СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКУСТИКА

Субъективное аудио-пространство

Цикл статей о бытовой психоакустике близится к своему логическому завершению. Мы обсудили большую часть вопросов восприятия звука, несколько материалов посвятили звукоизоляции, узнали о психоакустических эффектах и изучили основные понятия, встречающиеся в этой науке. Если пытливый ум читателя желает большего, то стоит обратиться к более серьезным и научным трудам по теме. В частности, мы почти не обсуждали устройство слухового аппарата на физическом уровне и те реальные процессы, которые происходят прежде, чем мозг расшифрует внешние вибрации в то, что мы «слышим». Также не лишним будет углубиться в теорию музыки. Этот материал будет своего рода подведением итогов, но может стать и неплохим дополнением к предыдущим статьям.

Одна из основных сложностей и проблем психоакустики и смежных с ней наук заключается в том, что большинство параметров, которые изучает эта наука, являются субъективными. Такие понятия как громкость и тембр, не говоря уже о локализации источника звука, сугубо субъективные термины, чего не скажешь о соответствующих им реальных физических процессах. Мы лишь пытается описать реальность, и отчасти нам это удается. Дело в том, что наш слуховой аппарат устроен таким образом, что мы воспринимаем звук нелинейно. То есть наши ощущения не напрямую связаны с тем, что происходит на самом деле. Ощущения восприятия звука меняются в соответствии с изменением сразу нескольких физических параметров.

Проиллюстрировать этот момент можно на примере субъективного восприятия громкости. Громкость, воспринимаемая человеком, зависит от интенсивности звука, его частоты, спектра и даже от количества ушей. Последнее может удивить, но все просто. Уха у человека два, а мозг один. Именно центр в мозгах, отвечающий за обработку звуковых сигналов, создает звуковую картину, объединяя то, что поступает на анализаторы – уши. Наверняка каждый из нас замечал, что, закрыв одно ухо, громкость звука снижается. Получается, что она зависит даже от того, сколько у вас ушей. Выходит, что звуковые потоки, поступающие на разные уши в итоге как бы суммируются. Для убедительности можно провести эксперимент. Одному человеку двое его помощников по очереди друг за другом шепчут в каждое из ушей какой-либо цельный текст. Но слушающий будет воспринимать это единым потоком.


Увеличить фото
Существует еще один наиважнейший момент, связанный с восприятием звуковой картины мира. В художественной и научной литературе нередко можно встретить примеры об относительности нашего бытия. Мир кузнечика и человека трудно сравнимы. А что говорить о попытке сравнить мир какой-нибудь микронной бактерии или инфузории-туфельки и, допустим, птицы. Границы миров разные, размеры и масштабы разные, порог восприятия также отличается. Жизненный цикл бактерии может равняться двум суткам. Тропические бабочки живут несколько дней, хотя самые сильные виды могут протянуть и полгода, но это предел. Естественно то, что для них целая жизнь – для нас довольно незначительный период времени. Поэтому квант жизни, если так можно выразиться, для каждого существа имеет разную длительность. Мозг человека устроен так же. Он воспринимает любую информацию поквантованно. Звук в том числе. Причем принцип восприятия этого кванта подчиняется простым, но возможно не совсем объективным законам. Считается, что мозг воспринимает звук блоками в 200 мс. Как происходит его восприятие? Мозг выделяет самый громкий звук и отсеивает менее важные, то есть более тихие. То есть, сколько бы информации вы не запихнули в эти 200 мс, все-равно будет воспринято не всё, а только «самое важное». Мало того, экспериментальным путем можно обнаружить тот момент времени жизни этого блока, когда он становится пустышкой, щелчком, перестает восприниматься мозгом. Он становится слишком маленьким для обработки нашим мозгом и тот его попросту игнорирует.

Еще две важных характеристики звука – это высота звука и его окраска или по-научному тембр. Смешно повторяться, но определение высоты звука начинается со слова «субъективное». Что это такое? Это характеристика слухового ощущения, которая позволяет делить звуки на низкие, средние и высокие. Связана она с простыми слуховыми возможностями человека. Человек способен определять либо равенство высот двух звуков, либо их отношение друг к другу. Эта характеристика очень важная как в целом для животного мира, так и для человека. Изначально, она была основным способом ориентации в аудио-пространстве, в котором именно по высоте тона можно было определить, что происходит вокруг – существует ли угроза, либо все спокойно.

Окраска звука (тембр) – следующая характеристика слышимого нами звука. Восприятие тембра основано на чувственных ассоциациях. Когда мы слышим ту или иную композицию, звук или мелодию, мы выражаем наше восприятие тембра через описательные эпитеты других органов чувств. Яркий звук, жирный бас… Большинство названий стилей музыки произошли именно из-за настроения музыки, которое сильно связано с его тембральной окраской. Это очень важная характеристика, однако, наука пока посвятила ее изучению не так много времени и сил. Зато в музыке, театре и кино тембр является подчас одним из главнейших способов работы со зрителем и слушателем. Существует еще ода характеристика звука, больше имеющая отношение к теории музыки. Называется она длительность. И если абсолютную длительность звука можно выразить обычными единицами, например, секундами, то в музыке это имеет гораздо меньшее значение. Именно субъективное сравнение длительности одного звука с другим (нот) оказывает значительное влияние на выражение связей между звуками-нотами и влияет на такие музыкальные построения, как ритм и метр.

Смысл нашего сегодняшнего разговора легко можно свести к одной теме – субъективности восприятия звука. Надеюсь, что это объяснено довольно наглядно. Сами науки – психоакустика и теория музыки – глубоко логичны и понятны. Но вот описание того, что слышит человек, слишком субъективно. И убежать от этой субъективности невозможно, потому что так устроен человек и мир вокруг него.

Евгений Курышев




Оставить комментарий

Всего комментариев 2

Шамиль1984
20 апреля 2011, 12:55
Восприятие человеком звуков нелинейное и не совсем идеальное. Это правильно, зачем перегружать мозг мусором? И зачем платить за идеальные колонки 500000 р?
Шамиль1984
20 апреля 2011, 12:59
Знание особенностей человеческого слуха, позволяет здорово экономить пространство носителей (mp3, ac3, mpeg4 и т.п) и на изготовлении и настройке колонок.