Обсудить на форуме

Названы драйверы рынка потребительской электроники в России

В Москве завершила свою работу единственная в Восточной Европе выставка потребительской электроники Consumer Electronics & Photo Expo (12-15 апреля, Крокус Экспо), где на суд широкой публики были представлены мировые новинки фото, аудио, видео, бытовой, мобильной и компьютерной техники, Hi-Fi, High End аппаратура и домашние кинотеатры. Ключевым событием для специалистов вновь стала ежегодная конференция «Российский рынок потребительской электроники - тенденции и перспективы развития» (13 апреля), на которой были названы ключевые тренды развития рынка потребительской электроники в России и мире за прошедший год и обозначены возможные сюжеты развития ситуации.

Конференция включала в себя пленарное заседание, после чего заинтересованные слушатели имели возможность выбрать два разных направления для посещения: «Фотооборудование и услуги» и «Рынок бытовой техники в России и за рубежом». Серьезный состав спикеров не оставил сомнений в объективности и аргументированности докладов. В пленарном заседании приняли участие представители Института маркетинговых исследований GfK-RUS, журнала Stereo & Video, компаний YesКредит, ЗАО «Сони Электроникс», «РИНКО», а также их западные коллеги из Consumer Electronics Association (США) и GfK Великобритания.

Есть ли драйв на российском рынке бытовой техники и электроники? Как оказалось, индекс текущего состояния и индекс ожиданий потребителя в России чуть ли не в 2 раза выше своего американского или западноевропейского аналога. Да и в целом, в мире, экономики развивающихся стран, в которым причислена и Россия, по темпам роста потребления обгоняют экономики развитых стран. К примеру, рост оборота в период с 2009 по 2011 годы на развивающихся рынках составил 73% против 16% в развитых странах! В будущем году в России ожидается более умеренный рост рынка, всего около 10%.

Если говорить о структуре товарооборота, то наибольшая доля продаж приходится на цифровую технику, и лишь чуть более 20% - на домашнюю. Из отечественных трендов стоит отметить, что по потреблению малые города уже активно составляют конкуренцию двум столицам и городам-миллионникам, чья совокупная доля составляет сегодня лишь 40% рынка России. Причем, более всего денег тратится на IT и периферию (до 37% в крупных городах). Компьютерный рынок в целом – один из самых насыщенных, уже более 69% семей в России имеет тот или иной компьютер. Рынок многолик, однако по-прежнему, самый популярный продукт – это ноутбук (на 2011 год продано 13,8 млн. штук). Ноутбуки проникли уже во все ценовые сегменты, даже в категорию «12000-15000 рублей», портативность в моде, как никогда.

Говоря об аудио-видео, стоит отметить, что чуть менее 65% оборота в 2010-2011 гг. в России составили продажи телевизоров. Из трендов экспертами отмечены технологичность, отсутствие проводов, компактность, прогрессивность, доступность. 3D технологии для России стали большей нормой, чем для Европы, и этот тренд пока сохранится, зато телевизоры с выходом в интернет для России – более диковинный продукт, доля продаж таких устройств в Европе на порядок выше.

Что ожидает рынок фототехники в 2012 году? Нужно понимать, что насыщенность рынка цифровых фотокамер очень высока, в Москве такой фотоаппарат есть у 62% домохозяйств, в среднем по России – у 46%. Несмотря на это, каждое начало года происходит смена линейки у крупных производителей.

По прогнозам, возможно вскоре 20% от общего рынка займут фотоаппараты с 10-кратным увеличением и более (так называемый ultraZoom). Среди прочих тенденций – touch screen, который позволяет увеличить экран, рост сегмента 3D камер, а также активный рост спроса на системные (гибридные) камеры, на январь 2012 года этот сегмент рынка занимал уже 2%.

Более подробно о фотобизнесе говорили на секции «Фотооборудование и услуги», которая последовала за пленарным заседанием. Из основных тем для дискуссий: гонка инновационных технологий, конкурентоспособность компании в современном фотобизнесе, тенденции на рынке фотоуслуг, которые напрямую влияют на бизнес, и отдельная тема по фотопечати в целом и фотокнигам в частности. Из негатива – частое опережение потребностей пользователя, когда в борьбе за покупателя производитель «пичкает» продукт ненужными опциями или технологиями. Человеческий фактор (а именно, консалтинг и мастерство продавцов), а также грамотная маркетинговая политика и распространение – вот основные факторы, влияющие на конкурентоспособность, при чем не только технологичных продуктов, но и услуг, таких как фотокниги. Среди основных проблем на рынке, требующих немедленного решения, участники дискуссии отметили дороговизну логистики материалов и самой конечной продукции.

Параллельно для специалистов рынка бытовой техники проводилась секция «Рынок бытовой техники в России и за рубежом». Обзор рынка выявил следующие ключевые для России тренды: встраиваемая крупная бытовая техника менее популярная по сравнению с Европой (в Москве – это 10% продаж всей крупной техники, в других регионах – 5%), но потенциал все же высок, особенно в городах-миллионниках. В то же время, вкусы российских потребителей на крупную бытовую технику до сих пор диктуются средним размером кухни или ванной комнаты, которые оставляют желать лучшего. Для сравнения, 84% жителей Европы предпочитают полноразмерные стиральные машины, в то время как в России, наоборот, 64% покупают узкие. Такая же ситуация – в сегментах холодильников и посудомоечных машин. В то же время российский потребитель не готов отказываться от полезных функций, экономя пространство. Об этом свидетельствует спрос на большую загрузку белья и комплектов посуды в стиральных и посудомоечных машинах. В сегменте малой бытовой техники хитами продаж в России по-прежнему остаются пылесосы и кухонная техника. В 2011 году особенно вырос объем продаж кофемашин, спрос на которые формируют жители мегаполисов с достатком выше среднего.

Широкий интерес вызвал Круглый стол, участие в котором приняли ведущие специалисты, ключевые игроки рынка и представители российских ритейл-сетей. Были затронуты вопросы дизайна бытовой техники, который, по мнению спикеров, должен, несмотря на эксклюзивность, удовлетворять вкусы большинства. Нужно ли развивать собственные бренды ритейл-сетям – эта тема была признана непрофильной и неоправданной по затратам ресурсов и, как итог, нерентабельной для сетей. Широкий резонанс вызвали дебаты по поводу качества произведенных в Китае продуктов. Большинством голосов было решено, что качество товара зависит в первую очередь от нормативов, установленных производителем, а не от страны производства. Среди плюсов названы программы утилизации старой техники, когда магазины предлагают поменять старый продукт на скидку. А среди важных задач на перспективу – малая востребованность энергоэффективной и экологичной техники. Подытоживая дискуссию, участники озадачились спорным вопросом существования различий в товарных группах в магазинах Москвы и других регионах. При этом, статистика четко показывает все возрастающую важность регионов с точки зрения потребления.

Тенденции рынка потребительской электроники и бытовой техники нагляднее всего можно было проследить на представленных в Крокус Экспо новинках, которые зачастую демонстрировались в России впервые. Четыре дня работы выставки были насыщены презентациями, яркими шоу и бизнес-встречами, что положительно сказалось на плодотворной работе специалистов отрасли и приятном времени препровождения посетителей. В следующем году выставка Consumer Electronics & Photo Expo обещает стать еще более представительной по числу участников и более богатой на события, влияющие на развитие отрасли в целом. Ждем Вас с 11 по 14 апреля 2013 года в Крокус Экспо!




Оставить комментарий





||


Главная страница > HI-FI Профи > Репортажи и интервью > Названы драйверы рынка потребительской электроники в России