, Mitsubishi, NEC, RoverLight, Toshiba, которые показывают довольно значительные объемы продаж.
* Перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке.
|
Оставить комментарий