СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. АКУСТИКА
Между «вертушкой» и усилителем
Виниловые пластинки снова в моде. Но теперь это не товар массового спроса, а элитное увлечение для тех, кто хорошо разбирается в качестве звука. Поэтому для воспроизведения «винила» сегодня принято использовать целый комплекс аппаратуры, одним из элементов которого является фонокорректор.
Для воспроизведения виниловых пластинок сейчас в основном используют “вертушки”, в которых сигнал на выход подается непосредственно с головки звукоснимателя. Усилитель является отдельным блоком. Но к выходу “вертушки” усилитель подключается, как правило, через специальное устройство, которое именуется фонокорректором. Что это за блок и для чего он нужен?
Широко распространенное мнение, что фонокорректор является аппаратом, которое доводит уровень сигнала до значения, пригодного для подачи на обычный усилитель, не совсем верно. Да, одной из функций фонокорректора является усиление сигнала. Однако, в первую очередь фонокорректор предназначен для выравнивания (коррекции) амплитудно-частотной характеристики (АЧХ), измененной при записи пластинки. Оттуда, кстати, и происходит его название.
Характеристика RIAAПри записи виниловой пластинки уровень высокочастотных составляющих повышается, а низкочастотных – понижается. Дело в том, что мощность высокочастотных составляющих в музыкальной записи, как правило, меньше, чем низкочастотных. Поэтому шумы диска сильнее сказываются на высоких частотах. Чтобы сделать шумы менее заметными, высокочастотные составляющие при записи поднимают, а при воспроизведении понижают. Что же касается низкочастотных составляющих, то их уменьшают, чтобы игла не вылетала с дорожки. Соответственно, при воспроизведении их уровень повышают.
АЧХ при записи и воспроизведении пластинок впервые были стандартизированы в 1953 году Американской ассоциацией звукозаписывающей индустрии (RIAA). Поэтому АЧХ при воспроизведении называется характеристикой RIAA. Эта кривая описывает АЧХ для диапазона частот от 30 Гц до 15 кГц. Стандарт RIAA был быстро принят по всему миру. С развитием технологий появилась возможность записывать звуки с более низкими частотами. Поэтому в 1978 году приняли стандарт RIAA-78, описывающий АЧХ на частотах в более широком диапазоне. В некоторых публикациях он именуется характеристикой МЭК, так как АЧХ для виниловых пластинок стандартизировалась и Международной электротехнической комиссией.
Для обеспечения совместимости как со старыми, так и новыми пластинками, многие модели фонокорректоров имеют АЧХ, представляющую собой нечто среднее между RIAA и RIAA-78. В коллекциях меломанов имеются и пластинки, выпущенные до введения стандарта RIAA. Для их воспроизведения в некоторых фонокорректорах предусмотрен специальный режим работы, который называется Old Columbia LPs. Также в фонокорректоре может иметься режим воспроизведения пластинок на 78 об/мин. В этом режиме фонокорректор просто усиливает сигнал.
Для подавления низкочастотных биений, связанных с передачей вибрации от двигателя или короблением пластинки, в некоторых фонокорректорах предусмотрен специальный фильтр.
Типы головок
В современных «вертушках» используются звукосниматели с электромагнитными головками. По принципу работы головки можно разделить на два типа – с движущимся магнитом (Moving Magnet – MM) и с движущейся катушкой (Moving Coil – MC). Более высокое качество звука дают MC-головки, но и стоят они дороже.
Уровень выходного сигнала ММ-головки составляет порядка 5 мВ, для MC-головки составляет – порядка 0,5 мВ. Для сравнения, на обычный усилитель должен подаваться сигнал с уровнем 200 – 1000 мВ. Фонокорректор должен усиливать сигнал до требуемого уровня. Выпускаются как комбинированные фонокорректоры, в которых можно переключать тип головки, так и специализированные модели для MM- и MC-головок.
Кроме типа – MM или MC – головка может характеризоваться и другими параметрами, такими, как выходное сопротивление, выходная емкость и т.п. Наиболее продвинутые модели фонокорректоров позволяют задавать эти параметры, обеспечивая более точную коррекцию АЧХ.
Поскольку фонокорректор работает с очень слабыми сигналами, значительное влияние оказывают наводки от сети. В фонокорректорах высокого класса блок питания, как правило, внешний. Самые же экстремальные аудиофилы предпочитают питание фонокорректора от батареек или аккумулятора.
Можно ли обойтись без фонокорректора?
Фонокорректор является совершенно необходимой вещью в хозяйстве настоящего поклонника «винила». Путем его замены на более совершенную модель можно осуществить модернизацию аудиосистемы. Выбрав определенную модель фонокорректора, можно придать звучанию системы индивидуальность.
Есть решения, позволяющие обойтись без фонокорректора как отдельного устройства. Выпускаются «вертушки» со встроеным фонокорректором, которые можно подключать напрямую к усилителю. Если в усилителе или ресивере имеется вход Phono, то к нему можно подключить «вертушку» без встроенного фонокорректора. Только надо уточнить, для какого типа головки этот вход предназначен. Могут иметься входы с маркировкой MM и MC предназначенные для головок соответствующих типов.
И тем не менее… Подключение проигрывателя виниловых дисков напрямую к усилителю низводит шедевр инженерной мысли до уровня банального CD-плеера. Нет игры, нет тайны, нет возможности проявить индивидуальность. В общем, нет всего того, за что мы так любим «винил».
Алексей Васильев