"У меня есть тоже патефончик. Только я его не завожу, потому что он меня прикончит — я с ума от музыки схожу", — пел когда-то Утесов... Слова этого бессмертного ретро-шлягера удивительным образом не утратили актуальности и в нынешнюю"эру цифрового звука". Завести себе виниловый проигрыватель отваживаются только самые безбашенные и "повернутые на звуке" меломаны и аудиофилы. "Повернутые и богатые...", — добавит кто-то. Что касается последнего, то это — достаточное, но вовсе не необходимое условие.
Сегодня "винилокрут" уверенного среднего класса из серии "все включено" по своей стоимости вполне сопоставим с iPhone'ном. Но встречаются и гораздо более дорогие экспонаты аудиотехники.
Удивительно, но желающих пригубить дикий мед аналогового звука становится все больше. Продажи грампластинок в Европе и Америке интенсивно растут. В столичных магазинах, предлагающих винил, полно покупателей, несмотря на кризис. А в Москве готовится премьера выставки Moscow Hi-End Show 2012 c акцентом на стерео и проигрыватели винила в качестве источников звука.
И это — несмотря на расцвет сетевого аудио и стремительно набирающих популярность внешних модулях ЦАП (как, например, AudioLab M-DAC, о котором мы писали недавно в собственном обзоре). Действительно, в эру iTunes, карманных mp3-плееров, хрипящих динамиков ноутбуков и пластмассовых компьютерных колонок, прослушивание виниловых записей приобрело особый аристократический статус. В итоге, меломан, желающий отстроиться от массовой медиа-поп-культуры, подчеркнуть свою причастность к миру "Высокого Звука", и услышать ушами, умом и сердцем "то, что хотел сказать Автор" приобретает проигрыватель виниловых дисков Hi-End класса.
Виниловый проигрыватель — это как стильные механические часы на руке. Да, их нужно заводить, бережно с ними обращаться, и они не обладают той запредельной "цифровой" точностью... Но что-то в них есть совсем другое. Круглый циферблат, стрелки разной длинны и их мерное, перемещения дают иное ощущение времени — его плавного, непрерывного течения. Сознание словно сливается с пульсацией маятника (или анкерного механизма), и подсознательно отождествляется с ним — возникает внутреннее чувство ритма, темпа, скорости движения...
Обратите внимание, наручные механические часы, очень часто выбирают пунктуальные и уверенные в себе люди, для которых пунктуальность является одним из ключей к достижению успеха. Да, электронные часы тоже дают информацию о времени, причем гораздо более точную. Однако сознанию (или скорее даже подсознанию) труднее "приноровиться" к цифровой пульсации — данные считываются лишь на уровне "ознакомительной информации". С другой стороны, классические часы не только сообщают нам время, но и механически "заводят" нас на свой ритм. Их мерное "тик-так", движущиеся шестеренки и равномерное перемещение стрелок предельно легко постижимо сознанием. Вернее, нашему сознанию проще отождествиться с маятниковым процессом, чтобы внутренне подхватить ритм "60 ударов в минуту" и вжиться в него. Спросите музыканта, исполняющего классическую музыку, какой метроном ему больше нравится. Большинство ответят, что используют обычный механический заводной метроном с маятником. Да, он и капризней, и больше, и тяжелее, и дороже метронома электронного... Но, удивительное дело, исполнять произведение, думать о нем и одновременно "держать ритм", задаваемый механическим метрономом, почему-то гораздо легче, нежели под метроном цифровой (даже если подключить его к аудиосистеме). А если пытаться умом ловить цифровой метроном и подстраиваться под него, то как-то сразу забываешь о музыке...
Быть может, все дело в том, что механический метроном гораздо проще воспринять как ЖИВОЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, прочувствовать его партию и играть с ним в одном ритме, в одном ансамбле. В то же время цифровой метроном воспринимается более навязчиво и агрессивно, он как будто бы диктует темп, а не ведет за собой — в исполнение появляется напряжение, оно становится более "рафинированным" и даже "мертвым". В общем, да, чудные люди, эти музыканты... И меломаны туда же!
Опять же, спросите пианиста, на чем ему легче и приятней играть и долгими часами разбирать новые произведения и оттачивать их исполнение — на цифровом фортепиано или хорошо настроенном "живом" рояле. Ответ очевиден. Не верите, попробуйте сами. Струны, молоточки, механизм клавиатуры рояля — всё это гораздо легче "прочувствовать нутром", а значит, более глубоко погрузиться сознанием в процесс живой игры, ощущая естественную связь с инструментом.
А итог всех этих длинных "еретических" философствований следующий — нашему сознанию гораздо приятнее "въезжать" в плавные, гармонические, механические музыкальные процессы (нежели в процессы дискретной "цифровой" природы) — на это требуется меньше затрат душевной энергии.
Очень часто вопрос сравнения качества звучания цифрового источника (например, CD-плеера или сетевого медиацентра) и аналогового (коим является проигрыватель виниловых дисков) сводят к рассуждению о частотах/битностях квантования и их достаточности/ недостаточности для описания звукового сигнала.
Вообще, цифровой звук, при всех известных своих удобствах, поставил перед создателями аудиоаппаратуры очень сложную задачу — буквально "возродить из пепла" и реанимировать то, что некогда было живым звуком. Причем вопрос повышения частоты дискретизации и разрядности квантования не всегда приводит к положительному результату. Куда важнее, соединить "версты" цифрововых данных наиболее плавной кривой. Разработано множество способов и алгоритмов, как это лучше сделать. Кроме того, для оперирования большим объемом цифровых данных требуются большие мощности / точности вычислений, лучший контроль за корректностью выполнения операций и т.д. Так например, многие ЦАПы (устройства, выполняют преобразование цифровых данных в аналоговый сигнал — по сути, сердце любой цифровой аудиосистемы) формально поддерживающие работу на высоких частотах (192 кГц), тем не менее лучше (естественней, приятней) звучат при работе в более низкочастотных режимах. В общем, та еще алхимия...
В случае использования виниловой вертушки вся эта "хиромантия" просто не нужна — требуется просто усилить сигнал. Однако у винила — "свои приколы", но уже механического толка. Игла должна точно следовать всем изгибам звуковой дорожки. От стола требуется максимум устойчивости и неподверженности вибрациям. От диска — стабильная скорость вращения. Виниловый проигрыватель, в котором успешно решены эти (и многие другие) проблемы являет из себя довольно сложное механико-электрическое устройство. Поэтому он и может стоить как швейцарские часы.
Итак, что же все-таки лучше звучит CD-плеер или проигрыватель виниловых дисков? Это зависит от "классности" сравниваемых устройств. Если в CD-проигрывателе (или медиацентре на основе жесткого диска) успешно решены все проблемы, связанные с "оживлением" цифровых данных (при наличии качественных цифровых треков) — звук будет приятным, естественным, открытым, очень детальным и при этом достаточно неутомительным и комфортным для восприятия. Но, все-таки, не "виниловым". А если мы возьмем референсный проигрыватель виниловых дисков, например германской фирмы TW Acustic, все механические и электрические элементы которого идеально настроены и согласованы друг с другом — звук будет чуть менее "обостренным" в области высоких частот, но при этом более нежным, струящимся, проникновенным, трогательным, теплым и очень комфортным. С легкими потрескиваниями, конечно же. К слову сказать, совсем не отвлекающими от музыки. Наоборот. Для многих поклонников винила такое ласкающее душу потрескивание — словно легкий полупрозрачный покров на стане прелестницы — весьма интригует, особенно от осознания возможности его смахнуть... Точно так, как и во время прослушивания музыки на живом концерте, различные (умеренные) призвуки в зрительном зале только добавляют "эффекта присутствия".
Конечно же, цифровая аппаратура неустанно и очень быстро совершенствуется. Уже сейчас сочетание аудиофайла 96 кГц / 24 бит с высококлассным ЦАП дает поистине "аналоговый" результат. Но... Несмотря на прогресс технологий книга всегда будет оставаться книгой, часы — часами, а потрескиванием виниловых пластинок будут наслаждаться и наслаждаться знатоки и неустрашимые ретроромантики ...
Качественный виниловый проигрыватель — это идеально выверенная и настроенная система, состоящая из стола, тонарма, головки звукоснимателя (картриджа), а часто еще и внешнего фонокорректора (специального предусилителя слабого сигнала, выдаваемого головкой проигрывателя). Подбором и согласованием данных компонентов достигается различное качество звука и его колорит.
Однако, чтобы облегчить "муки творчества" и настройки, некоторые производители и дистрибьюторы начали предлагать так называемые «пэки» (от англ. Pack) — полностью укомплектованные аппараты "под ключ". Это прекрасное решение для тех меломанов, которые хотят просто слушать музыку, не отвлекаясь на технические проблемы. Для них, напоследок, мы предложим несколько весьма удачных, на наш взгляд, "комбайнов" из разных ценовых категорий.
Это проигрыватель начального уровня, удачно сочетающий в себе оригинальный, современный дизайн, полезные функции и "вкусное" звучание. Встроенный ММ-фонокорректор и USB-интерфейс (для оцифровки записей на компьютере) — в наличии.
Подробнее о модели вы можете прочесть в обзоре нашего портала.
Проигрыватель виниловых дисков TD 295 MK IV находится примерно посередине модельного ряда Thorens, но, по меркам этого старейшего мирового изготовителя «вертушек», имеет относительно доступную стоимость. Звучание проигрывателя — точное и сбалансированное, с впечатляющей стереокартиной, и очень музыкальное. Аппарат демонстрирует очень широкий динамический и частотный диапазон, с практически полным отсутствием фонового шума.
Подробнее о модели вы можете прочесть в обзоре нашего портала.
Проигрыватель весит 7,5 кг и имеет специально разработанное антирезонансное шасси и обладает весьма изящной внешностью. Малошумный электромотор постоянного тока передает крутящий момент на ступицу диска с помощью широкого пассика. Сам опорный диск толщиной в 30 мм выполнен из жесткого и прочного полиформальдегида (POM). Полированный шпиндель, изготовленный из закаленной стали, вращается в бронзовой втулке подшипника, которая прошла специальную обработку, использующую процесс синтерирования (спекания). Выбор между скоростями вращения осуществляется с помощью переключателя, который крепится в левом нижнем углу стола проигрывателя. Доступны 78, 45 и 33,3 об/мин. Блок питания представляет собой отдельный внешний адаптер. Имеется также заземляющий шнур и встроенный кабель для подключения к усилителю. Монарм Verify посажен на специальный магнитный подшипник, практически полностью исключающий трение. В модификации Concept MC используется MC-звукосниматель.
Проигрыватель mmf-9.1 — флагманский LP-проигрыватель от Music Hall. На его создание основатель компании Рой Холл потратил несколько лет. Массивный стол представляет собой этажерку из трёх плит MDF, разделённых виброизолирующими прокладками из сорботана. Несколько слоёв рояльного лака обеспечивают дополнительное демпфирование. Вся конструкция опирается на три стальных конуса с регулируемой высотой (подпятники в комплекте), а горизонтальность стола контролируется с помощью миниатюрного ватерпаса, встроенного между диском и тонармом. Двигатель полностью изолирован от проигрывателя — он помещается в вырез стола в левой передней части. Массивная цилиндрическая опора на эластичных силиконовых ножках препятствует распространению вибраций через поверхность, на которой устанавливается система. Вращение на диск передаётся посредством длинного пассика квадратного сечения, натяжение которого легко регулируется лёгким перемещением двигателя. Стабилизатор вращения находится под днищем, на нём имеются кнопки переключения скоростей 33/45 об/мин. Питание — от сетевого адаптера.
Массивный, литой под давлением алюминиевый опорный диск весом 3,8 кг опирается на внутренний цинковый диск, и соединен приводным ремнем со шкивом двигателя, выполненным с прецизионной точностью. Точность изготовления важнейших конструктивных элементов — не ниже +/- 5 микрон, что соответствует стандартам, например, принятым в аэрокосмической отрасли.
Схема управления скоростью вращения диска (33 1/3 или 45 об/мин) выполнена на базе фирменного DSP, которая поддерживает этот показатель стабильным вне зависимости от частоты и величины сетевого питающего напряжения (+/- 0,02 %). Корпус проигрывателя G1260 R-O-MM выполнен их MDF, что гарантирует (в сочетании с другими конструктивными решениями) отсутствие паразитных резонансов, и, как следствие, искажений звука, и оснащен четырьмя виброгасящими опорами. Боковые стенки проигрывателя имеют многослойную структуру, и собраны из алюминиевых панелей, скрепленных специальным клеем. Проигрыватель обладает исключительно широким диапазоном рабочих частот — от 20 Гц до 29 кГц. Модель комплектуется высококлассным тонармом Rega, и MM-звукоснимателем Ortofon 2M Bronze.
Важные ВЕХИ винилологии / (по версии Теодора Буки, http://www.proza.ru/2010/12/28/1403)
1878 г. Эдисон собирает и покупает у США патент на первую в мире Говорящую Машину ("Speaking Machine") под названием Фонограф. Этот дивайс может «записывать», а потом воспроизводить голос. ("Фонэ" — с греческого голос, звук, шум, слово). Пока агентство утверждает патент, Эдисон создает «Компанию Говорящих Фонографов» ("Speaking Phonograph Co") в 1879 году.
1885 г. Знаменитый телефонщик Бэлл (в соавторстве с Тэйнером) в США получает ещё один патент на изобретение Граммофона ("Gramophone").
1885 г. Создание фирмы «Коламбия» "Columbia Phonograph Records"
1887 г. Эмиль Берлинер в Германии изобретает технологию производства матрицы из металла для массового штампования говорящих и поющих дисков-пластинок.
1901 г. Звезда мировой оперы Энрико Карузо фактически продает себя в рабство звукозаписывающим фирмам и быстро становится самым распространенным в шеллаке певцом мира, а также первым миллионером этого бизнеса (к 1920 году он заработал свыше US$ 2 млн.).
1914 г. Для контроля за выплатой денежного вознаграждения (авторского гонорара) при использовании записей создается Американское общество композиторов, авторов и издателей (ASCAP).
1914-1918 гг. Всплеск тиража пластинок с песнями о первой мировой войне и небывалый рост производства граммофонов (в Европе – патефонов по имени создателя Pathe).
1920 г. Наступает эра Джаза; в США и Западной Европе не остается ни одного дома, где бы не было граммофона-патефона.
1924 г. Возникает сеть радиостанций, транслирующих музыку круглосуточно. Резко падает (на 50%) спрос на пластинки-диски.
1929 г. «Великая Депрессия» поражает биржевые рынки капиталистических стран. Тут уже не до веселья. Индустрия развлечений и её королевское высочество СОХРАНЕННАЯ МУЗЫКА терпит сокрушительный удар. Уже никогда ей не достичь уровня «до 1913 года».
1945 г. Рассекречивается изобретение записи на магнитную пленку. Технология, которую немцы использовали в военных целях, становится достоянием всего прогрессивного человечества.
1948 г. Фирма Коламбия производит первую долгоиграющую пластинку с продолжительностью записи на одной стороне 25 минут, что вновь возвращает на круги своя граммофонно-патефонно-пластиночный бизнес. Снова на долгие годы воцаряется вращающийся диск патефона, но с частотой вращения 33 и 1/3 оборота в минуту.
1983 г. Компакт диск (CD) завершает гонку столетия за первенство на фронте консервирования музыкальной продукции. В течение двух лет закрываются все виниловые производства пластинок в мире, а за два десятилетия способы компьютерного сохранения и звуковосстановления (так теперь называется процесс «проигрывания») достиг высот невообразимых…
09.10.2012, Андрей Сасиновский
Оставить комментарий