Чтобы клиент купил очередную безделушку, его надобно «заинтересовать». А это не так-то просто, учитывая, что его капризам нет конца и края. В прошлые времена эту публику ловили пачками воинственные соседи и отправляли служить на галеры или на иные полезные рабские вакансии. Возможно, в будущем ученые могущественной Китайской Народной Республики придут к выводу, что хрящи представителей европеоидной расы отлично сгодятся в качестве удобрений на полях провинции Сибирь. А пока, в самые гуманные времена загнивающего капитализма, от потребителей ничего особенного не требуется, кроме регулярных трат своих денежных накоплений. Откушавши «хлеба», клиент требует «зрелищ», которые должны быть представлены на отменном техническом уровне…
Переход от точечного источника звука (моно) к стереопаре АС придал музыкальным образам впечатляющей достоверности. (Хотя, справедливости ради заметим, что и по сей день находятся старообрядцы, утверждающие, что с монофоническим широкополосным динамиком, выпущенным в годы Рейха, ничто не сравнится: ни по «теплоте звука», ни по прочим метафизическим характеристикам). Предпринятые в 70-е годы попытки навязать четырехканальную квадрофонию (Q-sound) завершились неудачей. Как известно, для ориентации в пространстве человеку вполне хватает двух ушей, а не четырех, а потому эффект от нововведения оказался слишком слабым и неочевидным для единогласного перехода на новый стандарт звукозаписи.
Тем не менее, впоследствии лукавый нашел-таки многоканальную дорожку к сердцам неофитов через масштабные кинополотнища, языческая суть которых должна была передаваться через демонический рев взрывов и прочих «погремух», чудесно возникавших позади зрительской публики. В домашнем воплощении это закончилось известно чем – редукцией и дроблением, имеющим свое законное объяснение, как экономическое, так и теологическое. Держать добротную стереосистему стало непочетным и неинтересным делом. В домашнем многоканальном варианте звук сжимается, наподобие МР3, и передается с потерями качества относительно оригинала. Как ни прискорбно, но на старых Hi-Fi видеокассетах частотный диапазон может оказаться гораздо шире, чем на последующих DVD-переизданиях на стандартном Dolby Digital 5.1. Зато теперь люди самых разных профессий и достатков с гордым видом прут в свои жилища и расставляют по периметру шесть небольших серебристых кубиков, более уместных для хранения сыпучих продуктов. И ведь радуются как дети!
Однако оставим эту обширную и печальную тему до следующего раза и поговорим о технических ужимках и гримасах стерео, ставшей бедной родственницей в многоканальном семействе. Несчастная стерео принялась всячески прихорашиваться, как старая дева перед плюгавым женихом. В частности, убеждать потребителей в своей состоятельности по части достоверности музыкальных образов и «объемного звучания». В начале 90-х, когда слова «домашний кинотеатр» ассоциировались с дорогостоящей экзотикой, а DVD-плеер стоил под тысячу долларов, многочисленные мини-системы в пику наступающей многоканальной моды принялись расцвечивать свои панели всяческими надписями, общее значение которых сводилось к слову Surround.
В сердце всех этих 3D-Sound лежал какой-нибудь DSP-процессор, меняющий фазово-частотные характеристики сигнала. То есть микросхема. Недорогая в производстве и отныне обязательная к употреблению. Ибо потребитель желал поиграть со звуковыми эффектами – «стадион», там, или «хор»… Производители ответили россыпью «генераторов звуковых фантомов»: Digital controlled audio processor (TDA7344 от SGS-Thomson), Matrix surround IC (PC1853 от NEC), Spatializer (от Desper Products), RSS (от Roland), SRS или Vivid 3D (от Hughes), Incredible Sound (от Philips). Так Spatializer применялся в магнитолах Panasonic, а SRS – в Sharp и Kenwood.
Как уже упоминалось, указанные электронные системы модифицировали фазово-частотную характеристику аудиосигнала, имитируя то или иную модель акустического поля, например, открытое пространство или гулкое здание. Даже в советских переносных кассетниках применялись простейшие схемы искусственного расширения стереобазы. Разумеется, когда воспроизводящее устройство - размером с дамскую кошелку, а динамики – копеечные, тут уж не до соблюдения аудиофильских приличий: звучит «приятнее», да и ладненько. Суть приема заключалась в следующем. Если сигнал от обеих колонок достигает ушей в одной фазе, субъективно покажется, что источник сигнала находится точно между колонками. Стереоэффекты же могут достигаться за счет сдвига фаз и амплитуд сигнала от разных колонок. Вот и «расширение стереобазы» происходило за счет того, что к каждому каналу прибавлялся или вычитался противоположный канал в противофазе. Процедура выполнялась на средних и верхних частотах. Поскольку стереоэффект на низких частотах воспринимается слабо, такие манипуляции на НЧ могли бы ослабить басы.
В дальнейшем родились более совершенные алгоритмы. Их появлению поспособствовали психоакустические исследования. Прежде чем в аппаратуре Philips появилась функция Incredible Surround Sound, сотрудники исследовательской лаборатории Philips Рональда Аартс и Роберта Деккерса провели ряд опытов с группой слушателей, получив зависимость изменения звукового давления в левом и правом ухе при последовательном перемещении реальных АС от исходного положения в расширенное. Звуковые волны, идущие от смещенных динамиков, будут восприниматься слушателем по фазовым и частотным параметрам совершенно по-другому, в отличие от исходных. Это зависит от времени прихода фронта волны к барабанным перепонкам левого и правого уха, эффектов затенения и дифракции волн на голове. Найденная функциональная зависимость трансформации звука, получившая название Head Related Transfer Function (HRTF), была определенным образом заложена в электронную схему, обрабатывающую выходной стереосигнал. Вот и все. Функция имеет линейную структуру, поэтому на практике управление ею осуществляется с помощью простейшего двухканального потенциометра, плавно изменяющего режим расширения базы от обычного стерео (0% расширения) до максимального проявления эффекта - 100%. Incredible Surround Sound в дальнейшем получил широкое распространение в аппаратуре Philips, включая даже телевизоры.
Рассмотрим пример работы еще одного DSP-процессора SRS, схожего по принципу действия с подобными разработками. Здесь реализованы два режима виртуального расширения стереобазы: музыкальный (Virtual I – создается ощущение, что колонки раздвинуты от первоначального положения), и режим кинотеатра (Virtual 2 – возникает иллюзия работы дополнительных боковых громкоговорителей). Кроме того, с помощью искусственных ревербераций имитируется акустическая обстановка концертного зала средних размеров (Hall), собора с куполом (Dome, большое время реверберации проявляется как гулкость многократных отражений) и «живое» пространство концертной площадки (Live).
Понятное дело, что искусственно обретенная «объемность» связана с вмешательством и искажениями исходного сигнала. Прежде всего, с его тональным балансом. На баланс можно и наплевать, когда качество стерео в портативных системах, мультимедийных комплексах или ТВ ограничено малым расстоянием между громкоговорителями. Да, спору нет, – это один из недорогих способов несколько разнообразить убогость источника звука. Но когда речь заходит о более развитых аудиосистемах, все эти электронные дезодоранты лучше держать отключенными, ибо они не заменят свежего аудиофильского воздуха.
|
Оставить комментарий