Обсудить на форуме

А где Алиса?

Наверняка, у каждого из нас нет-нет, да и возникало желание последовать примеру знаменитой Алисы Льюиса Кэролла и совершить путешествие в мир «Зазеркалья». Однако, как только мы понимали, что «Зазеркалье» - копия действительности, мечта пропадала раз и навсегда. Иначе обстоит дело с желанием зрителя очутиться по ту сторону кино- и телеэкранов. Ведь тот мир, в отличие от окружающей нас реальности, никогда не банален.


В одной известной поговорке говорится: «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Именно так действует мир кино. При помощи достижений современной техники он превращается в Алису и проникает в нашу реальность, превращая ее в отражение происходящего на экране. Об этих самых чудесах техники и пойдет речь ниже.

Итак, представьте себе, вы скармливаете DVD-проигрывателю новенький блокбастер, удобно устраиваетесь в любимом кресле, нажимаете на «лентяйке» заветную кнопку «Play» и… Отличное изображение! Это вам не убогая 14-ти дюймовая «форточка», и даже не «окно», а целая «смотровая площадка», например, в Европу. Прекрасный звук. Вы отлично слышите, как кто-то крадется у вас за спиной, хотя в комнате никого, кроме вас, нет; а иногда вам хочется пощупать собственный пульс и констатировать смерть от пулевого ранения в голову, поскольку вам кажется, что пули, весело со свистом влетают в ваше правое ухо и вылетают из левого. Однако это все, что дано вам ощутить. Большая часть происходящего на экране так и остается по ту его сторону.

Конечно, богатое воображение и прекрасный сюжет в состоянии, что называется, втянуть нас в происходящее, но это, по сути своей, больше похоже на ситуацию, когда извозчик запряжен в повозку и понукаем собственной лошадью, чинно восседающей на козлах. Ведь такие важные составляющие, как прикосновения, запахи, ощущение открытого пространства и т.п., остались за кадром.

«И где же та самая кино-Алиса?» - спросите вы. А вот где.

Начнем с того, что буквально бросается в глаза, то есть с вашей «смотровой площадки» в мир кино. Вы, наверняка, предпочитаете смотреть фильмы в полутемном или темном помещении, чтобы не отвлекаться. Но если вас в подобной обстановке ничего не беспокоит, то ваш зрачок «отвлекается» больше, чем обычно. При каждом переходе от темных сцен к светлым, и наоборот, он то расширяется, то сужается, а результат любой физической нагрузки – усталость. И вы чувствуете себя так, будто позади у вас не просмотр полуторачасового фильма, а бессонная ночь. Да и четкие границы экрана однозначно дают понять: то, что вы видели – не целый мир, а лишь часть его.

Со всеми этими недостатками малой кровью удалось справиться специалистам корпорации Philips, создавшим систему Ambilight. Это слово - результат объединения двух английских, Ambient и Light, - то есть окружающая подсветка. Так называется система управляемой цветовой подсветки для телевизоров, которую создали специалисты сразу трех подразделений Philips (исследовательского, потребительской электроники и осветительной техники).

Приспособление представляет собой флуоресцентные лампы. Они установлены вертикально слева и справа на скошенной части задней панели плоского телевизора, чтобы отбрасывать мягкий свет на стену за ним. Таким образом, создается идеальное световое окружение для просмотра. Благодаря этой системе, значительно снижается активность зрачка и просмотр становится менее утомительным. Кроме того, поскольку подсветка - задняя, на экране от нее не возникает бликов, которые обычно появляются от обычных ламп. Использование Ambilight™ улучшает и контрастность изображения. На ЖК гораздо лучше воспринимается черный цвет, что субъективно увеличивает контрастность. На плазменных панелях подобный эффект максимально достигается при ярко выраженной цветовой подсветке. Можно задать, как определенные цвета и оттенки, которые незначительно изменят окраску, следуя преобладающему цвету на экране, так и «активный» режим, при котором, в зависимости от изображения, подсветка будет резко меняться как по яркости, так и по насыщенности основного цвета. В «активном» режиме получается некий аналог цветомузыкальной установки, только цветом управляет не музыка, а видео, что создает субъективное ощущение расширения границ изображения (вы как бы смотрите в окно, а не на картину, и вам кажется, что где-то там определенно есть продолжение). Если же телевизор находится в режиме ожидания, то система Ambilight™ может просто освещать комнату, создавая определенное настроение.

А хотите позвать кино-Алису к себе в гости, ну или хотя бы попытаться сделать это без того, чтобы после вас не поволокли к психиатру? Тогда вместо привычных панелей вам понадобится туманный экран для видеопроекции FogScreen Inia финской компании FogScreen. Он позволит буквально ходить сквозь происходящее на нем.

Первая постоянная инсталляция опытного образца существует в финляндском Vaprikki Museum Center с января 2003 года. Экран представляет собой тончайший слой крошечных туманных капелек, стабилизированных между двумя потоками воздуха. На ощупь он сухой и прохладный. После того, как человек пройдёт сквозь экран или проведёт рукой по нему, ровное изображение восстанавливается очень быстро. Более того, используя специальные датчики движения, можно сделать такой экран чувствительным к прикосновению. Тогда на нем станет возможным рисовать рукой, оставляя светящиеся следы и даже целые фейерверки, послушные движению пользователя. Это одно из полезных изменений в технологии FogScreen, произошедшее со времени её изобретения.

Вообще же нужно добавить, что FogScreen стал за прошлый год победителем в нескольких конкурсах и выставках инноваций. И вот теперь его можно купить. Нынешняя версия прибора создаёт туманный экран размером 1,5 х 2 метра. Заказ компания обязуется выполнить в течение месяца. Цена FogScreen Inia составляет $125,3 тысячи.

Ну что ж, с тем, что бросается в глаза, мы разобрались. А хотите ощутить, не вставая при этом с собственного кресла, всю прелесть, скажем, полета в кабине истребителя, поездки по пересеченной местности на ралли Париж-Дакар или брызги волн во время Тихоокеанской парусной регаты? Нет ничего проще, если вы позаимствовали свое кресло в 4D кинотеатре за рубежом или в наших КБ, занятых производством военных тренажеров.

Специальные 4D кресла были созданы для имитации различных природных явлений. Они способны воспроизводить 5 различных эффектов: ощущение падения, вибрацию, дуновение (порыв) ветра, брызги воды и «эффект мышей» (зрителям кажется, что у них по ногам бегают мыши). Каждый из перечисленных эффектов активизируется только в определенный компьютером момент и совпадает с видимым на экране изображением. В результате, повышается реалистичность ощущений. Кресла снабжены подвижными платформами, которые обладают тремя степенями свободы движений: качание (вправо и влево), опрокидывание (вперед и назад) и горизонтальное поворачивание.

Горизонтальное поворачивание.

Это самая потрясающая из опций подвижной платформы, разработанная специально для цилиндрических экранов. Платформа может поворачивать кресла в горизонтальной плоскости на 45 градусов влево или вправо! Скорость поворота составляет 15 градусов в секунду.

Качание вправо и влево.

Максимальное смещение платформы при качании составляет 50 см и угол наклона 12 градусов.

Опрокидывание вперед и назад.

Максимальное смещение платформы при опрокидывании составляет 50 см и угол наклона 12 градусов.

Приобретение подобной «игрушки» для многих из нас - из разряда фантастики, похлеще «Звездных воин», да и добывание оригинальных управляющих данных для сопровождения тех или иных зрелищных шедевров киноиндустрии сравнимо по материальным затратам с прокатом оных в приличном кинотеатре. Тем не менее, всему этому есть довольно простые альтернативы.

Первая из них - не очень безопасная. Допустим, в данный момент на вашем экране происходит серия взрывов или огромный тихоокеанский лайнер со скрежетом прорезает причал небольшого прибрежного городка. Для того чтобы ощутить все эти моменты на собственной шкуре, вам придется увеличить громкость сабвуфера до такой степени, что бедное устройство, того и гляди, само взорвется и заскрежещет от чрезмерной нагрузки, а вы при этом рискуете получить легкую контузию.

Для тех, кто не хочет рисковать, в парке современного оборудования есть устройства, способные за весьма умеренную плату создать все эти тридцать три удовольствия, не рассыпавшись при этом на составные части.

Компания Guitammer, а, точнее, один из ее основателей Kен Маккоу с партнёром разработали прототип оригинального устройства и назвали его ButtKicker. После нескольких лет исследований и доработок в 1999 году был получен патент на новый вид низкочастотного излучателя на основе линейного электродвигателя и ButtKicker стал коммерческим продуктом. Низкочастотный вибратор был предназначен для барабанщиков и бас-гитаристов, чтобы достоверно контролировать самые низкие частоты их инструментов. Однако, как только устройство появилось на рынке, оказалось, что сфера его применения гораздо шире. Его можно использовать, в первую очередь, в домашних кинотеатрах, на дискотеках, в кинотеатрах, в аттракционах и т.д. ButtKicker способен создать мощный низкочастотный эффект, без использования дорогостоящей гидравлики и увеличения громкости сабвуферов. Он может работать на три кресла, а небольшие размеры позволяют располагать его непосредственно под ними. Это устройство не доставит неприятных неожиданностей, поскольку очень надежно. Оно имеет только одну движущуюся часть, которая подвешена на магнитах внутри корпуса, а термический переключатель защищает от перегрева.

Благодаря своей разумной стоимости, высокой эффективности (в 4-6 раз большей, чем у вибраторов, сделанных на основе динамических громкоговорителей) и миниатюрности, ButtKicker многотысячными тиражами продаётся по всему миру.

Технические характеристики прибора:

В общем, если вы обзаведетесь подобной штучкой, то при просмотре какого-нибудь эпизода с путешествием героя по лестнице на пятой точке, вы сможете пересчитать количество ступеней не только визуально. А после очередного масштабного взрыва, я больше чем уверен, вы не преминете проверить, все ли у вас осталось на месте или необходим визит хирургу.

Итак, визуальные, слуховые и тактильные ощущения мы, так или иначе, перенесли с экрана в реальность, но, наблюдая за диковинной растительностью в экзотических странах, так и хочется воскликнуть: «Эх, вот бы сейчас ощутить все эти ароматы!» Так за чем дело встало? «Пахучее кино» или «Одораму» («одор» - запах) внедрили в некоторых английских кинотеатрах. Каждому зрителю перед сеансом выдается пленка из пластика. По указанию с экрана ее надо потереть в определенном месте, после чего ощущается соответствующий просматриваемому эпизоду запах. Хотя подобные методы уже вчерашний день. Буквально в прошлом году в Германии состоялась премьера «One Day Diet» - первого в мире кинофильма, сопровождаемого не только звуками и музыкой, но и специально подобранными запахами. В кинокартине рассказывается о человеке, который должен ради победы в конкурсе съесть 50 шоколадных тортов.

Обонятельное сопровождение фильма проводится при помощи аппарата под названием «Sniffman», который был разработан немецким инженером Стефаном Рейцем. По размерам устройство сравнимо с кассетным аудиоплейером. Управляющие сигналы, указывающие ему, когда, как и чем пахнуть, передаются ему по радио. В арсенале «Sniffman» - около сотни ароматов. Благо, по сюжету, в «One Day Diet» присутствует множество разнообразных кондитерских запахов.

К вышесказанному остается добавить, что новому типу кино будет в немалой степени способствовать открытие японских ученых. Уже много лет их изобретение используют крупнейшие фирмы, производящие духи. Речь идет о технологии искусственного ароматического синтеза. Как только она появилась на свет, отпала необходимость переработки целых полей цветов ради получения нескольких капель ароматической эссенции. Теперь достаточно получить молекулярную структуру аромата и тогда можно воспроизвести запах без всяких искажений в любых количествах. Более того, синтетическая копия запаха не вызывает аллергии и гораздо более устойчива. Так же у нее отсутствует естественный недостаток - так называемое старение запаха - потускнение и искажение в результате распада хрупких органических соединений натурального ароматического вещества.

Таким образом, в применении к задачам кино синтетический способ воспроизведения запаха делает прокат вполне технологичным и дешевым, а создателям кино дает практически неограниченные возможности для комбинирования запахов и насыщения ими сюжета. В этом случае производство того или иного аромата не будет нуждаться в наличии определенного аромата в кинозале или в другом помещении, где проходит показ, а станет синтезироваться параллельно сюжету согласно заложенным в самом фильме электронным кодам. Между прочим, приставку к компьютеру, синтезирующую запахи, разработала фирма DigiScents. Она называется «iSmell» и доступна любому кошельку. В приставке учтена информация о работе половины из 1000 изученных наукой генов, которые контролируют человеческое обоняние. Из 200 исходных субстанций, содержащихся в сменном картридже, прибор способен синтезировать 2128 запахов – это примерно половина тех, которые способен обонять человеческий нос. Примерная стоимость прибора - $200. Правда, на мой взгляд, возникнут некоторые проблемы, связанные с внезапным окончанием или чрезмерным распылением ряда ароматических соединений. Так, например, химическое соединение индол в малых концентрациях пахнет фиалками, а вот в больших запах от него, как от отходов переработки этих цветов травоядными животными. В связи с этим хочется верить, что разработчики тщательно выверили палитру пахучих веществ.

Теперь дело за малым: кинопроизводителям остается добавить соответствующую информационную дорожку в релизы своих фильмов, и полный эффект присутствия нам обеспечен. Алиса, ты уже здесь?

Материал подготовил Михаил Китаев



Оставить комментарий





||