Обсудить на форуме

Доработка бумажных динамиков 3гд-38 (новое обозначение 5гдш-1-4) и других

О доработке подобных динамиков писали неоднократно, но вопросы возникают. Опишу о своем опыте доработки. Эти динамики применялись почти во всех советских телевизорах.

Достоинства:
  1. Магнитоэкранированная система.
  2. Высокая чувствительность.
  3. Небольшой размер.
  4. Высокая добротность, что хорошо для открытого ящика (ОЯ) или щита.
Недостатки:
  1. Высокая резонансная частота.
  2. Призвуки диффузора и гофра.
Как победить эти недостатки:

1. Резонансную частоту можно снизить 2 способами: увеличением веса диффузора, но при этом уменьшится чувствительность (для лампового усилителя это не подходит). Увеличением гибкости подвеса - центрующей шайбы и (или) гофра.

Можно вырезать сектора в центрующей шайбе. Только не переборщить! Иначе слишком увеличится ход, и возрастут искажения.

Я предлагаю размять гофр и тем самым увеличить его гибкость, не трогая центрующую шайбу. Пропитываем гофр спиртом (можно водкой) и подаем на динамик сигнал 50-100 гц мощностью около 1 ватта.

При высыхании добавить спирт. Увеличить мощность до границы появления заметных искажений. Когда спирт высохнет вторично, погонять еще минут 20.

2.Готовим пропитку из герлена. О ней писали Шоров и Жбанов.

Кисточкой покрываем подвес(гофр) с обоих сторон и 0.5-1 см диффузора. Больше не надо. После высыхания, через несколько часов покрыть еще раз гофр, стараясь лучше промазать место склейки диффузора с корзиной. Не надо промазывать весь диффузор! Сильно упадет чувствительность.

Полное высыхание через 2 суток. Пропитка герленом убирает призвуки диффузора и совместно с разминкой снижает резонансную частоту.

Для увеличения отдачи на ВЧ увеличиваем жесткость центра диффузора. Центр диффузора на 1/3 от центра пропитать разведенным нитроцеллюлозным клеем или БФ-2. Лучший вариант ХИТИНОВАЯ пропитка. Только до впитывания в бумагу! Больше не надо.

Эта процедура, конечно, не сделает из этого динамика сабвуфер, но значительно расширит полосу воспроизводимых частот.

3гд-38 можно применять с ламповыми усилителями мощностью 1-5 ватт. Желающие могут добавить НЧ динамик или сабвуфер.

Хороший вариант для домашнего театра: 5 динамиков (магнитоэкранированных!) плюс сабвуфер. Подобную доработку можно произвести с любыми бумажными динамиками. Эффект положительный!

Долгое время у меня работали они у меня в качестве СЧ-ВЧ. С частотой раздела 150 гц.

Фильтр первого порядка на входе усилителя (конденсатор). Гофр пропитывал герленом. С добавочным сабом само то. Открытый ящик надо делать широким и не глубоким. Или Щит. Лучше бас и нет резонансов корпуса на СЧ.

Зачем мы ставим 2 динамика?

1. Повысить чувствительность.
2. Удвоить площадь диффузора, тем самым увеличить бас.

Советую подбирать пару с разной резонансной частотой. И один с более низкой резонансной. С пропиткой гофра герленом. Центр желательно прикрыть звукопоглощающим диском или шаром, подвешеным перед центром динамика (такой акустический фильтр). Динамики располагать вплотную по вертикальной оси.

Сергей Сергеев, 06.10.2011

Комментарии

Всего комментариев 3

сергей
06 января 2012, 13:30
если пропитывать -масса пропитки до о.5гр и мерять постоянно ачх по науке\ а не от фонаря\те как делает гнат а не большинство дилетантов -колонко строителей от балды на вкус.см комментарии в однотактный ламповый усилитель о групповом гнат на 12шт 5гдш-4 и шп групповом изобарике.
сергей
12 октября 2013, 18:23
Динамик в центре пропитан заводом как надо. Утяжелять диффузор клеем - выигрыш от жесткости пропитки уйдет. Наигрался пропитками - бросил поиски невидимых зачастую на АЧХ бацилл.




||


Главная страница > Российский Hi-End > Радиолюбительство. Hi-End по-русски > Доработка бумажных динамиков 3гд-38 (новое обозначение 5гдш-1-4) и других