Однажды мне довелось работать над продвижением проекта «Русский Имперский Балет», возглавляемого Гедиминасом Тарандой. Речь шла о том, нужно нам (России, в частности) искусство в первозданном его обличии – в данном случае, театре – или же вполне будет достаточно просмотра телепередачи либо трансляции спектакля через интернет. Мы настаивали на необходимости присутствия на рынке продуктов искусства, если можно так выразиться, обоих проявлений с приоритетом посещения зрителем живых выступлений – театральных постановок.
Лишь ленивые (не имеющие свободного времени практически сразу отпали в силу доказанного жизненным опытом факта: было бы желание – время найдётся) потребители имели основание обращаться к «неживым» источникам воспроизведения. Пожалуй, все согласятся, что истинное звучание – натуральное. И тот, кто его повторит – либо сам источник как есть, либо гениальное решение проблемы.
Много споров возникало, возникает и будет возникать на тему естественного звучания, пока есть звуки и пока есть мастера очумелые ручки, не оставляющие надежды донести чудесные звуки мира до слуха каждого жителя земли посредством акустических систем.
Кстати, при ближайшем рассмотрении, история создания и эволюции Hi-Fi техники и акустики, в частности, заключает в себе даже такие имена как Пифагор с Архимедом.
Архимед из Сиракуз, ок. 287-212 до н.э. |
«А знаем ли мы – потребители – что нам надо? Вот спросили бы лет 30 назад любого потребителя, а «надо ли оно ему» – разработка источника световых лучей, где фотоны разлетаются, не как кому нравится, а строго когерентно? – «Да вы лучше эти деньги потратьте на улучшение пассиков резиновых для магнитофона Электроника 302!» – воскликнул бы он. Вряд ли кого сегодня интересовали бы в таком случае вопросы зональности двд...
Лучшее – враг хорошего. Преподаватель цепей непрерывного действия «успокоил» нас много лет назад – не будет никогда звук акустики (что hi-fi, что high-end) точно передавать звук симфонического оркестра. «И забудьте вы про 20-20000 Герц! Вот скрипка – резонирует чуть ли не в диапазоне белого шума, и если особо выделяются частоты в 200 и 202 кГц, которых мы точно не слышим, то 2 кГц биения частот между ними уже вполне из слышимого диапазона.» Нет предела совершенству – и то, что «не надо» нам, возможно, будет необходимо завтра всем.»
Ла Скала - оперный театр в Милане |
Кто же прав? И что нам делать?
В Форуме hifiNews.RU обозначилось близкое мне мнение, выступающее за оригинальное живое выступление. Когда «тысячи нюансов влияют на изумительную акустику театра... И, чтобы получить адекватный звук дома – я должен туда перетащить весь театр, по сути! Мебель, людей, люстры... да всё, от чего отразился звук... Как первоноситель. Так что, как ни крути, никакая hifi не вернет тебя в оперу…»
Однако не все имеют возможность, в том числе и материальную, посещать, к примеру, Ла Скала (итальянский оперный театр в Милане – для тех, кто не знает)
Шоу-рум студии дизайна и декора «Лабиринт» |
Это «как в фильме «Матрица»: откуда матрица знает, какой на вкус должна быть курица?» Но уже «задолго до рождения режиссёров и сценаристов «Матрицы» говорил – на вкус и цвет товарищей нет. Одна и та же курица не может быть одинаковой на вкус для каждого».
Знаете, как в анекдоте:
- А это настоящая, натуральная кожа?
- Нет, это – лучше!
Пожалуй, все согласятся, что лучше живого звучания нет ничего. Именно к нему и стремятся акустические системы Hi-End класса. Однако также априори известно, что абсолютно правильно системы да ещё одной на всех быть не может. Ведь не даром говорят, что на вкус и цвет товарища нет. Вот и здесь. Одно и то звуковое оформление может восприниматься и воспринимается в очень узком, субъективном формате. Нельзя сказать, что это хорошо, но и вовсе не смертельно. Каждый имеет право купить, что есть… конечно, выбирая из того, что имеется на рынке … Но как раз спрос и рождает предложение.
Оставить комментарий