СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКУСТИКА
Специи для звука
Даже людям, далеким от техники, сейчас не надо объяснять, для чего нужен регулятор громкости. Почти всем известно, что такое регулятор тембра и как им пользоваться. Однако, на аудиоаппаратуре могут быть не только эти регуляторы, но и кнопочки с непонятными названиями. Рекламные плакаты обещают, что, нажав на одну из таких кнопочек, вы услышите звучание, которое произведет на вас неизгладимое впечатление. Но так ли это на самом деле?
Производители аудиоаппаратуры все чаще реализуют в своей продукции те или иные способы обработки сигнала. Направлено это все на то, чтобы пользователь был доволен звуком. Дополнительные функции по обработке звукового сигнала получили в народе название «улучшайзеры». Действительно, включив одну из таких функций, среднестатистический потребитель, не являющийся аудиофилом, как правило, оказывается в восторге от звука.
Наиболее известны следующие «улучшайзеры»:
- Подъем басов. Очень популярная в середине 90-х годов функция. В те времена завоевала популярность техно-музыка с глубокими басами, а магнитофонные кассеты, тогда еще широко использовавшиеся, имели «завал» АЧХ в области низких частот. Сейчас функция обычного подъема басов считается моветоном. Отдельная кнопка для подъема басов характерна только для недорогой аппаратуры.
- Динамический подъем басов. Эта функция не только поднимает уровень низкочастотных составляющих, но и расширяет их динамический диапазон. В результате возникает иллюзия сочно звучащего баса, даже если реально басы не очень хорошо воспроизводятся акустическими системами.
- MP3 оптимизация. Используется при воспроизведении дисков, записанных в MP3 или другом формате со сжатием. Сглаживает звук, в результате чего артефакты сжатия становятся незаметными на слух. Но, вместе с этим, звук становится менее «сочным». Если в аппаратуре используется качественный MP3 декодер, то надобности в дополнительной оптимизации нет.
- Digital Re-Master. Фирменная функция компании Panasonic. По утверждению фирмы, восстанавливает составляющие звукового сигнала, которые были утеряны при сжатии. С точки зрения науки это нонсенс – нельзя восстановить информацию из сигнала, если ее там нет. Но Восток, как известно – дело тонкое, и японским инженерам все-таки удалось создать технологию, которая позволяет «достроить» по сохранившимся частотным составляющим сигнала недостающие высокие частоты. Для этого используются известные закономерности, характерные для музыки. Также, по заверению производителя, при использовании Digital Re-Master можно восстанавливать и составляющие, пропадающие при оцифровке, то есть она дает выигрыш при воспроизведении обычных CD. Но как это происходит, уже выше понимания автора статьи.
- BBE. Разработка компании BBE Technologies, которую по лицензии используют в своей продукции компании Alpine, Pioneer, JVC, Sony, Hitachi. Важная особенность этой технологии – она не только улучшает качество звучания музыки, но и повышает разборчивость речи. BBE позволяет компенсировать амплитудно-частотные искажения в акустических системах. Также компенсируются и фазочастотные искажения, оказывающие влияние на оценку слушателем «натуральности» звучания. Широко используется в автомобильной аудиоаппаратуре и телевизорах.
- XDSS. Фирменная технология LG, способна обрабатывать сигнал от самых разных источников, будь то CD, MP3, тюнер или магнитофон. Благодаря ей звук становится «ярче». Производитель не раскрывает принцип работы, но можно предположить, что это некий эквалайзер, в котором АЧХ меняется в зависимости от уровня сигнала. Для большинства музыкальных стилей выигрыш в субъективной оценке качества действительно есть. Однако, иногда музыка воспроизводится слишком уж «ярко», «выпукло», что не очень хорошо для классических произведений. В новых моделях аппаратуры используется усовершенствованный вариант технологии XDSS Plus.
“Улучшайзеры” нашли свое применение только в аппаратуре средней ценовой категории. В самой дешевой аппаратуре они понятно почему не используются – чтобы не увеличивать цену. А вот в дорогой аппаратуре их не используют по причинам принципиального характера. Качество звучания аппаратуры самого высокого класса находится на таком уровне, что «улучшайзеры» там не нужны. Ведь «улучшайзеры» в большинстве своем направлены на создание у пользователя иллюзии, что басы мощные, много высокочастотных составляющих и вообще все звучит впечатляюще. Но такая иллюзия сопряжена с тем, что запись фактически искажается, просто эти искажения не вызывают неприятных ощущений. В этом смысле «улучшайзеры» подобны специям в кулинарии. С одной стороны, они способны придать более приятный вкус еде. Но, с другой стороны, иногда их используют, чтобы «отбить» запах и вкус не очень качественных продуктов.
На современном уровне развитии технологии добавить какой-нибудь «улучшайзер» в аппаратуру оказывается гораздо дешевле, чем использовать более качественные комплектующие. Отсюда может быть такой вывод. Если вам нравится качество звучания с «улучшайзером», можете им пользоваться в свое удовольствие. Но переплачивать за «улучшайзер» не стоит. Если, например, аппаратура с «улучшайзером» стоит намного дороже, чем без него, то разницу в цене лучше потратить, скажем, на более совершенные колонки. Потому что настоящий Hi-Fi подразумевает натуральность звучания.
Алексей Васильев
Всего комментариев 2