Множество различных мнений экспертов нынче присутствует во всяческих материалах. Особенно много дезинформации можно наблюдать, читая статьи и форумы о плазменных панелях. Не так давно мы уже публиковали материал о развенчании мифов, и сейчас представляем вашему вниманию совместное исследование International Data Corporation (IDC) и Imaging Science Foundation (ISF), проведённое в начале лета этого года.
Результаты этой проверки, в очередной раз подтвердили, тот факт, что наличия мифа, ещё не говорит, о его правдивости. К тому же, исследование, как можно заметить из описания, было проведено очень качественно, и его результаты признаны достоверными.
Методология
В июне-июле 2005 года компания International Data Corporation (IDC) совместно с Imaging Science Foundation (ISF) приобрела через сети розничных продавцов электроники девять последних моделей телевизоров от семи крупных производителей, в которые вошли по три плазменных, обратной проекции и ЖК-телевизоров. При этом в роли контрольной точки определения критериев использовался обычный ЭЛТ-монитор. Были закуплены телевизоры разных категорий (цен), а результаты тестов внутри каждой категорий усреднены.
Видео тесты были проведены в Калифорнии и Флориде инженерами компании ISF, у которой за спиной более 10 лет опыта установки и калибровки видеосистем.
На каждый из девяти телевизоров, так же как и на CRT монитор, были поданы сигналы высокой яркости (100 IRE), как правило, используемые для просмотра яркого контента, например, спортивных состязаний, и сигналы с низкой яркостью (20 IRE), используемые для просмотра фильмов. Тестовые сигналы: белый, черный, красный, зеленый и синий. В силу того, что большинство людей не смотрят на экран, сидя прямо перед ним, тесты проводились с разных углов обзора.
Сначала во всех телевизорах были откалиброваны яркость, контраст и резкость с помощью стандартных инструментальных средств THX.
4-недели телевизоры непрерывно работали (эквивалентно двум часам в день в течение одного года). После того как были произведены измерения, в телевизорах установили заводские настройки и провели тест на остановку изображения (image retention). На 48 часов было оставлено меню игры Half-Life 2, что имитировало ситуацию, когда, уехав на уик-энд, забывают выключить телевизор.
Резюме
Сегодняшние любители полежать на диване и посмотреть телевизор оказались в нелегком положении, когда дело касается замены своего любимого «средства получения новостей и развлечений». Фактически, сейчас покупка нового телевизора стала сложным и трудоёмким мероприятием. Это и не удивительно, учитывая огромное изобилие различных типов телевизоров, технологий и терминологии. Современный покупатель, увидев количество информации, в которой ему надо разобраться, просто теряется. К тому же, большинство магазинов одновременно продает телевизоры, использующие разные технологии. А если речь идёт о плазменных панелях, то время размышлений способно занять не одни сутки, ведь обычно о плазменных телевизорах говорят так:
Для подтверждения правдивости этих утверждений IDC и ISF провели достаточно жесткие тесты. Основная их задача состояла в том, чтобы определить, правдивы ли заявления или это миф, который следует развеять, для того чтобы точно показать возможности сегодняшних плазменных телевизоров.
Для лучшего понимания результатов тестов необходимо немного знать о том, как работает человеческий глаз. В отличие от оборудования, используемого для измерений в этих тестах, наши глаза не одинаково чувствительны ко всем частотам (цветам) света. Например, красный цвет мы видим лучше, чем синий и зелёный. Поэтому, несмотря на то, что ISF протестировала воспроизведение всех цветов, мы будем больше говорить о красном цвете. Точно так же наши глаза очень чувствительны к черному цвету и различным его уровням (или полутонам).
Количество черного цвета в изображении имеет сильное воздействие на диапазон цветов, видимым нашим глазом. С другой стороны уровень контрастности, который по существу показывает разницу между черными и белыми сигналами, не является реальным индикатором качества изображения. Изображение на дисплеях с высоким уровнем контрастности может выглядеть размытым, если уровень белого будет чрезвычайно высок.
Так, какой же вердикт мы вынесем “плазме”? Исследования показывают, что даже если в некоторых из этих заявлений и есть небольшие проблески правды, то только лишь отчасти. Плазменные телевизоры являются превосходным выбором для тех, кто хочет получить красивую картинку. Но, обо всём по прядку.
Во-первых, даже если в плазменных телевизорах и может остаться изображение (выгорание), этот эффект является временным. После 48-часового теста, все три протестированных плазменных телевизора показывали остаточное изображение, тогда как ни один из LCD и RPTV не показал выгорания и остаточной картинки. Однако, после того как стандартный видеоматериал (фильм DVD был установлен на непрекращающийся повтор) воспроизводился в течение 24 часов, выгоревшее изображение у всех трех плазменных телевизоров полностью исчезло, не оставив никаких следов. В отличие от плазменных панелей предыдущего поколения, у которых подобные изображения не исчезали, современные плазмы обладают комбинацией большего количества устойчивых материалов и плавными технологиями смещения картинки, из-за которых эта проблема стала не столь актуальной.
Во-вторых, тесты на скорость процесса старения показывают, что плазма стабильно сохраняют качество изображения и яркость даже после продолжительного просмотра. Качество изображения всех девяти тестовых телевизоров в течение долгого времени несколько ухудшается, но в конце нашего испытания результаты показали, что отклонения не превышали стандартного 5% порога их «новых» эксплуатационных качеств. Нельзя категорически утверждать о сроках службы продукции, пока не будут проведены тесты наиболее приближенные к реальности, не останавливающихся на протяжении нескольких лет. Но как бы там ни было, большинство производителей плазменных телевизоров сейчас заявляют о сроке службы в 60000 часов (что соразмеримо 8 часам ежедневного просмотра в течение более чем 20 лет) прежде чем яркость дисплеев достигнет половины своего начального уровня.
В-третьих, при измерении уровня черного, плазменные телевизоры как группа, фактически превзошли даже ЭЛТ-монитор, не говоря других технологиях. Визуально это преимущество выглядит как отображение более глубокого диапазона цветов, что делает всю картинку более естественной и яркой.
В-четвертых, углы просмотра у плазменных телевизоров были самыми «правдоподобными» из всех протестированных типов телевизоров. Другими словами, независимо от того, в каком месте помещения вы бы не находились, изображения на панели будет выглядеть одинаковым. Кроме того, даже если вы будете сидеть в неподвижном положении, то вы не заметите какого-либо различия в картинке когда, например, человек идет от одного края экрана к другому или футбольный мяч летит с одного конца на другой.
В-пятых, хотя абсолютная яркость плазменных телевизоров ниже, чем у телевизоров с другой технологией, она является самой стабильной по всему экрану. То есть появление тёмных пятен на изображении невозможно, независимо от позиции, с которой вы смотрите телевизор. Яркость картинки протестированных LCD и RPTV была более высокой при фронтальном просмотре. Из этого следует тот факт, что они стали бы наилучшим выбором для комнат, где существует ограничение в пространстве и не всегда можно управлять освещением (например, для помещений в большей степени наполненных естественным освещением).
И, наконец, что касается четкости цвета, то для всех производителей телевизоров эталоном все еще остаются стандарты SMPTE, спецификации частоты красного, зеленого и синего цветов, которых продюсеры из Голливуда придерживаются при создании своего контента. Обнаружено, что цвета, воспроизводимые плазменными телевизорами, оказались ближе всего к HD SMPTE стандартам, особенно при низком сигнале яркости, например, при воспроизведении фильмов.
Краткий обзор ситуации
Понять истинные достоинства эксплуатационных качеств телевизоров становится все сложнее и сложнее, поскольку на рынке появляется все больше различных технологий, больше новых производителей представляет свою продукцию и появляется все больше опасений, неопределенности и сомнений на этом очень конкурентом рынке. Компания IDC совместно с тестерами из компании ISF, проведя широкий диапазон сфокусированных на качестве воспроизводимого изображения тестов, попыталась определять, какие проблемы у плазменных телевизоров были подлинными, а какие нет.
Подробности результатов этих тестов представлены ниже.
Значение теста
Сначала следует обратиться к самому спорному вопросу. Есть у плазменных панелей репутация технологии, которая подвержена постоянному выгоранию ("burn-in"), когда на экране оставлено статичное изображение на определенный период времени. Фирмы-производители признались в том, что действительно продукция первого поколения имела такой дефект, замеченный на плазменных панелях в аэропортах и на других дисплеях постоянно загружаемых текстовыми приложениями. Для того чтобы уменьшить возможность появления «брака» были созданы такие технологии как «орбитальная» или перемещение микропиксела.
Небольшое исследование, опровергающее то, что статичные изображения вызывают невосстановимое повреждение плазменных дисплеев приведено ниже.
Методология теста
Специалисты по проведению испытаний компании ISF оставили статичное изображение меню компьютерной игры (Half Life 2) на каждом телевизоре сроком на 48 часов. По прошествию 48 часов результаты наблюдений было решено обозначать так: 1 = Не видны, 2 = Едва видны, 3 = Видно, 4 = Хорошо видимы, 5 = Видны без труда и четко выражены. Затем было произведено 24-часовое беспрерывное воспроизведение фильма в попытке «устранить» остаточную картинку, вызванную статичным изображением меню компьютерной игры.
Результаты теста
После 48-часового теста все LCD и RP телевизоры имели значение 1, поскольку по окончанию периода не было замечено никакого «выгорания». Однако у плазменных телевизоров действительно было ясно видно оставшееся изображение. Все дисплеи после 48-часового отображения меню компьютерной игры получили значение 5. Однако, после непрерывного 24-часового воспроизведения фильма на каждом плазменном дисплее, специалисты по проведению испытаний компании ISF не обнаружили предварительно «задержанного» изображения. После этого всем плазменным телевизорам было опять присвоено значение задержки изображения - 1.
Значение теста
Кроме проблемы задержки изображения, одним из наиболее широко обсуждаемых вопросов относительно эксплуатационных качеств плазменных панелей является реальный срок службы. Стандартно, принято считать промежуток времени по истечении которого дисплей воспроизводит половину первоначального уровня яркости. Обычно сроки службы для сегодняшних дисплеев измеряются в тысячах (чаще всего десятках тысяч) часов. Для примера дисплей со сроком службы в 30000 часов не достиг бы половины уровня яркости по истечении более 10-летнего срока его просмотра по 8 часов в день или 20-летнего по 4 часа в день. Учитывая это, большинство людей заменяет свои телевизоры примерно каждые 10 лет. Если тот телевизор, который вы хотите приобрести обладает гарантийным сроком службы 30000 часов или выше у вас не должно быть оснований для беспокойства.
Методология теста
Компания ISF провела 4-недельный тест на «ускоренное старение», в котором все телевизоры оставались включенными и непрерывно показывали фильмы 24 часа в сутки. После этого на всех дисплеях был повторно замерен их уровень яркости, четкости цвета, соответствие углов обзора. Затем были сравнены результаты тестов, которые были сделаны перед процессом "старения" и после него, и была зафиксирована разница между ними в процентном соотношении.
Рисунок 1 |
Результаты теста
Как показано на Рисунке 1, протестированные плазменные телевизоры (PDP) показали наименьший уровень уменьшения светоотдачи и поэтому превзошли остальные технологии. После 4-недельного теста на «ускоренное старение» уменьшение уровня яркости плазмы составило 5,5%, тогда как уровень яркости LCD уменьшился на 11,2%, а у телевизоров обратной проекции (MD RPTV) на 22,8%.
Заметьте, что проиллюстрированное на рисунке понижение уровня яркости является процентным соотношением, основанным на ухудшении яркости абсолютного белого цвета.
Значение теста
Если цвета кажутся размытыми, в картинке нет достаточной глубины - это первый признак того, что не хватает уровня черного сигнала. Так, например, красный цвет с одной стороны может быть насыщенным темно красным цветом, как цвет пожарной машины, а с другой светло розовым. Если бы телевизор мог воспроизводить только усредненный вариант красного цвета, то пожарная машина выглядела бы, по меньшей мере, странно, потому что потеряется темная составляющая цвета. Высокий уровень черного также необходим, для того, чтобы в полной мере ощутить глубину цвета, например, проиллюстрировать перспективу отдельно взятого узкого переулка в темноте. С недостаточным же уровнем черного сигнала, области теней выглядели бы серыми и размытыми, придавая изображению неприглядный плоский вид.
Методология теста
Сотрудники ISF использовали колориметры для измерения уровня черного сигнала на дисплее, а результаты были усреднены для каждой категории технологии телевизоров. Значения уровня черного сигнала представлены в виде конкретного числа; чем меньше значение, тем лучше уровень черного сигнала.
Таблица 1. Плазма, ЖК и телевизоры обратной проекции. Уровень чёрного.
PDP | LCD | RPTV | |
Уровень чёрного сигнала (изначально) | 0.19 кд/м2 | 0.40 кд/м2 | 1.23 кд/м2 |
После "ускоренного старения" | 0.22 кд/м2 | 0.39 кд/м2 | 0.97 кд/м2 |
Изменение в процентах | +13% | -0.4% | -21% |
Уровень черного у LCD телевизоров после четырех недель по существу остался тем же самым, а у телевизоров обратной проекции улучшился на 21%, но при этом они все равно остались значительно позади других технологий. По результатам, представленным ранее в этом отчете, увеличение уровня черного сигнала у RPTV приводит к существенной потере яркости (-23%).
Значение теста
Другой часто рекламируемой особенностью на рынке цифровых телевизоров является "Угол обзора". Это относится к максимальной внеосевой точке или углу, в котором зритель все еще может физически видеть изображение. Однако чего особенно не хватает, так это качества все еще видимого изображения, поскольку тусклую картинку видимую со стороны другого конца дивана вряд ли можно счесть удовлетворительной.
Методология теста
Используя те же самые входы видеосигнала, упомянутые ранее, ISF измерила уровень яркости при изменении углов от центра телевизора (крайне левый 30º, 50º, 70º, прямо на 90º, 110º, 130º, крайний правый 150º), определяя уровень качества изображения, которое фактически видит человек, если он передвигается в сторону от центра. Рисунок 2 ниже иллюстрирует результаты теста яркости.
Рисунок 2 |
Результаты теста (Черный сигнал)
Как видно на Рисунке 2, 90º - это точка прямо перед телевизором. В этой точке все изображение хорошо видно на всех телевизорах. Понятно, что при перемещении в сторону количество света получаемого глазами становится меньше. В конце спектра просмотра (например, на краю дивана) плазма потеряла приблизительно третью часть яркости своего изображения, но по сравнению с RPTV это было очень даже не плохо. Телевизоры обратной проекции потеряли более 90% яркости своего изображения при тесте под углом 30º и 150º. LCD телевизоры потеряли 60%.
Результаты тестов при более низком уровне яркости (например, при просмотре фильма) показали, что “плазма” и RPTV телевизоры сохранили приблизительно тот же самый процент потери яркости, как и при предыдущем тесте. А вот у LCD телевизоров уровень яркости увеличился на 125% с углов обзора 30º и 150º. Рисунок 3 иллюстрирует результаты теста уровня яркости при красном цвете и теста уровня яркости при просмотре фильма с различных углов обзора.
Рисунок 3 |
Результаты теста (Красный сигнал)
Как и во время теста с черными сигналами при увеличении угла обзора, уменьшался уровень яркости у плазменных телевизоров. Но в случае с PDP эти изменения были не такими большими: на дальних углах обзора 30º и 150º всего на 28%. А вот ЖК телевизоры показали совершенно другие результаты - при просмотре изображения фильма их уровень яркости при наибольшем угле обзора фактически увеличился на 121%, но уровень яркости красного сигнала на углах обзора 30º и 150º понизился на 55%. Общий результат категории рирпроекционных телевизоров показал понижение яркости в обоих тестах приблизительно на 39%.
Значение теста
LCD, RP и плазменная технологии используют различные методы «освещения». В результате получается неоднородность яркости по всему экрану. Так, например, LCD телевизоры используют флуоресцентные лампы подсветки, свет которых проходит через множество различных фильтров (один для каждого цвета), прежде чем достигает глаз. Телевизоры обратной проекции используют лампу высокой мощности для того, чтобы воспроизвести белый свет, который отражается от микродисплея и затем проходит через линзу и воспроизводит изображения на экране. Технология плазмы получила свое название от плазменного газа, расположенного во множестве крошечных клеток позади экрана, которые светятся в зависимости от поданной к ним электроэнергии и воспроизводят красные, зеленые или синие цвета.
Методология теста
На каждый телевизор подавался белый и цветной (красный, зеленый или синий) видеосигнал с различным уровнем яркости. Используя измеритель сигнала цветности Minolta (размещенный от экрана на расстоянии размером в два экрана), сотрудники ISF измерили то количество света, которое исходило от 9 различных секторов экрана каждого телевизора, для того чтобы определить, насколько уровень яркости по всему экрану был равномерен и однороден. За опорную точку мы взяли середину центрального сектора и каждый угловой или боковой сектор отражали разницу в яркости по сравнению с этой точкой. Используя этот метод, можно увидеть, как изменяется уровень яркости у различных технологий в различных частях экрана по сравнению с серединой телевизора. Суммировав результаты теста каждого телевизора в пределах соответствующей ему технологии (например, все результаты плазменных телевизоров), затем, усреднив их, получаем одно значение для каждой технологии.
Результаты теста
Как видно на Рисунке 4, диапазон уровня яркости у плазменных телевизоров начинается с затемнения на 6% в верхней левой части экрана и заканчивается 4% увеличением яркости в средней правой части экрана. Яркость у LCD телевизоров уменьшается от центра немного хуже чем у плазменных (с 10% до -15%), особенно в углах экрана, а спад уровня яркости у телевизоров обратной проекции существенен - в каждом углу, на целых 40%. Однако заметьте, что абсолютная яркость или светоотдача “плазмы” значительно ниже чем у LCD или RPTV. Фактически, уровень яркости в центре экрана LCD телевизора в пять с половиной раз выше, чем среднее значение плазменных телевизоров, а уровень яркости телевизора обратной проекции в восемь раз выше среднего значения плазменных телевизоров.
Рисунок 4 |
Значение теста
Под пониманием формулировки «четкость цветов» подразумевается то, как должны выглядеть цвета по стандартам HD SMPTE. Профессиональные студийные мониторы, используемые Голливудскими теле- и кинорежиссерами, откалиброваны по специальным спецификациям цвета для того, чтобы они могли правильно завершить цветовую композицию своего видеоконтента. Именно с этим стандартом и сравнивали результаты теста цвета протестированных телевизоров. Положительные данные этих тестов имеют значение «перенасыщенного» цвета, тогда как отрицательная величина является «недонасыщенным» цветом. Под «перенасыщенным» цветом подразумеваются преувеличенный цвет, а под «недонасыщенным» - бледный или размытый. Ни один из них не является лучше или хуже другого, поскольку это относится к тому, как технология телевизора воспроизвела цвет по сравнению с SMPTE, оба являются просто отдаленной разновидностью идеала. В разделе вывод вы найдете результаты того, как далек от идеала каждый телевизор по каждому цвету, независимо от того является он перенасыщенным или недонасыщенным.
Измерение уровня четкости цвета при прямом просмотре
Методология теста
На каждом телевизоре были отдельно выделены основные цвета - красный, зеленый и синий (RGB) и сравнены с исходным эталоном технических требований SMPTE. Способность каждого телевизора точно воспроизводить эти три цвета представлена как отклонение от SMPTE, например, синий цвет “плазмы” против синего SMPTE.
Результаты теста
Сначала были измерены четкость цвета каждого телевизора, при полной яркости. Результаты показали, что все технологии телевизоров были очень близки к идеальному стандарту SMPTE, с отклонениями не более 2%, за исключением 4%-ого отклонения синего цвета у RPTV.
Рисунок 5 |
Красный и зеленый цвета плазменных панелей практически соответствовали стандарту SMPTE, а синий цвет перенасыщен на 10%. Отклонения красного и зеленого у LCD телевизоров составили 17%, а синий перенасыщен на 29%. Категория RPTV показала следующие результаты: красный и зеленый цвета перенасыщены на 7% и 8% соответственно, а четкость синего цвета ушла от стандарта SMPTE на 27%. Видно, что большинство проблем у всех дисплеев было с воспроизведением четкого синего цвета, но стоит не забывать - человеческий глаз менее всего чувствителен именно к синему цвету. И потом отклонения синего имеют наименьшее значение при его взаимодействии с красным и зеленым цветом.
Измерение уровня четкости цвета при боковом просмотре
Большинство телезрителей согласилось бы с тем, что практически нет никакой разницы, откуда смотреть телевизор, с середины или с боковой стороны дивана. Однако как уже доказано в этом отчете, у некоторых телевизоров уровень яркости значительно уменьшается при боковом просмотре. Возможно, не будет ничего удивительного, если воспроизведение и уровень четкости цвета будет значительно меняться при просмотре фильмов с широкого угла обзора.
Методология теста
Сравнивается уровень четкости цвета принимающих участие в тесте телевизоров со стандартом SMPTE, на этот раз фактически измеряя перемещение цвета в зависимости от вашего местоположения.
Результаты теста
Взяв стандарт SMPTE за основу, просматривая видео с широких углов обзора, мы заметили, что по сравнению с цветами SMPTE у всех трех технологий произошло смещение цвета чуть меньше чем на 3%. Однако, как и с тестами прямого просмотра, когда мы проводили тестирование с фильмом, возникли большие различия в четкости цвета. Если вы помните, в таком видеоконтенте как фильм, главным образом присутствуют темные и тяжелые в черных тонах, глубокие цвета. В этом положении, красные и зеленые цвета, расположенные прямо в середине экрана у ЖК и телевизоров обратной проекции сместились на целых 10%-12%. Другими словами, человек, находящийся на одной из боковых сторон дивана будет видеть другой цвет, чем человек, сидящий прямо перед телевизором.
Плазма же напротив оставалась относительно устойчивой, переместив красные цвет всего на 2%, и меньше чем на процент зеленый. Синий цвет у “плазмы” сместился на 12% по сравнению с 17%-ым у LCD и 40%-ым отклонением у RPTV телевизоров.
Спрос и возможности
Телевизоры, в основе которых лежит плазменная технология, как мы видим из результатов, дают возможность получить наиболее качественную картинку, но, к сожалению, стоят они не мало. Поэтому, если решающим фактором для покупки является цена, то можно подумать и о других технологиях.
Возможно, наибольшей проблемой для плазменных телевизоров на данный момент является небольшой размер поддерживающей его производственной инфраструктуры, по сравнению с мощной инфраструктурой LCD телевизоров. Инвестиции, вкладываемые в создание крупных LCD заводов спроектированных на производство недорогих, высококачественных, больших ЖК панелей для телевизоров, препятствуют развитию и созданию новых предприятий по производству плазменных панелей. Нельзя сказать о том, что рост индустрии плазменных панелей остановился, но огромные капиталовложения, сделанные японскими, корейскими и тайваньскими производителями LCD панелей, которые считают, что за ЖК телевизорами будущее, сыграло свою роль. Однако в прогнозировании рынка сделанном компанией IDC говорилось, что плазменные телевизоры сохранят свое преимущество на международном рынке (и в США) против LCD телевизоров в категории экранов с диагональю более 40" до 2009 года. Продавцы плазменных телевизоров не собираются уступать рынок ЖК и вкладывают миллиарды долларов в производство новых фабрик, продолжая делать плазменную технологию жизнеспособной. Фактически ожидается, что в 2009 году выпуск продукции достигнет 14,3 миллионов единиц, что приведет к увеличению ежегодного темпа роста почти на 32% на период с 2005 по 2009.
Заключение
После проведённых испытаний мы можем говорить о том, что большинство мифов о плазме остаются лишь мифами. Проблема с выгоранием изображения на сегодняшний день не выглядит сложной, любое остаточное изображение легко устраняется при воспроизведении движущегося контента. А паузы 10-20 минут уже совсем незаметны.
Что касается качества изображения и углов просмотра, то здесь заметно лидерство плазмы. И наибольшее соответствие цветовому стандарту SMPTE, и наименьшие потери яркости при просмотре с разных «точек дивана».
Стоит отметить, что все протестированные технологии превзошли ЭЛТ-монитор по уровню чёрного, а в качестве цвета были очень близки к нему. Это стоит отметить видеофилам, до сих пор являющимися приверженцами ЭЛТ технологии.
Контрастность плазменных панелей вроде и не так высока, как у других технологий, но не забывайте, значение контрастности без сопроводительного уровня чёрного весьма сомнительно.
Да, сейчас продавцам плазменных панелей становиться всё тяжелее из-за возросшего количества «мифической» информации и предубеждений против этой технологии. Надеемся, что данное исследование помогло вам разобраться с особенностями всех технологий, и понять главное – красивая и правильная передача изображения является тем самым основным параметром для любых средств отображения информации.
Материал подготовил Владимир Незвигин