Если в советские годы внешний вид изделия явно был отодвинут на второй план, то сейчас уже никто не будет спорить с тем, что «встречают по одежке». Но помимо промышленного дизайна есть еще и акустический, без гармонии с которым вышеуказанный не представлял бы ценности. Итак, поговорим об акустическом дизайне: почему он требует повышенного внимания.
Акустический дизайн решает вопросы звукопоглощения и звукоизоляции, играет основополагающую роль при установке АС или озвучивании помещений.
Помещение, в котором звучит музыка, оказывает существенное воздействие на качество воспроизводимого звука. Фактически, комнату прослушивания с ее техническими характеристиками следует рассматривать, как отдельное звено тракта звуковоспроизведения.
Чаще всего проблемы во многих системах возникают из-за неверного расположения акустических систем. Подбор подходящего места для расположения акустики — важнейший фактор в процессе достижения наилучшего звучания домашней системы.
В некоторых случаях при акустической обработке необходимо использовать специальные материалы и устройства, которые позволяют существенно улучшать акустические характеристики помещения. Иногда необходимо использовать средства активной электронной коррекции звука, как в кинотеатральных (многоканальных), так и в стерео (двухканальных) инсталляциях. Вопреки расхожему мнению такие корректоры звука не только не внесут заметных искажений в звуковой тракт, но и позволят устранить искажения звука в сложно инсталлируемых помещениях, в которых недостаточно применения лишь средств пассивной акустической обработки.
Существует специальный стандарт идеально звучащего помещения без дополнительных активных и пассивных устройств и материалов, принятый Международной электротехнической комиссией за номером 60268-13. Согласно этим нормативам, эталонной считается комната длиной 7 м, шириной 5,3 м и потолком, расположенном на высоте 2,7 м.
Принимаясь за трудное дело акустического дизайна, надо представлять себе конечный результат. Акустический прогноз есть сплав опыта и знаний. И складывается он из форм конструкций помещения, баланса финишной отделки, тюнинга – применения отдельных акустических элементов и т.н. Технического задания Заказчика, проще говоря, направления его музыкальных пристрастий. О том, какие звуки «ближе к сердцу»
Сразу оговорюсь, что вкусы у людей разные. Это, конечно, не означает, однако, что мы не можем полюбить одну и ту же музыку. И наиболее эмоциональное воздействие имеет живое исполнение (хотя, боюсь, не все согласятся со мной). Так или иначе, но в любом случае мы слушаем очень разную музыку, даже если это одно и то же произведение, записанное в одной и той же студии пусть и одним и тем же звукорежиссером. Во-первых, потому что слушать мы можем совсем в другом месте, а значит, по-другому будет звучать помещение; во-вторых, потому что исполнители могут по-другому играть, на других инструментах, у дирижера может быть насморк или это уже совсем другой дирижер или оркестр. Как мы видим, в цепочке Исполнение - Звукозапись - Прослушивание задействовано столько факторов, категорически влияющих на звук, что говорить о чем-либо идентичном даже для отдельного звена весьма проблематично и надо сказать, что последний тезис очень ловко используют многие деятели российской «попсы». Поэтому в потоках дешевой звуковой российской грязи, льющейся в уши, редко можно заметить ручеек чистого искусства, ибо это требует большой и серьезной работы над исходным материалом – темой, аранжировкой, инструментовкой, текстом, и прослеживания по всей звуковой цепочке вплоть до выхода серийного CD. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что так называемый «феномен русского рока», состоящий в доминировании текста над музыкой, представляет собой диссонирующие созвучия фонетики русского языка и тембральных законов ритм-энд-блюза. Вот, в частности, одна из причин того, что ни один представитель «русского рока» или «попсы» никогда не станет мировой звездой (в отличие от национальных направлений в музыке).
В работе со звуком редко можно встретить специалиста, имеющего дар тембральной гармонии. Безусловно, этим даром обладали все выдающиеся композиторы. Умением поиграть тембрами всего арсенала музыкальных инструментов, отдельных предметов и человеческих голосов наделены редкие люди. Являясь проводниками между иррациональным в звуке и остальным человечеством, они способны донести нам то тембральное своеобразие, которое является источником нашего эмоционального и интеллектуального наслаждения настоящей музыкой. И помещение, как последний элемент, способно или усилить, или ослабить величину такого впечатления.
Однако этого мало. Тщательнейшая работа по всей цепочке, как результат творческих усилий одаренных людей, может быть сведена «на нет» низкой культурой восприятия музыки, которую некоторые до сих пор считают атрибутом исключительно пьяного застолья. Культура исполнения и культура восприятия музыки требуют известного обучения и самообразования. Это единственный путь правильной оценки музыкального произведения и исполнителя. Это единственный путь признания авторских прав.
Независимо от того, существует ли помещение, которое предназначено для прослушивания или оно начерчено в плане, необходим проект акустического дизайна. Проект содержит ряд более или менее стандартных решений, относящихся к конструкции стен, шумоизоляции, прокладке и защите инженерных коммуникаций и принципиальные расчеты, касающиеся планировочных, отделочных и специальных акустических решений.
Конечным итогом является планировка, отделка и размещение акустических материалов, определение позиций источников звука и мест прослушивания. Поскольку идентичные условия для решения задачи акустического дизайна встречаются чрезвычайно редко, то и готовых одинаковых решений практически не существует. Поэтому невозможно взвесить ценность одного отдельно взятого проектного компонента. В одном случае основную «тяжесть» акустического прогноза несет планировка, в другом – отделка, а в третьем – применение специальных акустических приборов и материалов. Иногда существенным дополнением к условию задачи выступает необходимость радикальной шумоизоляции.
Проблемы шума и шумоизоляции стары, как мир. Человечеством накоплен изрядный опыт борьбы за тишину. Шум - это звуки, которые в данный момент не несут полезной для конкретного человека информации.
Шумы различаются. "Воздушный" образуют звуки голоса, телевизора, музыкального центра или лай собаки. "Ударный" возникает при механическом взаимодействии предметов: соседи сверху бегают по полу, опрокидывают стулья, двигают столы и хлопают дверями, а вам все это слышно. Шум от ремонта, который добрался с 10-го этажа до 2-го, - "структурный", то есть распространяется преимущественно по элементам конструкции здания. Отсюда очевидна задача звукоизоляции: не дать звуковой волне выйти наружу и не впустить в помещение "чужие" волны. Изолировать от гама следует каждую, где человек проводит много времени. Шум ни в коем случае не должен попадать в спальню и детскую. И в обязательном порядке не должен "выпускаться" из комнаты с домашним кинотеатром или спортивной залы, а в случае коттеджа - из помещений, где расположено шумное инженерное оборудование - котельной, генераторной, насосной. Шумов много, а ощущать себя по-настоящему комфортно можно только в таком жилище, где ничто не будет напрягать ваш слух.
Поэтому к проблеме звукоизоляции стоит подходить основательно.
Один из первых вопросов, с которым заказчик обращается к продавцу: "Сколько стоит звукоизоляция?" Вопрос абсолютно корректный с точки зрения русского языка и здравого смысла. Но слишком глобальный с точки зрения акустики. Ведь способностью изолировать звук обладает любой строительный материал, будь то кирпич, бетон или дерево. Более того, любая конструкция в доме - от стен до мебели - также поглощает децибелы.
Поэтому правильнее говорить о нескольких элементах, из которых состоит звукоизоляция помещения.
Во-первых, о конструкциях, образующих изначальную звукоизоляцию.
Во-вторых, о дополнительных звукоизолирующих конструкциях.
И, в-третьих, о специальных звукопоглощающих материалах.
Между звукоизоляцией и звукопоглощением есть существенная разница. Если говорить в общем, то первый термин означает отражение энергии, второй - ее поглощение. Казалось бы, почему не ограничиться только отделкой помещения звукопоглощающими материалами? Тогда бы и обратно в комнату ничего не отражалось, и наружу бы не просачивалось.
Но, оказывается, что собственно звукоизолирующие конструкции "работают" эффективнее. Например, для того чтобы снизить уровень "выходящего" звука на 50 дБ, понадобится звукопоглощающий материал толщиной в два метра или звукоизолирующая конструкция толщиной всего около кирпича. На практике же звукоизоляция комнаты устраивается так, чтобы и отражать, и поглощать звуковую энергию.
Начнем со звукоизолирующих конструкций. Если есть такая возможность, желательно заранее подумать об акустическом комфорте вашего жилища. Дело в том, что звукоизоляция определяется прежде всего массивностью ограждающих перегородок - потолка, пола и стен (и только потом - качеством звукопоглощающих материалов). Чем увесистей стена, тем больше звука она отразит.
Помимо кирпича, немало и других строительных материалов, однослойные конструкции из которых умело "задерживают" звук. Это монолитный железобетон, керамзито- и пенобетонные блоки и т.д.. Главное, чтобы они вместе со связующим раствором образовывали герметичную конструкцию без всяких щелей и отверстий. Так что при проектировке помещения уже только за счет увеличения массы перекрытий и стен при надлежащей герметичности соединений можно получить неплохую звукоизоляцию. Однако тут есть и свои тонкости. Даже если вы нарастите массу конструкции вдвое, звукоизоляция увеличится всего лишь на 6 дБ. А это не так уж и много. Кроме того, с ростом массы в два раза во столько же раз вырастет и толщина стены. Добавить тишины помогут многослойные конструкции. Именно "добавить". К сожалению, в городских условиях полностью устранить шум почти невозможно.
В комнате должно быть меньше 20 дБА, только тогда покажется, что вы пребываете в абсолютной тишине. В большинстве случаев городская квартира находится под "давлением" 40-50 дБА. Максимальная цифра, на которую способны уменьшить шум многослойные конструкции - 15 дБ. Практически это предел для дополнительной звукоизоляции существующих стен и перекрытий. Многослойные конструкции легкие и не массивные по строительным меркам, но и они "съедают" полезную площадь. Увы, но по-другому не получится. Если вам будут обещать сделать тонко и эффективно, - не верьте, это противоречит законам физики. Жертвуя не более 20-30 мм, вы не ощутите значительных перемен. В конструкциях, предназначенных для дополнительной борьбы с децибелами, чередуются как минимум два слоя - "жесткий" (гипсокартон, гипсоволокно или кирпич) и "мягкий" (звукопоглотитель). Часть звуковой волны отражает первый слой, а часть тонет в "пучине" второго. …Итак, комната со всех сторон находится под защитой ограждающих конструкций. Однако им не всегда по силам оградить от шума самостоятельно. На помощь приходят специальные материалы и конструкции. О помощниках подробнее…
Специалисты говорят, что около 70% жалоб жильцов многоэтажек приходится на шумы, «пробравшиеся» от соседей сверху через междуэтажные перекрытия. Причем, не столь важно, из чего построен дом: угнетающий звук найдет прореху в звукоизоляции как кирпичного, так и монолитного здания, не говоря уже о блочном или панельном. Причинами хорошей слышимости ударного шума могут быть: недостаточная массивность перекрытий, жесткие связи в его конструкции, а также жесткость самого материала «чистого пола» (та же плитка, приклеенная к поверхности перекрытия). Как спастись? Для этого в квартире необходимо применять «плавающий пол». Его конструкция легка в устройстве и не слишком тяжела для кошелька.
Под чистовой пол (паркет, линолеум, плитку) или под выравнивающую стяжку укладывается тонкий слой изолятора ударного шума. В отличие от звукопоглотителей, материалы, которые используются для изоляции ударного шума, звуковую волну не «впитывают», а отталкивают, заставляя ее терять энергию. Упругие прокладки из стеклохолста «Шуманет-100» толщиной всего 3 мм, уложенные под выравнивающую стяжку толщиной 60 мм, снизят уровень ударного шума на 23 дБ, а пол, устроенный по слою стекломатов «Шуманет-П60» толщиной 20 мм, - на 37 дБ. Это весьма ощутимое снижение.
Например, если соседи разобьют об пол стеклянную бутылку, вам покажется, что упала рублевая монета.
Несмотря на всю мистерию Звука мы должны располагать возможностью измерять и оценивать то, что слышим. Измерительный парк акустического дизайнера – это высокочувствительный направленный микрофон и спектроанализатор, рулетка, угломер и набор подручных программ расчета. Спектроаналитические программные комплексы TEF или ETF (я уже не говорю о спектроанализаторах Bruel&Kjaer) вполне самодостаточны для решения задач. Необходимо также иметь "под рукой" генераторы звуковых частот (сгодится Wavelab) и анализаторы в реальном масштабе времени (например, SoundForge). Естественно, что компьютер должен иметь хорошую звуковую карту (TurtleVox, скажем) и приличную "оперативку".
Вы должны уметь проверять свой комплекс на предмет адекватности ("вижу то, что слышу" и наоборот, хотя "наоборот" бывает не всегда), например, с помощью эталонных частот (я пользуюсь набором механических камертонов).
Точность измерений в НЧ диапазоне +- 2 Гц уже неприемлема. Да, не забудьте хорошенько прогреть Ваши аудио компоненты, «свежий» комплект аппаратуры нужно заставить поиграть с недельку, прежде чем что-то слушать, мерить и обсуждать. В этом смысле особенно коварны активные колонки. Они всегда выходят «на режим» только спустя 1,5-2 часа после прогрева.Архитектура, как учение, дифференцируется и специализируется. И акустический дизайн должен занять внутри свою скромную нишу.