Жидкокристаллические и плазменные телевизоры уже практически вытеснили своих кинескопных собратьев из наших домов. Однако такие аппараты весьма требовательны к качеству изображения. Там, где на обычном телевизоре эфирный телесигнал смотрится вполне органично, на плоской панели проявляются все его дефекты. Поэтому мы ищем альтернативные способы просмотра видеоконтента в более высоком качестве. Благо, сейчас он стал более доступен и многообразен благодаря Интернету, спутниковому вещанию и новым форматам оптических носителей.
Одним из источников видео высокого разрешения являются медиаплееры, коих становится все больше и больше, да и телевизоры начинают напрямую понимать такой контент. Все замечательно, вот только существует огромное многообразие видеоформатов и несведущему человеку бывает трудно в этом разобраться.
Попробуем систематизировать и попытаться объяснить всю эту разномастную картину.
Если вы смотрите видео высокого разрешения посредством Интернет-вещания или спутникового ресивера, то можно особо и не разбираться во всем этом, а вот если вы добываете его самостоятельно, то такие знания не помешают.
Итак, прежде всего, нужно понимать, что существуют так называемые медиаконтейнеры – файлы, содержащие в себе видео, звук, титры и другие составные части медиаконтента. Медиаконтейнер – это упаковка и не более, однако чем функциональней эта упаковка, тем более сложные и многообразные вещи мы туда можем положить. Это умная упаковка – она говорит воспроизводящему устройству о том, каков размер видео и как оно закодировано, какой звук, сколько каналов и т.д. В общем, обо всем что внутри и главное – как это содержимое должно взаимодействовать между собой.
Однако медиаконтейнеры весьма различны и имеют разные возможности.
Их содержимое: видео, звук и т.д. – это оцифрованные потоки информации, кодированные определенным образом. Вот именно к этим потокам и применимо понятие – кодеки. Кодеком называется определенный алгоритм (механизм) представления медиаинформации (видео, аудио,…) в цифровой форме. По отношению к медиаконтейнеру нельзя применять понятие кодека. Так фраза «перекодировать MKV в AVI» абсолютно некорректна, и то и другое являются контейнерами, и никакие кодеки к ним применяться не могут.
Наиболее распространенными контейнерами являются:
AVI (Audio Video Interleave), как следует из названия, видео и аудио извлекаются из него поочередно. Сегменту видео соответствует сегмент аудио, друг за другом. Понятно, что это простой подход, но накладывает определенные ограничения. Формат AVI очень древний, но живучий, благодаря тому, что в отличие от многих других контейнеров, не имеет жесткой спецификации. Мало кто знает, но этот контейнер может содержать внутри до 256 цифровых потоков!
Бытует мнение, что он непригоден для HD видео. Неверно, он вполне себе может его содержать, как и многоканальный HD звук. Но какой ценой, или как говорят специалисты – его избыточность становится неприемлемой, и далеко не все воспроизводящие устройства способны обработать контейнер в таком виде. Формат AVI применяется в основном для видео стандартного разрешения. Видеодорожка кодируется, как правило, кодеками DV (от DV или miniDV видеокамер), кодеками семейства MPEG4 (DivX, XviD), звук кодируется PCM, MP3 или многоканальным АС3. Есть у AVI и другие недостатки, но в силу его неплохой универсальности, простоты и распространенности, жить он еще будет довольно долго.
MKV (Matroska, так по-английски пишется русское слова «матрёшка»). Является основным конкурентом и заменителем AVI. Также может содержать большое количество цифровых потоков, но извлечение идет в смешанном, а не поочередном виде. Главное же отличие от AVI это то, что MKV имеет особые свойства:
Такая функциональность делает его привлекательным для организации полноценного мультимедийного контента, а отсутствие избыточности становится привлекательным для размещения в нем HD видео и аудио. Современный медиацентр просто обязан работать с таким контейнером. Основные кодеки, применяемые для видео – MPEG2, H.264, VC-1. Для звука в основном используются кодеки АС3 и DTS, реже AAC и FLAC.
MOV контейнер разработан знаменитой компьютерной компанией Apple. Формат по своим возможностям занимает промежуточное положение между первыми двумя. Видео для контейнера кодируется в основном кодеками MPEG4, Motion JPEG, H.263, H.264. Применяется в основном на компьютерах и мобильных плеерах от Apple. Контейнер де-факто стал стандартом для распространения трейлеров фильмов.
MP4 является контейнером для видео, кодированное кодеками семейства MPEG4. В основном используется кодек H.264 (AVC). Основное применение – мобильное видео, фильмы и клипы для носимых игровых консолей, но вполне может использоваться для HD видео в медиаплеерах.
MPEG TS (M2TS) является больше транспортным контейнером, транспортным протоколом для передачи видео, кодированное только кодеком MPEG2. Этот кодек, хорошо зарекомендовавший себя в DVD-видео, вполне неплохо справляется с HD видео. Контейнер имеет мощные средства для мультиплексной (одновременной) передачи видео, аудио, текстовой и иной информации. Используемый кодек достаточно нетребователен к аппаратной части, поэтому помещение видео MPEG2 в контейнер MPEG TS используется в основном для передачи HD видео через спутники, эфир и кабельными сетями.
VOB (Versioned Object Base) является контейнером для хранения видео, кодированное MPEG2 на дисках DVD-видео. Звук кодируется в основном кодеками MPEG2-audio или AC3.
WMV (Windows Media Video) формат разработан компанией Microsoft для операционной системы Windows. Формат совершенствовался, появлялись новые кодеки для видео в этом контейнере, и постепенно он вышел за пределы Windows, став вполне привлекательным и качественным местом для хранения HD видео и аудио. Хорошему медиаплееру просто необходима поддержка этого формата. Для кодирования качественного видео в основном используется очень прогрессивный кодек VC-1, а для аудио кодек WMA.
Мы рассмотрели основные контейнеры для хранения и воспроизведения аудио и видеоконтента. Но их гораздо больше, порой они являются специфичными, а порой малоиспользуемыми. Как видите, в разных контейнерах могут использоваться одни и те же кодеки для цифровых потоков.
Умельцы для своих медиаплееров вполне могут извлекать аудио и видео из одних контейнеров и помещать в другие, причем этот процесс не связан с перекодированием. Однако если у вас нет желания или знаний для такой работы, то выбирайте медиаконтент в соответствии с возможностями вашего аппарата. А лучшим выбором будет приобретение медиаплеера, поддерживающего максимально возможное количество форматов представления видео и аудио.
Об основных кодеках, их особенностях и предназначениях мы поговорим в следующей статье.
Оставить комментарий