Обсудить на форуме

Перспективы рынка «Ума»

Отныне техника думает! Конечно, здесь речь не идёт о человеческих инстинктах или скорости реакции, но количество закладываемых в оборудование возможностей поражает. Упорядочить же «мозги» призвана так называемая система «Умный дом». Что его (а, соответственно, нас и Россию) ожидает в ближайшем будущем?


Технологический прогресс, хочешь не хочешь, а берёт своё. Ни один из фантастических фильмов не обходит стороной тему «интеллектуальной» навигации домов, в которых живут главные герои – «Дети шпионов», «Мистер и миссис Смит», «Люди в чёрном» и т.п. Список можно продолжать до бесконечности видеопрокатной линейки. Компилирование функций чрезвычайно способствует сокращению размеров техники. Это же заметил и президент EISA Джордж Гонсалвес (Jorge Goncalves): «Всё меняется в этом мире. И мы горды тем, что имеем возможность отслеживать эту смену технологий. К примеру, сейчас в одном маленьком телефоне заложено большое количество функций, в то время как еще пять лет назад для их выполнения требовалось огромное количество вспомогательных приборов в довольно большой коробке». Совершенству нет предела, однако, и те высоты, которых человечество достигло в настоящее время, уже очень красивы. Техника думает! Конечно, здесь речь не идёт о человеческих инстинктах или скорости реакции, но количество закладываемых в оборудование возможностей поражает. Упорядочить же «мозги» призвана так называемая система «Умный дом».

Судить о том, модно ли это, с каждым днём становится, пожалуй, всё менее актуально. Цифровые системы всё агрессивнее захватывают новые площади, становясь привычными теперешнему обывателю до такой степени, что порой начинаешь с изумлением смотреть на «неогранённые» квартиры или коттеджи соседей. Заметим, что Запад ещё более прогрессивен, чем мы.

На сегодняшний день в России сложилась такая ситуация, когда всё больше людей начинает интересоваться «умными» инсталляциями. «Интеллектуальные» дома обходятся нашему покупателю в среднем от пятидесяти до двухсот тысяч американских долларов. В то время как в США или Японии 200-300 тысяч USD может считаться минимальной планкой. Для Запада «умный» дом – уже норма; для нас – пока запретная тема. Делать делаем, но редко встретишь столь отважного человека, готового оповестить всех заинтересованных лиц своей новой отделкой дивана (читай, обновлённым дизайном интерьера вкупе с новой прокладкой проводов уже ставшего «цифровым» жилища). «Придут – и ограбят…» – мнение большинства наших сограждан. Что поделать, таков менталитет, такова суровая реальность.

Ещё одной, в некоторой степени, проблемой можно считать людскую заурядность. Многие – и наивно – полагают, что стоит заплатить деньги и можно наслаждаться жизнью. Это почти так. Маленькое «но» составляет момент обучения работы с «умным» домом. Удивительно, однако, инсталляторам довольно часто приходится сталкиваться с абсолютной технической безграмотностью потребителя. Богатого потребителя. Возможно, что «умные» дома сейчас просто становятся модными, как отмечает Ярослав Третяк-Гриневич, зам руководителя Департамента развития и маркетинга компании ТРИА КОММ: «Если раньше был информационный вакуум, то есть люди вообще не понимали, что это такое, то сейчас ситуация иная: многие знают, что такое «умный дом». Но от понимания этого «умный» дом доступнее не становится. Он как был достаточно дорогим удовольствием, так и остается. Очень многое еще связано с экономической и политической ситуацией в стране, потому что у нас очень серьезная клиентура, которая готова выложить полмиллиона и выше только за «умный» дом».

Что и говорить, это очень удобно жить в «интеллектуале». А, как мы писали ранее, разумное распределение электроэнергии позволяет значительно снижать нагрузку на оборудование, значительно увеличивая сроки его службы. Это особенно важно в разрезе набирающего обороты экологического движения, когда актуальны экономия электроэнергии, сокращение вредных выбросов в атмосферу, замена неэкологических продуктов более совершенными в большинстве своём искусственно созданными аналогами. До такой степени, что порой складывается мнение, будто много тратить денег уже не модно.

«Самое перспективное будущее – в квартирах, – продолжает Ярослав Третяк-Гриневич. – Очень много людей хочет получить при минимальных затратах упрощенную модель «умного» дома, то есть хотя бы управление вентиляцией, теплом и светом. Однако сам «умный» дом до сих пор остается привилегией состоятельных сословий. Массовым явлением это не будет в ближайшее время».

Однако спектр сетей оцифровывания жизни ещё более широк. Дом остаётся вне зоны нашей видимости, лишь стоит нам выпить чашку утреннего кофе, принять душ, сесть в машину и выехать за пределы своей «крепости». Дальше ждет довольно долгий день (а, может быть, и внеплановая ночь) генерирования рабочих идей, переговоров и продуцирования дел. Чтобы хорошо выглядеть, не обязательно тратить пять тысяч долларов, но ты обязан хорошо выглядеть. Безусловно, лицо компании – её сотрудники, однако, многие забывают про тело, коим является офис и уровень его оснащения.

И, несмотря на столь частые заявления, будто корпоративный рынок не готов к масштабным вливаниям инвестиций в «интеллектуальные» здания, как показывает практика, на сегодняшний день уже немало российских компаний заинтересованы в инсталляциях систем «умного» дома в помещениях своих организаций.

«Сейчас тенденция такова, что от индивидуальных пользователей этих систем чаша весов склоняется в сторону бизнеса, – считает Родион Манаенков, технический специалист проекта «Специальные системы» компании «Русская игра». – Все больше интеллектуальных систем начинают устанавливать в бизнес–центрах, торговых комплексах и т.д. Сейчас у нас повелось так, что, скажем, 70% – это частные лица, а 30% – это корпоративный сектор, в то время как в Соединенных Штатах, откуда эти системы пришли, большую часть клиентов составляют, наоборот, пользователи из бизнес–сектора. Такая ситуация складывается из-за специфики нашего менталитета. Человек сначала обустраивает себя, а потом, в последнюю очередь, свой бизнес. На западе наоборот: человек хочет показать свой бизнес, ему нужно его развивать, а только потом, когда он заработает, он уже для себя что-то делает дома».

В рассуждениях о положении российского рынка инсталляций вряд ли найдётся оппонент мнению о несформированности сегмента систем «умного» дома. Однако это вовсе не означает нашей самобытности и отсталости от Западного мира. А, учитывая (в таких случаях – положительную) нашу способность перенимать чужой путь развития, следует предположить чрезвычайно скорый бум «интеллектуального» жилья. Тем более, что по оценкам экспертов, в настоящее время потенциальный рынок прогрессивных строительных технологий в десять раз превосходит реально освоенный. Так, по оценкам компании YORK International, в 2005 году объём рынка систем «интеллектуального» здания в России составит 200-250 млн. долларов в ценах для конечного пользователя, с ежегодным ростом в 20-25%.

«Перспективы «умных» домов очень хорошие, – поясняет ситуацию Юрий Фадеев, руководитель отдела программного обеспечения Сениман. – Сейчас автоматизацию может позволить себе практически, кто угодно. Вопрос в том, какая это будет автоматизация, и что он будет называть «умным» домом: купить за 300 рублей выключатель, который реагирует на хлопок, и, поставив его, говорить, что у меня «умный» дом, потому что я хлопаю в ладоши и загорается одна единственная лампочка. Естественно, неправильно называть такую систему умным домом, либо можно поставить систему управления освещением стоимостью 20 тысяч долларов и после этого тоже скромно говорить, что освещение несколько умнее, чем обычно. Поэтому что-то и сейчас могут себе позволить энтузиасты, желающие за приемлемую сумму получить какую-то автоматизацию, что-то ещё через много лет останется недоступным».

И всё же мнение о тенденции роста цен на «интеллектуальные» дома можно считать несоответствующим действительности. Особенно в свете буквально неукротимого падения цен на аудио- и видео- оборудование. Компании прямо-таки расклеиваются на глазах: кто-то сокращает или переориентирует производство, кто-то просто увольняет сотрудников, реструктурируя компанию. Всё это их проблемы, и один из результатов недостаточности спроса. Игроки Hi-Fi рынка борются за новые технологии, за сокращение своих издержек. И чтобы на этом фоне поднимать общую совокупную стоимость «умного» жилья, то, пожалуй, на это способны решиться лишь сами застройщики квартир и домов. Причём цена будет расти скорее от увеличения стоимости самих зданий, нежели технического оснащения.

«Умными» станут целые города

Внедрение основных элементов «умного» дома уже на этапе строительства жилого или офисного строения впоследствии даёт возможность соединять эти «умные» здания между собой. Безусловно, в будущем это явление примет оборот в разрезе районов, городов и мегаполисов, превратив, таким образом, строительство «интеллектуальных» домов в единый «Умный» город. Глобализация, эх её побери.

Единые базы данных, единые отчётности, единые потоки информации…

Единственное, что будет и есть проблематично, так это разжигаемые споры между производителями систем «умного» дома. Чтобы понять, насколько рассматриваемый нами сегмент рынка – лакомый кусочек для производителя, достаточно обратить внимание на компанию Microsoft, довольно старательно двигающуюся к своей цели по разработке единого стандарта данной технологии.

А в целом, как заметил Антон Вабниц, инженер компании InteKey, «перспективы развития рынка «умных» домов будут зависеть от благосостояния наших граждан. Если благосостояние наших граждан останется на прежнем уровне, а их информированность разрастётся, то рынок будет расти больше и больше». И мы все от этого только выиграем.



Материал подготовила Светлана мл. Тумча-Кон




Оставить комментарий





||


Главная страница > Обзоры и тесты > Инсталляции > Перспективы рынка «Ума»