СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. КОМПОНЕНТЫ

Размер экрана для домашнего кинотеатра

С широким распространением DVD, а особенно - благодаря такому замечательному его свойству как звук формата 5.1, потребители стали ассоциировать термин "домашний кинотеатр" именно с возможностью слышать дома шесть каналов звука. Но что такое кино? Не было ли кино вообще немым от рождения? Не с огромным ли, по сравнению с домашними телевизорами, экраном связаны воспоминания о кино времен "до DVD"? Что нужно учесть для того чтобы получить максимально возможный размен экрана дома?

Кинотеатр дома
Экраном или говоря технически - средством отображения информации, может выступать телевизор, ЖК или плазменная панель, проекционный экран. Максимальный размер изображения сегодня можно получить с помощью видеопроектора. Конечно, телевизор является наиболее универсальным устройством. Он позволит смотреть как непосредственно кино, так и эфирные, кабельные или спутниковые каналы (при наличии соответствующих приемников). С учетом того, что практически все современные ЖК и плазменные панели выпускаются со встроенными эфирными (часто - еще и кабельными, а иногда и спутниковыми) тюнерами, их тоже можно отнести к телевизорам. Видеопроектор же обычно никаких источников сигнала не содержит. Но является ли это недостатком?

Раз уж речь зашла о кино, а не о новостях, телесериалах или ток-шоу, то будем рассматривать именно кинотеатр в доме, а не телевизор для фильмов. Идеальный вариант - это отдельная комната с хорошей звукоизоляцией, возможностью затемнения, с правильно размещенной шестиканальной акустикой и большим экраном. Звукоизоляция - чтобы никакие посторонние звуки нам не мешали. Затемнение - чтобы не отвлекаться от происходящего на экране. Шестиканальный звук - к чему ограничивать себя стереозвуком, когда есть возможность насладиться современными звуковыми спецэффектами? Ну, и большой экран - чем он больше, тем легче добиться эффекта присутствия.

Часто приходится слышать о том, что тот или иной экран "слишком велик для этой комнаты". Каким бы огромным ни был экран и как бы близко мы к нему не подошли (вплоть до положения "упереться носом"), максимум чего мы сможем добиться - занять всю переднюю полусферу, как сказали бы летчики. Но ведь реальный видимый мир вдвое больше чем даже в такой гипотетической ситуации. Проблема тут не в размере экрана, а в разрешении изображения. Чем из меньшего количества пикселей состоит изображение, тем крупнее каждый отдельный пиксель и слишком сильно увеличенное изображение будет смотреться как мозаика. Именно это и будет ограничивать максимальный размер картинки. Чтобы отдельные точки сливались в цельное изображение, необходимо чтобы размер точки не был больше угловой минуты. Расстояние от точки до зрителя в этом случае превысит размеры самой точки более чем в три с половиной тысячи раз.
Прим. авт.

Насколько можно увеличить размер изображения? Это зависит от ряда факторов: расстояния от зрителей до экрана, разрешения изображения, светового потока видеопроектора, свойств самого проекционного экрана, общего уровня освещенности в помещении.

Расстояние до экрана и разрешение изображения
Так как размер отдельной точки не должен превышать угловой минуты, максимальный размер изображения увязан сразу с двумя указанными параметрами. При SD разрешении (720х576) и расстоянии до экрана 3.5 метров ширина экрана не должна превышать 720 мм. Для формата HD (1920х1080), при таком же расстоянии до экрана, ширина последнего может достигать уже 1.9 метров. Иными словами, чтобы гарантированно не видеть отдельных точек изображения, необходимо чтобы ширина экрана была вдвое меньше расстояния до него в HD-формате и почти впятеро в обычном формате SD.

Получить большой размер изображения в домашнем кинотеатре для SD сигнала было бы трудно, учитывая приведенные выше расчеты. К счастью, динамичность сюжета делает пикселизацию картинки не слишком заметной и на вдвое меньших расстояниях от экрана, а по некоторым оценкам - и втрое (отношение размера точки к расстоянию до нее - 1:1000). В таком случае ширина экрана даже для SD-видео может достигать половины расстояния от него до зрителя, а для HD - даже равняться ему. Но так как оценки "не слишком" и "почти" совсем уж субъективны, необходимо проверить, будет ли заметность отдельных пикселей с нужного расстояния раздражающей именно для вас еще до покупки. Кроме того, этот эффект может быть подчеркнут особенностью технологии самого проектора. В LCD проекторах границы между пикселями более заметны, чем при использовании DLP-чипов, что приводит к появлению сетки на изображении. Эта сеточка будет тем заметнее, чем ближе расположится зритель к экрану или - чем крупнее будет увеличено изображение.

Световой поток и свойства экрана
Получить большое изображение - это только полдела. Нужно еще добиться того, чтобы изображение это можно было разглядеть. Мощность проекционной лампы - вот еще один фактор, не дающий нам увеличивать изображение до бесконечности. Поэтому кроме разрешения, важнейшей характеристикой проектора является его световой поток, измеряемый в люменах (люмен - световой поток от точечного источника света силой в одну канделу, излучаемого в телесный угол в один стерадиан). Именно им определяется, будет ли изображение достаточно ярким при выбранном размере экрана. Чаще всего световой поток видеопроектора указывается в ANSI-люменах (American National Standards Institute - Американский Национальный Институт Стандартов). Равномерность освещения экрана, к сожалению, не составляет 100% (выше 70% - уже хорошо) и замер освещенности в 9 точках при измерении ANSI люмен дает более объективную картину. Как понять, достаточно ли будет этих самых люмен для того чтобы получить требуемую яркость экрана?

Итак, экран должен иметь определенную освещенность (в люксах), чтобы картинка была яркой и сочной. Но в характеристиках проекторов указывается световой поток - почему? При одной и той же мощности проекционной лампы (а значит - и световом потоке), яркость экрана будет зависеть от расстояния между проектором и экраном или от размера проецируемого изображения. Оценить необходимое значение светового потока для каждого конкретного случая можно по простой формуле:

Световой Поток (люмен) = Освещенность (люкс) * Площадь Экрана (кв.м.)

Опытные инсталляторы рекомендуют для незатемненных помещений получать освещенность в 650 люкс. Площадь экрана шириной в полтора метра составит 1.5*1.12=1.68 кв.м. для SD-видео или 1.5*0.84=1.26 кв.м. для HD-видео. Несложно вычислить, что в этом случае для видео стандартной четкости с соотношением сторон кадра 4:3 необходим световой поток в 650*1.68=1092 люмена, а для видео высокой четкости (кадр 16:9) - поток в 650*1.26=819 люмен. Иными словами, даже проектор начального уровня с потоком в 1000 ANSI люмен позволит смотреть картинку диагональю до двух метров в комнате без затемнения. В затемненной же комнате размер экрана можно значительно увеличить. Кроме того, яркость будет зависеть и от материала, из которого сделан экран.

В заключение, перечислим причины, мешающие получить максимальный размер изображения и способы борьбы с ними в виде тезисов:

Арсен Газимагомедов




Оставить комментарий

Всего комментариев 1

УСКОВ
16 мая 2011, 19:58
Коротко грамотно понятно СПАСИБО





Главная страница > Hi-Fi потребитель > Советы пользователю > Компоненты > Размер экрана для домашнего кинотеатра